Найти в Дзене
Известия

Сильный ход: размер утильсбора вырастет до 10 млн рублей

Оглавление

С 1 ноября в правилах расчета размера утилизационного сбора могут произойти кардинальные изменения. При определении суммы платежа будет учитываться не только объем двигателя автомобиля, но и его мощность. Льготные ставки для импортеров-физлиц, ввозящих машины для личного пользования, сохраняются, но при этом заметно ограничиваются. На какие модели и насколько увеличится размер утильсбора — выясняли «Известия».

Считаем лошадей

Минпромторг разработал проект постановления правительства, предусматривающий изменения правил определения размеров утилизационного сбора. Копия документа имеется в распоряжении «Известий». Пересмотр этих правил коснется только легковых автомобилей (категория М1), уточнили в ведомстве.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По действующий схеме на финальный размер утильсбора влияет год выпуска машины (до трех лет и старше трех лет) и объем двигателя. При этом в Минпромторге отмечают растущий спрос на мощные модели машин, оснащенных «малообъемными» моторами, а также на электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утилизационного сбора, основанный только на объеме мотора, теряет актуальность, считают в ведомстве.

«Чтобы снизить вероятность некорректных расчетов, Минпромторг России предлагает ввести дополнительные показатели для легковых автомобилей (категория М1). Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность двигателя будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале», — сообщили в пресс-службе министерства.

Согласно действующим правилам, для импортеров-физлиц установлены льготные ставки: 3,4 тыс. рублей на новую машину и 5,2 тыс. рублей на модель старше трех лет. Они действуют в отношении автомобилей с мотором не более трех литров при условии, что в течение года физлицо ввозит на свое имя не более одного автомобиля, который в течение последующих 12 месяцев остается в его собственности. Если не выполнено хотя бы одно из этих условий, утильсбор уплачивается по значительно более высоким ставкам — как для юрлиц.

   Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В Минпромторге подчеркивают, что льготы для граждан сохраняются. Однако при этом вводятся дополнительные ограничения.

«Для физических лиц, которые ввозят автомобиль в Россию для личного пользования, предлагается сохранить льготные коэффициенты на самые востребованные категории транспортных средств мощностью до 160 л.с. В случае утверждения предлагаемых изменений они вступят в силу с 1 ноября 2025 года и не отразятся на автолюбителях, которые уже оплатили утильсбор на иномарку по действующим правилам до вступления в силу новой нормы, — подчеркивают в ведомстве.

В министерстве отдельно отмечают, что такие транспортные средства (мощностью до 160 л.с. — «Известия») составляют около 88% от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет. Для регионов Дальнего Востока — более 95% импортированных в прошлом году автомобилей с правым рулем — это модели мощностью до 160 л.с., подпадающие под действие льготного коэффициента даже с учетом предложенных изменений, уточняют в Минпромторге.

Придется заплатить

Как выяснили «Известия», предлагаемые изменения действительно не сильно скажутся на жителях Дальнего Востока. По данным генерального директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, в июле самыми популярными моделями с правым рулем, ввезенными в нашу страну, были Honda Freed, Honda Fit, Toyota Corolla, Honda Stepwgn и Toyota Yaris. Все они по своим техническим характеристикам укладываются в предлагаемую планку в 160 л.с.

   Фото: ТАСС/Мария Дмитриенко
Фото: ТАСС/Мария Дмитриенко

А вот тем, кто планирует привести для себя более мощные модели, вскоре придется существенно раскошелиться. К примеру, в июле самой популярной импортной моделью был кроссовер Geely Monjaro, оснащаемый двухлитровым мотором мощностью 238 л.с. Сейчас при ввозе для личного пользования импортер-«физик» платит утильсбор в размере 3,4 тыс. рублей для новой машины и 5,2 тыс. рублей за машину старше трех лет.

По новым правилам уже с 1 ноября размер этого сбора на новый Geely Monjaro составит 952 тыс. рублей, с 1 января 2026 года — 1,142 млн рублей, а к 2030 году составит уже 1,673 млн рублей. Таком образом, по сравнению с нынешним уровнем ставки утильсбора для «физиков» на эту или близкую по техническим характеристикам модель вырастут в 280, 335 и 492 раза соответственно.

Еще значительнее увеличиваются ставки утильсбора на последовательные гибриды и электрокары. У них в расчет берется максимальная 30-минутная мощность электродвигателей, которая указывается в ПТС, уточнили в Минпромторге. При этом, как следует из проекта постановления правительства, в отношении таких моделей льготы ограничены на уровне 80 л.с.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Так, на популярный гибрид Lixiang L7 (мощность 197 л.с) ставки с ноября составят 1,828 млн рублей, 2,194 млн рублей с января следующего года и 3,212 млн рублей с января 2030 года. Таким образом, по сравнению с нынешним уровнем (3,4 тыс. рублей) ставки для «физиков» увеличатся в 537, 645 и 945 раз соответственно. В отношении самого популярного импортируемого электрокара Zeekr 001 (225 л.с) рост еще более внушительный — в 637 (до 2,166 млн рублей), 905 (3,079 млн рублей) и 1325 (4,508 млн рублей) раз.

