«Подпольные девочки Кабула» – книга шведской журналистки Дженни Нордберг об афганках, которые живут в мужском обличии. Эта культурная практика, популярная и сегодня, называется «бача пош» (в переводе – одетый, как мальчик). В семьях, где нет сыновей, одну из дочерей (как правило самую младшую) временно одевают как мальчика и считают таковым.
Причина – в социальном давлении на семью, у которой нет сына. Когда у супругов нет сыновей, это большое несчастье и всем их жаль. Мальчик – это победа, успех; девочка – унижение, неудача. Мальчик – «бача», девочка – «дохтар», другая. Наличие хотя бы одного сына – обязательное требование для хорошей репутации в Афганистане. Семья без сына не просто неполна: в стране, где нет власти закона, это расценивают как слабость и уязвимость.
Поэтому практика переодевания актуальна. Это имеет магический смысл. Мать смотрит на своего «мальчика» каждый день и ее тело со временем становится способно зачать сына. Иметь подложного сына лучше, чем не иметь никакого. Люди встречают такую семью с одобрением. Из-за чего возникла такая практика?
- В Афганистане все наследование (земля) идет по мужской линии, следовательно семья потеряет всё, если в семье одни дочери. Кроме того, родовая линия оборвется.
- Семье нужен источник дохода в виде работающего ребенка. Девочка не может работать, но если она переоденется в мальчика, то может выйти на полставки в магазин и обеспечивать семью.
- Дорога до школы опасна и мальчиковое обличье обеспечивает некоторую безопасность
- В доме нет сыновей, а семья нуждается в том, чтобы предстать перед деревней как полноценная и поправить репутацию.
Девочка, одевающаяся в мужскую одежду, не является оскорблением. Не говори – не спросят. Но вот если мальчик оденет женский платок – это позор. Смотрите какой парадокс: мать НЕ скрывает от всего села новорожденную девочку под видом мальчика. Просто в один день в семье решают переодеть девочку в мальчика. И ВСЕ знают, что перед тобой переодетая девочка. И всем норм, а семье почет и уважуха. Если в семье родилась еще одна девочка, родители могут решить переодеть ее в мужскую одежду, обстричь волосы и дать мужское имя в любом возрасте, хоть сразу, хоть ближе к четырем годам. В Афганистане не признают права детей. Если родители хотят, чтобы девочка выглядела как мальчик, то это право родителей. Браки между двоюродными родственниками – обычное дело, ведь это способ удержать собственность и другие активы внутри семьи.
Но важный момент для бача пош. Обязательно условие: девочка превращается опять в женщину, войдя в пубертат, затем выходит замуж и рожает собственных детей. Сколько же таких переодетых девочек в Афганистане? Никто не знает, но они «не то, чтобы редкость». Обычно переодетых девочек одна-две в любой школе. Об этой практике не принято распространятся (тем более иностранной журналистке).
В Афганистане распространено убеждение, что женщина может выбирать пол своего нерожденного ребенка, просто упорно думая о нем. Раз нет сына – значит недостаточно сильно хотела. От того неспособность зачать сына не вызывает у людей сочувствия, а только порицание. На самом деле отец ответственен за пол отпрыска, ведь именно мужской сперматозоид определяет, кто родится. Доктора в Афганистане знают, что мужской сперматозоид определяет пол младенцы, но все равно верят, что изменение условий внутри тела женщины может сделать эту среду благоприятной для правильного сперматозоида. Методы: особые продукты питания, домодельные зелья для влагалища и особые позиции во время секса. Черный чай и сухофрукты – к мальчику; зеленый чай, йогурт, дыня – к девочке.
Прогресс для женщин касается лишь жительниц столицы и крупных городов. В провинциях женщины до сих пор носят бурки, редко работают и не выходят из дома без своих мужей. Большинство браков заключаются без их согласия, убийства чести не такая уж редкость. В случае изнасилования в тюрьму скорее отправится сама жертва – ее обвинят в добрачном сексе или супружеской измене, если только ее по традиции не заставят выйти замуж за насильника. Здесь женщины устраивают самосожжения, облившись керосином, чтобы избежать домашнего насилия, а дочери являются неформальной валютой, которой их отцы выплачивают свои долги и разрешают споры и разногласия.
Женщина, которая привлекает к себе неподобающее внимание, неизбежно считается шлюхой. Если она оденет одежду, под которой угадываются формы, или ее увидят за разговором с мужчиной, не являющимся ей близким родственником, ее ждут огромные репутационные последствия. Соседи станут сплетничать, позор падет на родителей и родственников, можно даже лишиться положения в обществе. Афганка, если ей не обойтись без работы, должна быть, самое большее, учительницей в классе из девочек.
Обязанность замужней женщины – быстро зачать сына. Способная рожать сыновей – воплощение образа хорошей жены. Если женщина не исполняет обязанность – с ней явно что-то не в порядке. Ее могут отвергнуть как «докхтар зай» (ту, что приносит лишь дочерей), а то и вовсе назовут «санда» или «кхошик» (сухая, яловая). Если родила дочь, муж может несколько дней отказывать в пище, избить и выгнать из дома, и спать придется со скотиной, ведь его станут дразнить «мераат» – мужчина, у которого нет сыновей. Если у мужа это не первая дочь, над ним станут потешаться как над слабаком, «мада пошт» (тот, чья женщина рождает только девочек). Афганское выражение «зан, зар ваа, замин» – «женщины, золото и земля» это личная собственность, посягательство на которое есть повод браться за оружие.
