Найти в Дзене
История Канады

Другие страны | Индейцы-пуритане

В колонии Массачусетского залива жил миссионер Джон Элиот. Он выучил язык массачусетов, чтобы проповедовать им и перевести для них Библию. Его письма и памфлеты повлияли на английский парламент, который в 1649 году, при Кромвеле, учредил Общество распространения Евангелия в Новой Англии. Общество собрало 12 тысяч фунтов пожертвований. На часть этой суммы Элиот в 1651 году основал “молящийся город” (praying town) Нейтик. Новообращённые христиане уходили от соседей-язычников и селились в этом городе, точнее, деревне. “Молящиеся индейцы” должны были соблюдать Десять заповедей и восемь дополнительных правил, введённых Элиотом: Пуританская практика крещения туземцев отличалась от практики иезуитов в соседней Канаде. Иезуиты запрещали обращённым некоторые вещи (например, многожёнство), но не посягали на традиционный образ жизни в целом. Пуритане требовали его полной перемены. Мужчины-охотники, у которых долгий отдых был частью нормального режима, должны были превратиться в постоянно работающ

В колонии Массачусетского залива жил миссионер Джон Элиот.

Портрет Джона Элиота работы неизвестного художника.
Портрет Джона Элиота работы неизвестного художника.

Он выучил язык массачусетов, чтобы проповедовать им и перевести для них Библию. Его письма и памфлеты повлияли на английский парламент, который в 1649 году, при Кромвеле, учредил Общество распространения Евангелия в Новой Англии. Общество собрало 12 тысяч фунтов пожертвований. На часть этой суммы Элиот в 1651 году основал “молящийся город” (praying town) Нейтик.

Реконструкция Нейтика в начале его существования.
Реконструкция Нейтика в начале его существования.

Новообращённые христиане уходили от соседей-язычников и селились в этом городе, точнее, деревне. “Молящиеся индейцы” должны были соблюдать Десять заповедей и восемь дополнительных правил, введённых Элиотом:

  1. Если мужчина бездельничает неделю или, самое большее, две недели, он должен быть оштрафован на пять шиллингов.
  2. Если неженатый мужчина возляжет с незамужней молодой женщиной, он должен быть оштрафован на пять шиллингов.
  3. Если мужчина побьёт свою жену, надлежит связать ему руки за спиной и доставить его в суд для сурового наказания.
  4. Каждый молодой мужчина, если он не является чьим-то слугой и если он не женат, должен поставить вигвам и сеять для себя, а не перемещаться из одного чужого вигвама в другой.
  5. Если женщина не соберёт волосы в причёску, но распустит их или обрежет по-мужски, она должна заплатить пять шиллингов.
  6. Если женщина ходит с обнажённой грудью, она должна заплатить два шиллинга.
  7. Все мужчины, которые носят длинные волосы, должны заплатить пять шиллингов.
  8. Если кто-то грызёт вшей, он должен заплатить пять шиллингов.

Пуританская практика крещения туземцев отличалась от практики иезуитов в соседней Канаде. Иезуиты запрещали обращённым некоторые вещи (например, многожёнство), но не посягали на традиционный образ жизни в целом. Пуритане требовали его полной перемены. Мужчины-охотники, у которых долгий отдых был частью нормального режима, должны были превратиться в постоянно работающих фермеров. Женщины, которые всегда занимались мотыжным земледелием, должны были оставить поля мужьям и сидеть дома. Даже одеваться и стричься следовало по образцу английских “круглоголовых”. Конечно, полностью это не удалось, и на практике получилась индейско-пуританская культурная смесь.

Джон Элиот проповедует индейцам. Художник Джоханнес Ортел.
Джон Элиот проповедует индейцам. Художник Джоханнес Ортел.

Школа в Нейтике готовила миссионеров, которые затем шли проповедовать соплеменникам. К 1674 году число крещёных туземцев выросло до четырёх тысяч, а молящихся городов в Массачусетсе стало четырнадцать. Появились они и в соседних колониях. У “красных пуритан” было демократическое самоуправление с выборами правителей и должностных лиц. В каждой деревне была школа. Первая официальная церковная конгрегация подверглась такой же проверке, как все новые церкви англичан. Сначала ей отказали в признании, потому что проверяющие священнослужители сочли её членов недостаточно образованными. Джон Элиот попросил дать ему время, чтобы улучшить подготовку учителей и проповедников. Через несколько лет конгрегация прошла проверку и получила те же права самоуправления, что у английских общин.

Титульный лист Библии в переводе Элиота.
Титульный лист Библии в переводе Элиота.