В денежном выражении сильнее всего увеличатся ставки утильсбора на наиболее мощные автомобили с многолитровыми моторами вроде люксовых (Rolls-Royce, Bentley, Cadillac) или спортивных моделей (BMW, Lamborghini, Porsche). Утильсбор на них увеличится с нынешних 2,153 млн (новые) и 3,297 млн рублей (старше трех лет) до 6,708 млн и 10,081 млн рублей соответственно.

Рынок ждут перемены

Влияние новых правил расчета утильсбора на рынок будет фундаментальным, считает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк. По ее словам, речь идет о структурном переформатировании всего авторынка. Новая методика, привязанная к мощности и экологическому классу, радикально изменит потребительскую логику, полагает эксперт.

— Стоимость владения мощными автомобилями взлетит, что создаст стимул для перехода на менее мощные и более экологичные модели, включая электрокары. Это также станет серьезным протекционистским стимулом для дальнейшей локализации производства на территории ЕАЭС, поскольку это единственный способ для брендов избежать колоссальных расходов, — заявила «Известиям» Ирина Франк.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Введение новых правил подстегнет спрос на машины и на их импорт, уверена она. По ее мнению, в ближайшие полтора месяца начнется «предрегуляторная гонка».

— Крупные импортеры и дилерские сети уже активно наращивают поставки и регистрацию тех моделей, которые сильнее всего подорожают после введения новых правил. Это логичное стремление растаможить и продать автомобили по старым, более низким ставкам. Соответственно, мы увидим краткосрочный всплеск и на стороне ввоза, и на стороне продаж, прежде всего в премиальном сегменте. Однако вслед за этим неизбежно последует период резкого спада и переформатирования предложения уже по новым ценам, — отмечает она.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Под удар в первую очередь попадают узкие, но экономически и символически важные сегменты рынка, считает представитель японской экспортной компании HSS на территории РФ Никита Колесников. Наибольшее влияние новые правила окажут на мощные внедорожники, пикапы и спортивные автомобили премиум- и люкс-класса, подчеркивает он.

— Для этих категорий транспортных средств, чьи двигатели часто превышают отметку в три-четыре литра, сумма утильсбора перестанет быть просто операционным расходом, а превратится в существенную составляющую финальной цены, достигая нескольких миллионов рублей, — уверен он.

Сокращение рынка и рост цен

С принятием новых правил цены на машины вырастут достаточно сильно, полагает директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов.

— Но мы поддерживаем данную инициативу, потому что это «обелит» рынок. Сейчас большое количество автомобилей ввозится с уплатой льготного утильсбора. Дальше эти машины перепродают. По большому счету, это факт коммерческой деятельности, — отмечает он.

   Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Кроме того, по схеме, когда машина ввозится сразу на конечного потребителя, тот, кто вез машину, выступает как агент и на реализацию этого товара не распространяется закон о защите прав потребителей, отмечает Николай Иванов. Таким образом, интересы конечного покупателя никак не защищены с точки зрения гарантии на товар и юридической чистоты сделки.

После вступления закона в силу импорт автомобилей мощностью свыше 160 л.с. сократится минимум на 15% по естественным причинам, спрогнозировал «Известиям» заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. Схема, при которой на классифайдах размещались машины с льготным утильсбором, сойдет на нет, считает эксперт.

— Минпромторг планомерно закрывает все возможные лазейки, где льготы применялись не по назначению и фактически превращались в отдельный бизнес. В преддверии изменений многие продавцы уже поднимают цены, стремясь заработать на волне прогнозируемого спроса, когда в течение 1–1,5 месяцев машины, ввезенные по льготному «утилю», будут окончательно распроданы, — рассказал он о нынешней ситуации на рынке.

   Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Введение дополнительных критериев расчета утильсбора приведет к росту цен на новые, а вслед за ними и на подержанные машины, уверен главной редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. При этом подорожают не только модели мощностью свыше 160 л.с., но и менее мощные машины, полагает он.

— Уже на днях мы, скорее всего, увидим ажиотажный спрос на автомобили, находящиеся на дилерских складах, а также увеличение их импорта. Повторится ситуация прошлой осени, когда в преддверии предыдущего повышения утильбора спрос на машины граничил с паникой. При этом, как показывает практика, за такими всплесками всегда идут куда более резкие падения, — рассказал Максим Кадаков.

Судя по всему, за предложением пересмотреть правила расчета утильсбора стоит желание пополнить казну, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Однако нынешняя весна показала, что на фоне падения рынка заметно снижаются и поступления средств от этого сбора в бюджет, напомнил он.

Превращение в Кубу

Поскольку ставки утильсбора не действуют в отношении техники старше 30 лет, у России есть шанс превратиться в итоге в «автомобильную Кубу», считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

— В Европе, США и других странах мира есть немало раритетных машин, у которых есть то, чего пока нет и не предвидится на моделях российского производства, если не говорить о штучной продукции: двигатели V6 и V8, полноценные «автоматы», климат-контроль и подушки безопасности для всех пассажиров. Да, это модели старше 30 лет. Но тем, кто хочет ездить на машине с упомянутыми опциями, видимо, придется пересаживаться именное на них, так как на такие модели не распространяется утильсбор, — заявил «Известиям» Антон Шапарин.

Авто
5,66 млн интересуются