В колонии Массачусетского залива жил миссионер Джон Элиот.
Он выучил язык массачусетов, чтобы проповедовать им и перевести для них Библию. Его письма и памфлеты повлияли на английский парламент, который в 1649 году, при Кромвеле, учредил Общество распространения Евангелия в Новой Англии. Общество собрало 12 тысяч фунтов пожертвований. На часть этой суммы Элиот в 1651 году основал “молящийся город” (praying town) Нейтик.
Новообращённые христиане уходили от соседей-язычников и селились в этом городе, точнее, деревне. “Молящиеся индейцы” должны были соблюдать Десять заповедей и восемь дополнительных правил, введённых Элиотом:
- Если мужчина бездельничает неделю или, самое большее, две недели, он должен быть оштрафован на пять шиллингов.
- Если неженатый мужчина возляжет с незамужней молодой женщиной, он должен быть оштрафован на пять шиллингов.
- Если мужчина побьёт свою жену, надлежит связать ему руки за спиной и доставить его в суд для сурового наказания.
- Каждый молодой мужчина, если он не является чьим-то слугой и если он не женат, должен поставить вигвам и сеять для себя, а не перемещаться из одного чужого вигвама в другой.
- Если женщина не соберёт волосы в причёску, но распустит их или обрежет по-мужски, она должна заплатить пять шиллингов.
- Если женщина ходит с обнажённой грудью, она должна заплатить два шиллинга.
- Все мужчины, которые носят длинные волосы, должны заплатить пять шиллингов.
- Если кто-то грызёт вшей, он должен заплатить пять шиллингов.
Пуританская практика крещения туземцев отличалась от практики иезуитов в соседней Канаде. Иезуиты запрещали обращённым некоторые вещи (например, многожёнство), но не посягали на традиционный образ жизни в целом. Пуритане требовали его полной перемены. Мужчины-охотники, у которых долгий отдых был частью нормального режима, должны были превратиться в постоянно работающих фермеров. Женщины, которые всегда занимались мотыжным земледелием, должны были оставить поля мужьям и сидеть дома. Даже одеваться и стричься следовало по образцу английских “круглоголовых”. Конечно, полностью это не удалось, и на практике получилась индейско-пуританская культурная смесь.
Школа в Нейтике готовила миссионеров, которые затем шли проповедовать соплеменникам. К 1674 году число крещёных туземцев выросло до четырёх тысяч, а молящихся городов в Массачусетсе стало четырнадцать. Появились они и в соседних колониях. У “красных пуритан” было демократическое самоуправление с выборами правителей и должностных лиц. В каждой деревне была школа. Первая официальная церковная конгрегация подверглась такой же проверке, как все новые церкви англичан. Сначала ей отказали в признании, потому что проверяющие священнослужители сочли её членов недостаточно образованными. Джон Элиот попросил дать ему время, чтобы улучшить подготовку учителей и проповедников. Через несколько лет конгрегация прошла проверку и получила те же права самоуправления, что у английских общин.
Элиот был праведником, для которого в братстве христиан не было “ни эллина, ни иудея”. В этом грешном мире он оказался в меньшинстве. Молящиеся индейцы считались в колонии гражданами второго сорта и никогда не пользовались тем доверием и уважением, которые в их надеждах должно было принести им обращение. А в 1675 году развитие их общины было внезапно и жестоко прервано. Весной вождь вампаноагов Метаком, известный англичанам как “король Филипп”, пошёл войной на колонию. Осенью местные власти решили интернировать молящихся индейцев на маленьких островках Дир-Айленд и Лонг-Айленд в Бостонской гавани. Элиот и многие другие пытались предотвратить это. Но война была столь ужасна, что большинство колонистов стало враждебно ко всем краснокожим без исключения.
Сайт индейской общины Нейтика описывает события так: “В октябрьскую полночь они с Библиями в руках, вместе с Элиотом, пытавшимся их утешить, были доставлены на Дир-Айленд в Бостонской гавани... Покинутые своими колониальными братьями-христианами, молящиеся индейцы Нейтика остались без защиты на холодном острове. Месяц спустя к трагическому заточению 1675-1676 годов добавились молящиеся индейские деревни Понкапоаг (Стаутон, Массачусетс) и Нашоба (Литтлтон, Массачусетс). К этому времени жители других деревень получили известие о пленении и либо бежали, либо присоединились к Метакому... Большинство индейцев умерло от холода и голода. Задокументирована печальная история о том, как пожилой Элиот [ему был 71 год] вёз припасы для туземцев на лодке, и разгневанные колонисты опрокинули её. Во время заключения на острове некоторых молящихся индейцев заставили завербоваться, чтобы они шпионили и сражались на стороне колонистов”.
Но не всё было совсем плохо. Благотворители из далёкой Англии прислали денег в помощь пленённым. Вождь Уобан, который считается первым индейцем-христианином в Массачусетсе, потом сказал: “Но узрите, как добр был Бог к нам и нашим бедным семьям, пробудив сердца многих благочестивых людей в Англии, которые никогда не видели нас, но проявили к нам доброту и большую любовь и дали нам зерна и одежды; а кроме того, Бог послал нам запас съедобных моллюсков”.
В мае 1676 года Генеральный суд Массачусетса вернул молящимся индейцам свободу. Майор Дэниел Гукин, их старый друг, нанял лодки и перевёз их на материк. Многие были больны лихорадкой и дизентерией, в том числе старик Уобан. Заботами майора, его жены и Элиота он выздоровел и прожил ещё около десяти лет. “Война короля Филиппа” в основном закончилась после гибели Метакома в 1676 году. Через год Генеральный суд расформировал десять молящихся городов (уже некем было их заселить), а остальные четыре передал под надзор колонистов.
Те, кто вернулся с островов, и все туземцы, которым посчастливилось быть помилованными после войны, собрались в Нейтике. Они разделились на ранее существовавшие племенные группы и потребовали возвращения на свои земли. К 1681 году всем было разрешено вернуться в свои дома, но они и дальше подвергались притеснениям со стороны белых соседей. Их верный защитник Джон Элиот, прозванный “апостолом индейцев”, умер в 1690 году в возрасте 85 лет.
В 1699 году в Нейтике проживало около тридцати индейских семей, а в Чабанаконгкомуне, Хассанамиско и Понкапоаге – по пять-десять. В XVIII веке их самоуправление постепенно сокращалось, а земля распродавалась: сначала ими самими, потом опекунами, которых назначали колониальные власти. Независимость США, в войне за которую участвовало много их мужчин (все в Континентальной армии), не изменила их участь. Система опекунства осталась прежней, только теперь индейцы были подопечными штата. В этом качестве они не имели права голосовать на местных выборах и обращаться напрямую в суд. Они потеряли всю общинную землю к середине XIX века.
Их ныне живущие потомки (в основном от смешанных браков) состоят в нескольких племенных организациях, которые не получили официального признания как племена ни на федеральном уровне, ни на уровне штата.
Источники: https://natickprayingindians.org/history.html