Найти в Дзене
KORGA ART

Мой первый опыт в мыловарении: как мода 2010-х научила меня варить мыло и… фотографировать

Помните, лет десять назад ленты соцсетей вдруг заполонили фотографии идеальных, похожих на кондитерские шедевры, кусочков мыла? Россыпи макарун, прозрачные срезы с цветами, многослойные брусочки в стиле абстракционизма… Это был пик популярности мыловарения как хобби. И я, конечно же, не устояла. В 2015 году я купила свою первую мыльную основу (белую и прозрачную), несколько маленьких пакетиков с пищевыми красителями и пару незамысловатых пластиковых форм в виде цветочка и сердечка. Этого было достаточно, чтобы я почувствовала себя и учёным-химиком, и творцом одновременно. 🤭 Мой первый блин, традиционно, вышел комом. Я слишком долго топила основу в микроволновке, от чего она вскипела, помутнела и в ней образовалось множество мелких пузырьков. Вторую партию я, наученная горьким опытом, решила растапливать на водяной бане, с замиранием сердца наблюдая, как бесформенный кусок превращается в идеальную жидкую гладь. Это был первый важный урок: терпение и контроль важнее скорости. Но главной

Помните, лет десять назад ленты соцсетей вдруг заполонили фотографии идеальных, похожих на кондитерские шедевры, кусочков мыла? Россыпи макарун, прозрачные срезы с цветами, многослойные брусочки в стиле абстракционизма… Это был пик популярности мыловарения как хобби. И я, конечно же, не устояла.

Мыло "Кофе с молоком" и "Свидание в кофейне".  Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)
Мыло "Кофе с молоком" и "Свидание в кофейне". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)

В 2015 году я купила свою первую мыльную основу (белую и прозрачную), несколько маленьких пакетиков с пищевыми красителями и пару незамысловатых пластиковых форм в виде цветочка и сердечка. Этого было достаточно, чтобы я почувствовала себя и учёным-химиком, и творцом одновременно. 🤭

Мой первый блин, традиционно, вышел комом. Я слишком долго топила основу в микроволновке, от чего она вскипела, помутнела и в ней образовалось множество мелких пузырьков. Вторую партию я, наученная горьким опытом, решила растапливать на водяной бане, с замиранием сердца наблюдая, как бесформенный кусок превращается в идеальную жидкую гладь. Это был первый важный урок: терпение и контроль важнее скорости.

Но главной магией была даже не техническая часть, а творческая. С моим скудным арсеналом я отчаянно пыталась разнообразить результат. Я экспериментировала со слоями, пытаясь залить их так, чтобы они смешались ровно настолько, чтобы создать плавный градиент, но не превратиться в грязную коричневую жижу.

Мыло "Малиновый сон", мыло-скраб "Ром со сливками", мыло "Кофе с молоком", мыло-скраб "Мякоть киви". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)
Мыло "Малиновый сон", мыло-скраб "Ром со сливками", мыло "Кофе с молоком", мыло-скраб "Мякоть киви". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)

А потом наступал самый волнительный момент — экстракция. Аккуратно надавить на форму и увидеть своё творение. Тогда у меня был дешёвый прозрачный пластик, который деформировался в местах нажима и после нескольких использований покрывался мутными полосами и вмятинами, что придавала этому процессу некой экстремальности! 🫣 Удалось ли? Растворились ли красители? Не образовались ли пузыри? Готовое мыло я остужала то на балконе, то в холодильнике, пытаясь понять, какой способ даёт более гладкую и прозрачную поверхность.

Мыло-скраб "Мякоть киви", первое с большой концентрацией маковых зёрен у центра остывало естественным путём, а второе - в холодильнике. Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)
Мыло-скраб "Мякоть киви", первое с большой концентрацией маковых зёрен у центра остывало естественным путём, а второе - в холодильнике. Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)

И тут начинался второй, не менее важный этап — фотосессия. Ведь если мыло не сфотографировано и не выложено в соцсети, значит, его как бы и не было! Именно мыло стало причиной того, что я начала более тщательное изучение фотографии. Я училась выставлять свет от настольной лампы, чтобы убрать грубые тени и подчеркнуть прозрачность основы и её наполнения. Перепробовала все возможные фоны: от грубой мешковины (для «натуральности») до цветного картона. Я ловила ракурсы, чтобы сердце или цветок выглядели максимально привлекательно, а в мыле с разводами можно было рассмотреть все живописные прожилки. Этот неочевидный навык, умение презентовать своё творчество в кадре, оказался бесценным. Спустя годы, когда я начала продавать в интернете свои картины и рисунки, я поняла, что азы композиции и работы со светом я освоила именно тогда, снимая свои первые неуклюжие, но такие дорогие сердцу мыльные творения.

Мыло-скраб "Ром со сливками", мыло "Малиновый сон", мыло-скраб "Мякоть киви". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)
Мыло-скраб "Ром со сливками", мыло "Малиновый сон", мыло-скраб "Мякоть киви". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)

Почему же это хобби стало таким безумно популярным?

Мыловарение идеально попало в тренды того времени. Хендмейд как противопоставление массмаркету, осознанное потребление и натуральность. Людям хотелось знать, из чего сделано то, чем они моются. Кроме того, это было невероятно фотогенично и идеально для блогов и «Инстаграма». Процесс завораживал, а результат можно было подарить, продать или просто похвастаться.

Зарабатывали ли на этом? Единицы. Рынок быстро насытился, конкуренция была бешеная. Кто-то начинал с продаж среди друзей, выкладывал товар на «Ярмарке Мастеров» или в тематических группах «ВКонтакте». Но чаще всего, как и в моём случае, это оставалось хобби с возможностью частичной окупаемости. Тратиться на красители, эфирные масла, новые сложные формы было легко, а вот выйти в ноль — уже задача посложнее.

Мыло ручной работы "Свежесть мяты". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)
Мыло ручной работы "Свежесть мяты". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)

Немного истории для контекста.

Мыловарение — одно из древнейших ремёсел. Но как хобби оно сформировалось именно в конце XX — начале XXI века. До этого мыло варили из жира и щёлока — процесс был долгим и опасным. Всё изменилось с появлением в свободной продаже готовой мыльной основы — уже безопасного, готового к переплавке продукта. Это популяризировало мыловарение, сделав его доступным для всех.

Своё мыло я не продавала. Я дарила его родственникам, друзьям и знакомым. Обратная связь была разной. Кто-то искренне восхищался и делился впечатлениями. А кто-то признавался: «Такую красоту использовать жалко! Лежит у меня в шкафу с бельём и пахнет апельсином». И я их понимала. В этом и была двойная природа этого хобби: мыло было и утилитарным предметом гигиены, и крошечным арт-объектом, сувениром, аромасаше, создающим настроение.

Мыло-скраб "Мякоть киви". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)
Мыло-скраб "Мякоть киви". Автор мыла и фотографий Корягина Светлана (Корга Арт)

С тех пор прошло много лет. Моё увлечение так и осталось на любительском уровне, благополучно пережив пик моды. Но я всё ещё варю мыло для себя, это как медитация. Тот редкий случай, когда процесс приносит не меньше удовольствия, чем результат. А где-то на дне ящика до сих пор лежат те самые первые формы в виде сердечка и цветочка.