Кто-то мечтает об отпуске на море, кто-то каждый год поднимается в горы, кто-то не представляет себе отдых без удочки и палатки. А я просто люблю города, большие и маленькие, шумные и спокойные, хранящие свою историю и рассказывающие её каждому, кто хочет их слушать. Представьте себе, я столько раз слышала о том, что в Саратове нечего делать, что просто обязана была увидеть это собственными глазами. Сегодня я не буду рассказывать вам, как мы варили раков и любовались закатом над Волгой с колеса обозрения на набережной. Я приглашаю вас немного пройтись со мной по небольшому участку самой длинной прогулочной зоны Европы - восьмикилометрового Саратовского пешеходного кольца. По центру этого города просто невозможно гулять, не залюбовавшись на памятники архитектуры. Нам повезло снять квартиру прямо на проспекте Петра Столыпина. Поэтому сегодня вы будете смотреть моими глазами на те дома, которыми я любовалась ранним утром и вечерами во время своих саратовских прогулок.
К сожалению, во время нашей прогулки не будет солнечных кадров. Но немного из того изобилия огней золотых на улицах Саратова, мгновенно всплывающих в памяти при упоминании этого города, я вам конечно же покажу. Пешеходное кольцо проходит по исторической части города через Набережную Космонавтов, улицы Волжскую и Октябрьскую, проспект Столыпина, площадь Кирова, улицу Рахова и парк Горького. Мы начнём с Волжской улицы, первой ставшей пешеходной в 2016 году.
Волжская улица заворожила меня с первых шагов. Перед вами построенный в конце XIX века дом дворянина В.М. Беклемишева, гласного Саратовского уездного земского собрания, заседателя местной дворянской опеки. Здесь на первом этаже располагалось Императорское общество правильной охоты, председателем которого и был его владелец.
Следующий дом в стиле модерн был построен в 1901 году по проекту архитектора П.М. Зыбина. Его часто называют одним из красивейших зданий Саратова. Есть у него и ещё одно народное имя - замок Елены Прекрасной. Дело в том, что строился он по заказу купца Семёна Исаевича Аносова, жена которого, Елена Александровна, славилась своей красотой. В 1909 году купеческая чета развелась, продав свой дом. С 1910 года владельцем здания стал представитель рода крупных саратовских мукомолов А.Э. Борель. И сегодня дом известен именно как особняк Бореля.
Моё внимание привлекли выступающие декоративные карнизы крыши и, конечно же, окна. Сегодня среди его прекрасных, пусть и немного осовремененных интерьеров с изгибающейся дубовой лестницей, лепниной и росписями заключаются браки. В здании расположен Дворец бракосочетаний.
Почему я решила показать вам это здание, построенное в 2000 году и не имеющее исторической ценности? Просто мне очень нравится, когда современным градостроителям удаётся удачно вписать современную постройку в общую картину улицы, не нарушив её атмосферу.
Именно по Волжской (в то время Армянской) улице в 1908 году запустили один из первых трамвайных маршрутов в Саратове. В городе и сейчас есть экскурсионный ретро-трамвай "Яша". А вот этот вагон, установленный на Волжской улице, носит имя "Семён". Вот он, трамвай № 6. Его маршрут с 1936 года перевозил пассажиров и по этой улице от железнодорожного вокзала до пристани. Говорят, что такие имена дали своим трамвайным вагонам их водители в то время.
Не могу удержаться, чтобы не показать вам великолепное панно с танцовщицами в голубом по мотивам картины "Танцовщицы" австрийского художника Франца фон Штука. Керамические плитки для него были изготовлены в мастерской П.К. Вакулина. Чтобы увидеть его, перед парком нужно свернуть на Соборную улицу. А украшает оно особняк К.К. Рейнке, занимавшегося развитием мукомольной промышленности в Саратовской губернии в XIX веке, построенный в 1909-1911 годах по проекту знаменитого архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля.
Парк "Липки" был заложен ещё в первой половине XIX века. Тогда он назывался Александровским бульваром или просто городским бульваром. Меду прочим, это был один из первых доступных всем общественных садов в России. В 1824 году мещанином М. Смирновым и крестьянином Н. Федоровым здесь было высажено 1080 молодых липок. Поэтому со временем, когда деревья подросли, в народе и появилось название "Липки".
