Весь мир знает хор имени Пятницкого. Но вот биография самого Пятницкого известна не очень широко. И у этого есть причины.
Я вчера, дорогие читатели, пока готовила материал о Зыкиной, вдруг зависла вот на каком моменте. Начинала Зыкина петь в хоре имени Пятницкого. Полностью он называется Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого. Коллектив всемирно известный. Но я вдруг подумала, что о самом Пятницком вообще ничего не знаю.
Кем он был? Почему в его честь назван знаменитый коллектив? Вот ни разу, за мою жизнь информация эта мне не попадалась.
Решила выяснить, а заодно и вам рассказать. Поскольку, подозреваю, что не я одна никогда не встречала информации о данном человеке.
***
Итак.
Его полное имя - Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927 гг.) и его жизнь была весьма непростой, с внезапными поворотами судьбы, отчасти вызванными слишком тонкой душевной организацией нашего героя. Возможно, из-за этого биография Пятницкого известна не особенно широко. Есть вещи, на которых, видимо, принято не акцентировать внимания.
Но.
Человек был таким, каким был. Он сделал прекрасное дело. И сделал его имея ту же самую биографию. Поэтому надо относиться с уважением к реальным фактам.
***
Митрофан Пятницкий был очень простого происхождения. Он родился в селе Александровка Воронежской губернии, в многодетной семье местного дьячка Ефима Петровича Пятницкого. Дьячок этот славился красивым голосом. Семья жила бедно. Разводили кур и гусей, чтобы прокормиться. И у Митрофана, как и у остальных его братьев был только один жизненный путь - в духовное училище.
Он, действительно, поступил в Воронежское духовное училище после церковно-приходской школы, и учился там не особенно хорошо. А потом, произошел случай, после которого училище он бросил.
Митрофан приобрел на рынке книжицу, под названием Песенник, с русскими народными песнями и с друзьями начал на досуге эти песни распевать. Попался на этом деле руководству училища - песенник у него отобрали, сделали внушение за кабацкие песни, неуместные в устах ученика духовного училище, а когда потом мальчик отправлялся домой на каникулы, ему вручили письмо для отца, с рекомендацией выпороть сына.
В этом месте обычно делается акцент на то, что религиозные столпы выступали против русской народной песни. Хотя ясно сказано, что песни были именно кабацкими. Если что - у меня был материал о том, что в оригинале песня Камаринская, например, была верхом вульгарности. Даже если до революции ее исполняли без слов, дамы краснели и падали в обмороки. А если вам довелось слышать необработанные русские народные частушки... В общем, нельзя однозначно осуждать семинарское руководство.
Короче, мальчик отцу письмо не передал - побоялся. И возвратиться в семинарию теперь было тоже невозможно. От переживаний у Митрофана произошел нервный срыв и он упросил родителей оставить его дома. Оставили. Ничего не подозревая о настоящих причинах волнений. Теперь Митрофан с сестрами пас гусей.
***
Далее жизнь Митрофана пошла по обычной для выходца из его среды колее. Он подрос с гусями и был отправлен в соседнее село, к старшей сестре. Там его выучили на слесаря. Все на практике, непосредственно в мастерской. Получив профессию, Митрофан подался на заработки в Воронеж. Там устроился на более спокойное и хлебное место - писарем. Потом поднаторел в бухгалтерии... и вернулся в духовное училище, но уже экономом! Грозное начальство давно забыло и простило его детское "преступление" и отношения у них были хорошие.
Более того.
Однажды Митрофан, который, как вы уже поняли, любил петь и был наследственно одарен голосом, на ярмарке услышал неких гастролирующих итальянских певцов. И даже эти, пятисортные певцы произвели на него неизгладимое впечатление. Он очень захотел петь сам. И руководство духовного училища, видя его зацикленность на этом желании, даже помогло ему найти учителя пения, и подкинуло денег на мечту. Теперь Митрофан ничего в жизни не желал сильнее, чем стать профессиональным оперным исполнителем.
Исполнение мечты сильно приблизилось, когда Пятницкого, несмотря на отсутствие нужного предварительного образования, приняли в московскую консерваторию. Так указано в его биографии. Но приняли как-то странно - при условии, что он будет там же работать экономом.
Так или иначе, Пятницкий добрался до консерватории, хотя лет ему было уже немало - 32.
***
Но тут произошло событие, перечеркнувшее его удачу.
Еще в Воронеже он влюбился.
Избранницей Митрофана Пятницкого была некая Валентина, с которой он познакомился при удивительных обстоятельствах - Валентина пыталась утопиться.
Дело в том, что деву соблазнили и бросили. Она прыгнула с горя в реку, а Пятницкий, который в это время проходил мимо, увидев, что творится, прыгнул следом и деву спас. Валентине идти было некуда. Соблазнитель испарился, родители ее такую не ждали, и в итоге заботы о ней взял на себя спаситель Митрофан. Снял ей квартирку, начал обеспечивать по своим силам, и вознамерился жениться. И все шло уже к свадьбе, как вдруг вернулся коварный соблазнитель. И легко соблазнил эту Валентину еще раз. Она тут же бросила Пятницкого и сбежала со своей первой любовью.
Вот такие страсти!
***
На ранимого Пятницкого это событие произвело сокрушающее воздействие.
