Помню, как-то в постперестроечные годы наткнулся на мнение одного искусствоведа по поводу художника Дмитрия Налбандяна.
Налбандян, писал он (пересказываю своими словами), стал олицетворением советского махрового бездарного официоза.
Ну для меня это всегда было импульсом для того, чтоб разобраться, в чем дело, а то и знаком качества: я бросился искать его альбомы, хотя основные работы видел, конечно, – расти в СССР и не увидеть работ Налбандяна было нельзя.
Что сказать в итоге?
Посмотрите сами: «Портрет художника Радимова» (недавно, к слову, я писал о нём здесь), «Цветущий сад», «Портрет стекольщика Полюшкина» или «Полевые цветы» – это ж нереальная живопись! Помалкивали бы, чёртовы искусствоведы перестройки.
Налбандян к тому же с годами будто всё лучше и лучше рисовал. Хотя, казалось бы, куда уж лучше, если он и в 30-е уже был художник первого ряда!
Пару слов о нём: родился 15 сентября 1906 года в Тифлисе, армянин. Из очень бедной семьи – оттого верность его советской власти была более чем осознанной.
Отец – кочегар, затем рядовой работник железнодорожных мастерских; входил в революционные кружки, ещё до революции знал Серго Орджоникидзе.
В 1918 году отца убили; кто убил – неясно; сын, чтобы кормить семью (осталось ещё четыре сестры, а мужик один – он), устроится на кирпичный завод.
Ну а дальше – привычная история реализации великой советской мечты.
С 1924-го по 1929-й учится в Тбилисской академии художеств, в 1931 году переезжает в Москву, работает в сфере совсем ещё молодой советской мультипликации.
С 1943 года – член-корреспондент Академии художеств. Сталинская премия – в 1946-м. Ещё одна – в 1951-м. Академик Академии художеств – 1953-й. Народный художник Армянской ССР – 1965-й. Народный художник СССР – 1969-й.
Умер в 1993 году, про советскую власть никаких разоблачений не оставил; за что ему спасибо. Между прочим, мать Окуджавы – двоюродная сестра Налбандяна. Однако его история сложилась иначе. Похоронен на Новодевичьем; по заслугам.
На прекрасной картине «Комсомолка» – его жена.
Выросший в Грузии, работавший в Одессе и в Москве, армянин по крови, Налбандян стал русским по сути своей человеком. Это и по работам видно. Русским советским человеком и большим художником.
В следующем году у него юбилей. Надеюсь на большую выставку его работ в Москве.
В этом месте я, оказавшийся в пустом отеле, один, на совершенно пустом, как во сне, острове, в начале теплой зимы не помню какого года, часто сидел один.
А потом вдруг на этой картине свое место обнаружил.
Хочется назвать картину «В. В. Путин показывает Ленину проект нового моста в Китай».
В моей домашней коллекции есть одна работа Налбандяна. Не налюбуюсь! Чудо.