"Дума, имея за рассуждение, что к украшению города нужным признать сделать на площади Александровского собора бульвар, насадить липок и сделать приличную огородку". (из журнала Саратовской городской думы)
Сегодня мы не пойдём по нему гулять, а просто полюбуемся на его ворота и ограду, появившиеся здесь в 1908 году по эскизам художника Сергея Чехонина.
В 1912 году прямо в центре города появился особняк по проекту столичного архитектора К.А. Дулина (автора проекта Хлебной биржи в Москве). Дом представителя известного рода богатейших саратовских купцов Ивана Петровича Шмидта ещё называют особняком со львами. Парадный вход в него со стороны сада во дворе украшают фигуры львов и манерно-пластичный грот. Но даже со стороны улицы можно залюбоваться античными фигурами и растительным орнаментом на его фасаде. С 2000-х годов в здании располагается Региональный центр поддержки одарённых детей.
А рядом сегодня находится прекрасный архитектурный образец уже советской эпохи. Это последняя работа архитектора Фёдора Францевича Леонгарда, законченная уже через два года после его смерти в 1940 году. Это многоэтажный жилой дом кооператива Инжкоопсоюза для инженерно-технических работников, с высокими потолками, характерными для "сталинок".
Невозможно не обратить внимание на прекрасные тематические барельефы на парапетах здания. А ведь по проекту на крыше должны были быть ещё и две скульптурные группы на углах.
Немного в глубине улицы относительно остальных построек расположено Архиерейское подворье. Когда-то целый квартал между улицами Первомайской и Волжской, Радищева и Соборной занимал усадебный комплекс зданий, принадлежавших епископам Саратовским и Царицынским.
Каменная шатровая церковь-часовня на трех рядах кокошников с двумя симметрично расположенными притворами "Утоли моя печали" являлась частью архиерейской усадьбы. Построили её в 1906 году по проекту саратовского архитектора П.М. Зыбина. В советские годы в этом красивейшем здании был открыт Саратовский планетарий, однако внешний облик храма прекрасно сохранился. В 1965 году Епископ Саратовский и Волгоградский Пимен своим предложением отреставрировать его на средства епархии настолько ошарашил городские власти, что исполком сам изыскал средства на косметический ремонт планетария, даже вернув с личного разрешения первого секретаря обкома партии кресты на витые купола здания.
Храм вернули епархии в 1990 году. А в 2004 году на основе его прихода вновь организовано Архиерейское подворье. Представляю, насколько празднично эта церковь выглядит в солнечный день.
И здесь же рядом можно увидеть двухэтажное здание архиерейских торговых рядов, протянувшееся одним крылом вдоль улицы Радищева (бывшей Никольской). В своё время епархия использовала его как доходный дом: на первом этаже располагались торговые лавки саратовских купцов, на втором - гостиница для пребывающих в Саратове священнослужителей.
Мне эта поездка принесла очень много не только новых впечатлений, но и новой для меня информации. Одним из таких откровений стало то, что именно в Саратове в 1912 году была открыта Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория, ставшая третьей в России после подобных учреждений в Москве и Санкт-Петербурге. А ведь первоначально планировалось сделать это в Воронеже. Здание в псевдоготическом стиле по проекту саратовского архитектора Александра Ягна к тому моменту уже было построено в 1902 году для существовавшего в городе с 1885 года музыкального училища, на базе которого и создавалась консерватория.
Но появлением поющих химер на его фасадах, окон-розеток с изображениями сов и виноградных гроздьев да и вообще практически полной реконструкцией, превратившей к осени 1912 года здание консерватории в средневековый готический замок с башнями, мы обязаны проекту другого архитектора С.А. Каллистратова.
Я проходила около Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова и в семь утра, и в семь вечера. И каждый раз слышала доносившиеся из её окон волшебные звуки музыки. Такое ощущение, что она живёт своей удивительной, не умолкающей жизнью.