Он замкнулся. Все бросил. Уехал к родителям и засел там в сарае, ни с кем не общаясь. Сидел в этом сарае несколько месяцев и выходить не собирался. Состояние его явно было ненормальное. Поэтому были вызваны врачи и страдальца забрали в лечебницу для душевнобольных. Сперва - в воронежскую. Потом, поскольку лучше ему не становилось, сердобольное начальство из духовного училища, в лице отца Иоанна (а именно он, в основном и был автором всех перемен в жизни Митрофана) подняв связи, отправило его лечиться в Москву, в морозовскую лечебницу для душевнобольных, которая тогда считалась лучшей в стране.
Вышел Пятницкий из объятий психиатров только через 2,5 года. Но полностью, видимо, так и не излечился. Он до конца жизни оставался человеком крайне ранимым и патологически застенчивым. Людей - боялся.
Естественно, с консерваторией дело свернулось, но вот в Москве Пятницкому остаться удалось Он был хоть и пугливым, но сотрудником прилежным. Так что, после выхода из лечебницы его там же и оставили. Он получил небольшую квартирку, оклад, и работал в лечебнице по канцелярской части.
В этой лечебнице он проработал 25 лет! С 1899 по 1923 год.
Эта работа подарила ему стабильность материального положения, некоторый досуг и возможность посвятить себя своему хобби.
***
Сперва он все еще мечтал об оперной сцене. Купил граммофон. Пластинки с записями выступлений итальянских оперных певцов. Слушал их и пел. Иногда брал платные уроки пения. В общем, хобби выросло из мечты.
Впрочем, и с мечтой он расстался не сразу.
Пятницкий каким-то образом добрался до Шаляпина и убедил его себя прослушать. Шаляпин организовал ему концертик в обществе нужных людей. Но когда пришло время выступить - Пятницкий просто не смог. Он, как мы помним, боялся людей. В общем, дело закончилось не концертом, а нервным срывом. Детали мы не знаем, но, видимо, стало понятно и самому Пятницкому, что петь на итальянском языке оперные арии - не то, что у него получается
И после этого именно Шаляпин надоумил Митрофана обратить внимание на народные песни.
Тогда время было такое - все образованные люди увлеклись этнографией. Собирали народные сказки, предания, записывали обычаи... Вообще, ходили за крестьянами по пятам, восхищались их разумным, обкатанном веками образом жизни и все записывали.
Это было модно, так что Шаляпин ничего особенно оригинального не придумал. Просто переориентировал человека.
Причем, это был не вот, брошенный в беседе совет... Шаляпин проникся ситуацией. Навещал Пятницкого (который после срыва опять попал на лечение), гулял с ним, беседовал. В итоге - переориентировал. И тоже познакомил с нужными людьми. Собирателями этнографического наследия.
***
И знаете - Пятницкий, наконец-то нашел себя! Вписался в коллектив единомышленников.
Он купил фонограф (прадедушку магнитофона), и начал ездить на досуге по русским селам и записывать народные песни.
Ездил он в основном по Воронежской, Рязанской и Смоленской губерниям.
Провел очень большую работу.
Записал около 400 песен. Собрал народные инструменты, народные костюмы... В 1904 году даже издал на свои средства сборник народных песен. В нем было всего 12 песен, но этот сборник сделал его известным. Он подсобирал еще материал и выпустил более капитальный труд - и здесь его накрыло волной славы.
***
В 1910 году он влюбился еще раз, и тоже безответно. В молодую девушку-крестьянку, которая с семьей выступала, исполняя народные песни. С девушкой ничего не вышло, зато вышло с ее бабушкой - 70-летней крестьянкой Ариной Колобаевой. Женщина отлично пела и знала огромное количество песен. В итоге Арина с дочками и внучкой была приглашена Пятницким в Москву, и в том же 1910 году на базе их семейного коллектива был организован хор народной песни из 18 человек - чистокровных крестьян из губерний, где Пятницкий собирал свой материал.
Можно сказать - любовь его погубила - любовь его и спасла. Хоть и безответная.
***
В общем, с этим небольшим но голосистым крестьянским коллективом Пятницкий начал давать концерты в местах, где собирались образованные любители русской истории и русского народа. Первый концерт состоялся в 1911 году.
Артисты пели в родных костюмах и именно так, как пели у себя в деревне на завалинке. В этом и была вся фишка. Но выступали они не в ресторанах, как цыгане, к примеру, для развлечения жующей публики, а именно давали этнографические концерты.
Публика была в восторге! Живые крестьяне! А как поют, оказывается!!!
***
После революции Пятницкому повезло в том плане, что выступление его хора в 1919 году понравилось лично Ленину. Несмотря на то, что состав участников коллектива менялся, жива была, так сказать, сама идея. И она понравилась новой власти.
К этому времени Пятницкий был уже хорошо известен и даже знаменит. В новые условия он неплохо вписался. Даже несколько лет преподавал пение в студии МХАТ. В 1925 году получил звание Заслуженного артиста.
А в 1927 году умер. В 62 года. Рановато, конечно.
Но - его дело, его хор, продолжают жить.
Вот такая неординарная история увлеченного человека. Вообще удивительная судьба. Как через потрясения и неудачи мы находим порой свой истинный путь и свое настоящее призвание.
Дорогие мои - не забывайте меня хвалить - не словами, а деньгами.))
Донатами поддерживать ведение канала можно ЗДЕСЬ.
Всем здоровья, удачи и благополучия!