Элиот был праведником, для которого в братстве христиан не было “ни эллина, ни иудея”. В этом грешном мире он оказался в меньшинстве. Молящиеся индейцы считались в колонии гражданами второго сорта и никогда не пользовались тем доверием и уважением, которые в их надеждах должно было принести им обращение. А в 1675 году развитие их общины было внезапно и жестоко прервано. Весной вождь вампаноагов Метаком, известный англичанам как “король Филипп”, пошёл войной на колонию. Осенью местные власти решили интернировать молящихся индейцев на маленьких островках Дир-Айленд и Лонг-Айленд в Бостонской гавани. Элиот и многие другие пытались предотвратить это. Но война была столь ужасна, что большинство колонистов стало враждебно ко всем краснокожим без исключения.

Сражение Войны короля Филиппа. Художник Э. Корболд.
Сражение Войны короля Филиппа. Художник Э. Корболд.

Сайт индейской общины Нейтика описывает события так: “В октябрьскую полночь они с Библиями в руках, вместе с Элиотом, пытавшимся их утешить, были доставлены на Дир-Айленд в Бостонской гавани... Покинутые своими колониальными братьями-христианами, молящиеся индейцы Нейтика остались без защиты на холодном острове. Месяц спустя к трагическому заточению 1675-1676 годов добавились молящиеся индейские деревни Понкапоаг (Стаутон, Массачусетс) и Нашоба (Литтлтон, Массачусетс). К этому времени жители других деревень получили известие о пленении и либо бежали, либо присоединились к Метакому... Большинство индейцев умерло от холода и голода. Задокументирована печальная история о том, как пожилой Элиот [ему был 71 год] вёз припасы для туземцев на лодке, и разгневанные колонисты опрокинули её. Во время заключения на острове некоторых молящихся индейцев заставили завербоваться, чтобы они шпионили и сражались на стороне колонистов”.

Но не всё было совсем плохо. Благотворители из далёкой Англии прислали денег в помощь пленённым. Вождь Уобан, который считается первым индейцем-христианином в Массачусетсе, потом сказал: “Но узрите, как добр был Бог к нам и нашим бедным семьям, пробудив сердца многих благочестивых людей в Англии, которые никогда не видели нас, но проявили к нам доброту и большую любовь и дали нам зерна и одежды; а кроме того, Бог послал нам запас съедобных моллюсков”.

Дир-Айленд (с тех пор он превратился в полуостров). На него привезли от 500 до 1100 интернированных.
Дир-Айленд (с тех пор он превратился в полуостров). На него привезли от 500 до 1100 интернированных.

В мае 1676 года Генеральный суд Массачусетса вернул молящимся индейцам свободу. Майор Дэниел Гукин, их старый друг, нанял лодки и перевёз их на материк. Многие были больны лихорадкой и дизентерией, в том числе старик Уобан. Заботами майора, его жены и Элиота он выздоровел и прожил ещё около десяти лет. “Война короля Филиппа” в основном закончилась после гибели Метакома в 1676 году. Через год Генеральный суд расформировал десять молящихся городов (уже некем было их заселить), а остальные четыре передал под надзор колонистов.

Те, кто вернулся с островов, и все туземцы, которым посчастливилось быть помилованными после войны, собрались в Нейтике. Они разделились на ранее существовавшие племенные группы и потребовали возвращения на свои земли. К 1681 году всем было разрешено вернуться в свои дома, но они и дальше подвергались притеснениям со стороны белых соседей. Их верный защитник Джон Элиот, прозванный “апостолом индейцев”, умер в 1690 году в возрасте 85 лет.

Джон Элиот проповедует индейцам. Рельеф на здании в Бостоне.
Джон Элиот проповедует индейцам. Рельеф на здании в Бостоне.

В 1699 году в Нейтике проживало около тридцати индейских семей, а в Чабанаконгкомуне, Хассанамиско и Понкапоаге – по пять-десять. В XVIII веке их самоуправление постепенно сокращалось, а земля распродавалась: сначала ими самими, потом опекунами, которых назначали колониальные власти. Независимость США, в войне за которую участвовало много их мужчин (все в Континентальной армии), не изменила их участь. Система опекунства осталась прежней, только теперь индейцы были подопечными штата. В этом качестве они не имели права голосовать на местных выборах и обращаться напрямую в суд. Они потеряли всю общинную землю к середине XIX века.

Их ныне живущие потомки (в основном от смешанных браков) состоят в нескольких племенных организациях, которые не получили официального признания как племена ни на федеральном уровне, ни на уровне штата.

Современные молящиеся индейцы в Нейтике.
Современные молящиеся индейцы в Нейтике.

Источники: https://natickprayingindians.org/history.html

NIAC Publications ~ The "PRAYING TOWNS"