Движение транспорта по проспекту Петра Столыпина было закрыто в 1983 году, сделав его одной из первых пешеходных зон в России. У этой саратовской улицы за всё время её существований неоднократно менялось название. Мне почему-то сразу вспомнились поборники возвращения улицам их исторических "имён". Вот где широчайшее поле для их споров, какое наименование считать достойным красоваться на домах и картах. Немецкая улица, улица Скобелева, улица Республики, проспект Кирова, проспект Столыпина, - просто на любой вкус и взгляд.
Прекрасная "сталинка" по проекту архитекторов архитекторов В.С. Аралова и Т.Г. Ботяновского появилась на тогда ещё проспекте Кирова в 1955 году.
Квартиры в верхних четырёх этажах являлись образцом комфортного советского жилья, среди жильцов дома были руководящие работники города, области и крупных предприятий, известные деятели культуры, науки, образования и здравоохранения. На фасаде здания установлена мемориальная доска в память о Героях Советского Союза Сергее Ивановиче Сафронове и Василии Фёдоровиче Яковлеве, проживавших в нём в 1963–1973 и 1955–1971 годах соответственно.
А вот дом напротив был построен ещё в конце XIX века для семьи саратовского купца второй гильдии Степана Егоровича Замоткина. Именно в этом здании в 1903 году прошла одна из первых демонстраций синематографа, а спустя три года заработал "Синематограф Патэ".
На всём протяжении проспекта меня не покидала мысль о том, как строители и проектировщики умудрились "слепить" все эти здания в единую линию буквально стена к стене, практически без зазоров между ними. Попасть во дворы можно исключительно через арки. Скажу я вам, въезжать по пешеходной улице через одну из таких арок с воротами, закрытыми на кодовый замок, чтобы попасть в снятую нами квартиру, - незабываемое ощущение. А альтернативных вариантов просто не существует.
Посмотрите на розовый дом с каменным балконом, украшенный лепниной и вазами. В этом здании, построенном во второй половине 1900-х годов, его владелец, поволжский немец Иван Христианович Эрфурт в 1865 году открыл гостиницу, которую так и стали называть "номера Эрфурта". Сегодня на первом этаже находится один из старейших на улице магазин подарков и сувениров "Лада".
Доходный дом, построенный на средства купца И.З. Красновского в 1911 году, выделяется отделанным кафельной плиткой фасадом. Точнее, дом на этом месте существовал и раньше, но его неоднократно достраивали и перестраивали.
Каждому туляку знакомо имя владельца придворной пекарни Дмитрия Ивановича Филиппова. Не знаю, вспоминают ли саратовцы его булочную с такой же ностальгией, как мы. В Саратове филипповские булочная и кондитерская с 1912 года располагались именно в этом доме, специально купленном Филипповым. Первым владельцем здания был торговавший недвижимостью предприниматель Ф.Я. Дружинин. Строили его по проекту А.М. Салько. Но именно хлебная продукция прославила этот дом перед революцией. Филипповский в Саратове продержался на три года дольше, чем в Туле. С 1923 года это был "Хлеб от Стружкина", а с 1972 года просто магазин № 3 саратовского хлебторга. Но в 2004 году здание бывшей фабрики выкупили и окончательно разорили частные предприниматели, и знаменитый хлебный магазин перестал существовать.
Следующее здание, хоть и было построено в XIX веке, своим сегодняшним обликом обязано П.Г. Бестужеву, перестроившему его до трёх этажей, заказав проект известному саратовскому архитектору А.М. Салько. С тех пор в назначении дома ничего не изменилось: магазины на первом этаже и квартиры на втором и третьем.
Интересно, что когда-то здесь был модный магазин Аделаиды Сервье, в доме у которой останавливался Александр Дюма (отец) во время своего двухдневного пребывания в Саратове в октябре 1858 года.
Думаю, всё хоть раз слышали о знаменитой саратовской гармошке с колокольцами. Первое упоминание о ней появилось в 1866 году в газете "Саратовский справочный листок". И хотя инструментов той поры почти не сохранилось, вы сегодня можете услышать её звучание. В 2009 году на проспекте установили ей памятник (скульптор В. Пальмин). Именно около него каждый день в полдень и в 18.00 звучит мелодия в её исполнении.
