В коллекции братьев Гапановичей много классических мотоциклов, но японских – наперечет. Например, есть Suzuki GS750 1980 года выпуска, на котором иногда выезжает Виталий. Модель очень редкая, особенно для Беларуси. Специально для ABW Виталий рассказал ее историю и поделился опытом эксплуатации.
«Скорость на спидометре в те времена специально занижали»
– Эта модель интересна тем, что производилась всего лишь два года, с 1980-го по 1982-й, – начинает рассказ Виталий. – Здесь стали применять 16-клапанный двигатель, что подчеркивалось шильдиками. Мощность по сравнению с 8-клапанным мотором выросла с 60 до 79 л.с. Модель продавалась в США, оттуда четыре года назад приехала в Беларусь. А где-то три года назад я купил этот мотоцикл.
Что бросается в глаза, так это прямоугольная фара. Когда-то я с братом Олегом рассказывал на одной из мотовыставок, что советские байкеры-рокеры ставили на «минскачи» и JAWA фары от МАЗа – мол, это считалось невообразимо крутым, так подражали японским мотоциклам из 1980-х. Этот Suzuki – прямое доказательство тому, что подобная оптика шла на азиатской технике с завода в то время. Кстати, уже на следующей версии мотоцикла в 1983 году фару сделали классической круглой.
Панель приборов очень интересная. На те времена она выглядела, как планшет в современных автомобилях, настолько же необычно. Раньше ведь как было на мотоциклах? Два «стакана» приборов да пара лампочек. А здесь спидометр и тахометр в одном блоке плюс сигнальные лампы поворотников, давления масла, дальнего света, нейтрали и отдельное окошко под включенную передачу. Причем светит настолько ярко, что цифра видна даже в яркий солнечный день.
Обратите внимание на спидометр: тут две шкалы, а разлинеен он только до 140 км/ч. После покупки я сперва даже разволновался: неужели у 750-кубового «японца» такая низкая максимальная скорость? Оказалось, дело в особых американских нормах, которые действовали в те времена. Производителей обязывали занижать скорость – считалось, что это поможет уменьшить количество аварий. Впрочем, от такой практики отказались уже к 1983 году…
Дуги – это опция, мотоцикл приехал с ними из США. На них же расположены подножки, поэтому ездить по трассе очень удобно, можно менять положение ног. Это такая чопперская тема, хотя в городе так не покатаешься. Приходится убирать ноги на изначальную позицию, чтобы переключать передачи и тормозить.
Еще одна фишка – спинка. Ее можно выдвинуть аж до водителя! А можно, наоборот, отставить максимально далеко, чтобы поместить как можно больше багажа.
«Даже лампочки 1980 года выпуска до сих пор светят»
Мотоцикл я заприметил четыре года назад. Нашел фирму, которая гоняла классические мотоциклы в Россию и Беларусь. Поскольку это не такая популярная тема, как современные спортбайки, то GS750 провисел в объявлениях почти год. Со второй попытки мы сошлись с продавцом в цене. Купил этот Suzuki в феврале 2022 года – можно сказать, заранее поздравил себя с днем рождения, он у меня в марте.
До Suzuki у меня уже был Kawasaki Z400 1974 года выпуска, поскольку мы с братом увлекаемся не только советской, а разнообразной техникой. Мне в особенности нравятся аппараты из 1970-1980-х годов. Это направление становится все более популярным, что хорошо видно даже по «Кола часу».
На одометре при покупке было 21 700 миль – для такой техники это очень скромный пробег. Было заметно, что мотоцикл очень долго стоял. Открыл бак после покупки – а там как будто бражка, а не бензин. Поэтому для первого запуска пришлось немало поработать.
Естественно, весь бензобак очищался, вымывался, обеззараживался. На четыре цилиндра по своему карбюратору Mikuni. Каждый из них я раза три-четыре снимал, чистил, заказывал ремкомплекты, менял и гонял к другу на синхронизацию, пока в конце концов не купил свой синхронизатор. Само собой, менял и масло, и фильтры. На моторе подсказка – 3200 мл, 10W40. Это намек на то, насколько живучий этот двигатель и какой объем масла сюда нужен.
Цепь и звезды были в отличном состоянии, с ними ничего не делал, кроме того, что снял, почистил и вернул на место. Интересно, что тормоза современные, дисковые, причем на переднем колесе сразу два диска. Не скажу, что мотоцикл останавливается прямо суперкруто. Скорее, просто хорошо. Конечно, пришлось менять и тормозную жидкость, и ремкомплекты в суппортах.
Электрика вся была в порядке, работала и работает по сей день. Даже японские лампочки 1980-го года выпуска все еще светят. На мой взгляд, очень красивый задний фонарь. Прямо даже какой-то сексуальный! До этой модели Suzuki фонари ставила как некий отстраненный от всего мотоцикла элемент. А здесь он как его продолжение.
Где-то спустя полгода после покупки мотоцикла увидел объявление о продаже GS750 в Орше. То был Suzuki уже с круглой фарой и видоизмененной панелью приборов, такая переходная версия. Разговорился с продавцом, рассказал ему про свой мотоцикл – и в итоге купил себе донора за $200. У него был заклинивший мотор, а я с него снял генератор, потому что в моем мотоцикле он не выдавал нужную мощность. Наверное, это было самое большое вложение за три года.
Еще пришлось немало помучиться с вилкой – я ее перебирал, на это ушло много времени и сил. К слову, с поиском запчастей на «японцев» 1980-х годов проблем нет – все довольно быстро находится, в отличие от моделей 1970-х.
«110 км/ч – это для него нормальная крейсерская скорость»
Езжу я не каждый день, хотя бывает, что очень хочется. Просто не хватает времени, да и нужно уделить внимание остальной технике в нашей коллекции. За время владения проехал максимум полторы тысячи километров. В прошлом году с женой ездили отдыхать на Нарочь. На этом мотоцикле вдвоем ехать офигенно, он очень плавный. Но это как плюс, так и минус – пару раз задний амортизатор пробивало.
Тяга у мотоцикла паровозная. Возможно, на нем не получится выстреливать со светофора, но он спокойно едет с потоком, на нем точно не тупишь. Расход топлива около пяти литров, если ехать по трассе от 90 до 110 км/ч. 110 км/ч – это для него вполне нормальная крейсерская скорость. Жаль, родная квадратная ветрозащита от мотоцикла потерялась где-то по дороге в Беларусь.
Удивительно, что остались зеркала. Они родные и очень дорогие, но отличнейшие, в них все видно. Качество сборки очень крутое. Зеркала стоят на резиновых втулках и амортизируют при езде, не дребезжат.
Что будет с мотоциклом дальше? Хочу на нем кататься, когда будет время, и наслаждаться! Такие съемки – это лишний повод достать мотоцикл и проехаться на нем. Да, есть потертости, патина, где-то даже ржавчина. Но, как я уже говорил, в этом свой кайф – мотоцикл выглядит как техника с историей. А покрасишь его – и смотреться будет уже не так атмосферно.
]]>