Когда молодой жене удается за первые же несколько беременностей родить двоих или троих сыновей, от нее после этого не потребуют много рожать. Если за ними последуют несколько девочек, это тоже хорошо. Но после вереницы одних только дочерей, большинство женщин не станут прекращать попытки родить сына. 4-5 детей норма в семье, но только если большинство – мальчики. Средняя продолжительность жизни здесь равна 44 годам, и большую часть ее женщина ходит беременной. Новорожденная девочка – «накис-ульакль», «дура от рождения». Вопрос ее сытости вторичен, если в семье есть сын. Если у семьи есть деньги отправить детей в школу – приоритет за мальчиком.
Женщинам сыновья нужны ничуть не меньше мужчин. Это предмет гордости и вопрос защиты. Кто будет кормить ее на старости? А если начнется война и нужно бежать? А в случае вооруженного конфликта с другим семейством? Число сыновей приравнивается к силе семьи, как финансовой, так и общественной.
Дочь будет выдана замуж и отдана другой семье, мать ее может никогда в жизни и не увидеть после свадьбы. Зато сын приведет в дом молодую жену и останется с ней навсегда.
В стране, где государства почти нет и функционируют лишь немногие институты, репутация – одна из надежных валют, поэтому ее сохранение стоит на первом месте. Если пойдет недобрая «молва», то можно утратить репутацию и честь. Неодобрение соседей друзей и родственников может сделать почти невозможным для мужчины получить работу, выдать дочь замуж в хорошую семью, взять денег взаймы.
Так и выходит, что один ребенок рождается с обещанием будущей собственности, а за порогом его ждет целый мир. Другая рождается с единственным активом, который надлежит строго блюсти: когда-нибудь она родит собственных сыновей.
Когда Афганистан контролировали русские, была попытка добиться гендерного равенства. Однако еще царь Аманулла-хан в 1920-х годах стремился утвердить права женщин. Развивали образование девочек, запретили продажу девушек для брака, наложили ограничение на многоженство. Реформы возмутили афганцев: мужчины лишались дохода, если дочерей нельзя больше продавать. Если женщины будут работать вне дома, то их будут видеть на публике, а если получат образование, то у них разовьются подрывные идеи. Так и развод инициируют. В 1929г. король отрекся от престола.
В книге практика бача пош показана на примере нескольких женщин, которые либо сами в юности были переодетыми мальчиками, либо переодевают сейчас своих дочерей.
Азита живет в Кабуле. В 2005 году она вошла в число 249 членов нижней палаты парламента. Она вторая жена у мужа, первая родила одну дочь и больше не смогла зачать. У Азиты 4 дочери, младшую Мануш она переодела в сына Мехрана для того, чтобы повысить репутацию в глазах избирателей. Азита говорит: я хотела показать Мануш, какова жизнь с другой стороны. Мануш может запускать воздушного змея, играть в догонялки, громко смеяться, лазить по деревьям, разговаривать с другими мальчиками, сидеть рядом с отцом и его друзьями, ездить на переднем сиденье машины и наблюдать за людьми на улице, смотреть им в глаза! Высказываться без страха, знать, что тебя выслушают. Носить удобную одежду и в одиночку ходить по улицам. Сестры Мехрана теперь обладают большей свободой. Они могут выходить с ним из дома, играть на детской площадке, уйти в соседний квартал.
Захра – бача пош, которая уже вступила в пубертат, но не хочет превращаться обратно в девушку и терять свободу. Она мечтает закончить образование и уехать в Америку. После 10-12 лет многие отца не позволяют дочерям учиться. Это соображения безопасности (могут похитить), или просто «нет необходимости», ведь дочь все равно выйдет замуж. Образованная девушка менее привлекательна в качестве супруги, ведь у нее сложится своя система взглядов или она захочет работать. Порой ценность девушки после замужества – лишь ее утроба. Любая женщина, читающая, пишущая или цитирующая поэзию – это женщина, которая, возможно, лелеет странные представления о любви и романтике, и таким образом, является потенциальной шлюхой.
Шукрия была в юности Шукуром. Когда подошла пора, ее переодели обратно в девушку и выдали замуж. Теперь у нее есть и сыновья, и дочери, но супружеская жизнь не ладится. На этом примере хорошо видно, как насильственная смена гендера Шукрии привела чуть ни к раздвоению личности. Она была мальчиком столько лет, что сама начала верить, что она мальчик, а женские органы только сильнее влияют на психику. Ей трудно быть в обществе женщин, поскольку она не наслаждается материнством (хоть и любит своих детей) и ей чужды сплетни, но быть в обществе мужчин, где ей комфортно, она больше не может. Она никогда не умела готовить и следить за домом, а близость с мужчиной ужасает ее. Она привыкла смотреть в глаза мужчинам, а не стыдливо отводить их, у нее мужская походка и низкий голос, выработанный годами. В итоге муж разводится с ней – это можно сделать, сказав трижды слово «талак». Развестись могут только мужчины, они же забирают у матери детей. Но если брак не расторгнут судом или собранием старейшин, женщина все равно считается замужней, просто брошенной.
Надер – пример того, что можно оставаться бача пош. Она не стала обращаться в девушку, потому что в ее семье 11 сестер и их нужно содержать. Ей около 30 лет, и она сталкивается с осуждением общества, если выясняется, что она женщина (не замужем и без детей!). Но скоро это прекратиться – через 10-15 лет Надер уже не сможет родить, а значит обществу будет уже все равно.
Книгу рекомендую, познавательная. Немного затянутая в силу того, что одни и те же мысли повторяются на разный лад.
Больше обо мне – t.me/potestas_est