Этот угловой дом заметно издали, благодаря башне с часами и флюгером. Он был построен в стиле эклектики в 1870 году, как предполагается, по проекту губернского архитектора К.В. Тидена. Его называют "дом Блюм" по имени швейцарского предпринимателя Иоганна Генриховича Блюма, купившего его в 1874 году, чтобы наладить здесь производство шляп и фуражек. В конечном итоге в здании разместились шляпная мастерская, магазин и жилые апартаменты.
В 2016 году новый владелец отреставрировал дом, а с 2022 года часы на его фасаде каждые три часа играют мелодию композитора Кирилла Владимировича Молчанова "Огней так много золотых" из фильма "Дело было в Пенькове".
Когда-то на этом месте размещалось обычные питейное заведение, закрывшееся из-за огромного количества скандалов и драк. Позже его снесли из-за ветхости. В 1889 году на средства купцов Парусиновых был построен дом, который мы видим сегодня. Впрочем, в нём продолжали размещаться развлекательные заведения: ресторан "Столичный", первый синематограф, электробиоскоп "Мишель", позже ставший кинотеатром "Гранд-Мишель", "Прожектор", "Культармеец" и "Центральный". Расположенному здесь сегодня развлекательному комплексу в 1999 году после реконструкции здания вернули историческое название "Гранд-Мишель".
История следующего здания словно рассказывает о том, что прежде, чем кардинально сменить род своих занятий, нужно трезво посмотреть на свои способности со стороны. В 1865 году на этом месте стоял дом, которым владел занимавшийся торговлей обувью М.М. Корнеев. Второй его этаж снимал господин Свечин, открывший там номера и ресторан. Михаил Михайлович забросил торговлю и открыл гостиницу "Прогресс" с тропическим садом и фонтаном. Увы, в 1877 году здание было продано за долги. А дальше началась чехарда с владельцами, не укладывающаяся в моей голове, потому что дом называют и домом Шульца, и домом Волкова, и домом Полякова, и домом Рейнвальда, и домом Носовича... Так что давайте просто полюбуемся на украшающих его фасад атлантов.
А напротив расположен прекрасный пятиэтажный образец "сталинского ампира", построенный по проекту архитектора Т.Г. Ботяновского в 1953 году. Строили его специально для работников газовой промышленности "Саратовнефтегаза".
Доходный дом купца В.А. Красулина, построенный в 1912 году в стиле модерн по проекту архитектора Марсова, мне кажется, прямо говорит о том, что его хозяин хотел быть не похожим на своих соседей. У него очень интересный ассиметричный центр из двух абсолютно разных башен, а между окнами третьего этажа расположились барельефы с грифонами.
Когда-то здание, построенное в 1860-х годах саратовским купцом И.Н. Уфимцевым, было первым в городе домом с заасфальтированным вокруг него участком. В 1908 году, когда им уже владел купец первой гильдии П.Г. Бестужев, по проекту А.М. Салько был надстроен третий этаж и обновлён фасад. Сегодня это прекрасно отреставрированная часть торгового комплекса "Манеж" с великолепными чугунными балконами и старинной чугунной лестницей, отлитой на заводе А.В. Чирихиной, внутри.
В конце 1880-х годов купец К.Ю. Юрьев выкупил на Немецкой улице сразу несколько построек, надстроил у центрального здания второй этаж и соединил с ним два флигеля. До 1912 года в доме была большая арка, но её заложили, чтобы открыть на первом этаже ещё один магазин.
Кондитерская "Отъ Прачкина" - место, в которое стоит заглянуть сладкоежкам за знаменитым саратовским пирожным "Волга" (тонкий бисквит и толстый слой белкового суфле, покрытого шоколадной глазурью). Местные жители утверждают, что только здесь его выпекают по оригинальному рецепту, придуманному кондитером Александром Прачкиным в середине прошлого века. Рецепты, по которым изготавливаются торты, пирожные и самая разнообразная выпечка, не меняются здесь с советских времён и держатся в секрете. Мы покупали "Волгу" и вкуснейшее безе. Попутно же, забирая свою коробочку со сладостями, как и раньше перевязанную бечёвкой, вспомните, что вы находитесь в бывшем доходном доме П.К. Быкова первой половины XIX века.
Гостиница "Волга" ("Астория") - ,пожалуй, единственное здание на проспекте, о котором я что-то знала. Мы рассматривали его ещё на этапе поиска жилья в Саратове. Особняк с мезонином князя Куткина, стоявший на этом месте, был выкуплен купцом первой гильдии Д.В. Тихомировым с целью построить на его месте гостиницу. Проект "Астории" был разработан архитектором С.А. Каллистратовым. В 1956 году её переименовали в "Волгу".
Увы, но рыцари и гонцы на её пилонах сегодня укутаны в сетки так, что их очень сложно рассмотреть. Их установили здесь как символы защиты и исполнительности в отношении постояльцев. Автор этих скульптур - преподаватель Боголюбовского рисовального училища скульптор Николай Петрович Волконский.
Пусть вас не сбивает дата 1988 на фасаде этого здания с барельефами и вензелями. Филиал Санкт-Петербургского ломбарда был построен в 1915 году по проекту архитектора В.Л. Карпенко. А 1988 год - это дата основания Санкт-Петербургского Столичного Ломбарда.
14 августа 2009 года на проспекте появилась скульптура, которая так и называется "Огней так много золотых" (скульптор Николай Бунин). Похоже, это тот самый холостой парень, которых в Саратове "так много", обречённый ждать девушку, увы, любящую женатого. Часы над ним каждые пятнадцать минут играют мелодию всем известной песни.
Вновь перед нами творение городского архитектора Алексея Марковича Салько. Мне этот дом кажется самым нарядным внешне из всех, увиденных сегодня, из-за полукруглой башенки-эркера и скульптур кариатид, поддерживающих её выступающую часть. Дом был построен в 1890 году по заказу Петра Александровича Никитина - младшего брата из знаменитой цирковой династии.
Единое крытое здание саратовского рынка, построенное в 1916 году по проекту архитектора В.А. Люкшина на Митрофаньевской площади, занимает целый квартал. В оформлении его фасадов принимали участие учащиеся Боголюбовского рисовального училища. Атлантов создал саратовский скульптор П.Ф. Дундук. Стоимость работ, предусматриваемая проектом, составила просто невероятную сумму в один миллион триста тысяч рублей.
Главный торговый зал, несмотря на огромную площадь и вместительность, не имеет ни одной опоры, стеклянная крыша создает мягкое ровное освещение, высокий свод обеспечивает запас воздуха, расположение торговых рядов учитывает циркуляцию большой людской массы. Строительные работы были выполнены чрезвычайно добротно: в течение последующих многих десятков лет здание Крытого рынка практически не ремонтировалось, оставаясь объектом беспрерывной интенсивной эксплуатации.
Закончить свою прогулку я хочу около здания цирка, изначально построенного 1931 году по проекту архитектора Б.С. Виленского. Саратовский цирк носит имя братьев Дмитрия, Акима и Петра Никитиных - основателей русского стационарного цирка. Внешний вид здания менялся не один раз во время масштабных реконструкций. Присмотритесь к девятнадцати фигурам дрессированных цирковых зверей и артистов на его фасаде (скульптор А. Петров). А сквер перед ним с 1972 года украшает фонтан "Одуванчик".
Я сегодня специально не завожу вас во дворы, иначе рассказ получится бесконечным. Но, скажу я вам, если у вас достаточно времени, обязательно загляните за фасады домов. Там вы найдёте очень много интересного от кованых лестниц, до мраморных львов.
На подъезде к Саратову нашу машину остановил сотрудник ГАИ и, глядя на наши номера, с вежливым утверждением в голосе спросил: "Проездом?" Я уже давно не удивляюсь, что местные жители не видят, насколько красивы города, в которых они живут. Конечно туристу проще не замечать трещин на фасадах и выбоин на асфальте. Но, скажу я вам, единственное, чего мне не хватило в этой поездке, - это время, чтобы увидеть всё, о чём может рассказать этот прекрасный город.