Найти в Дзене
Истории Кристины

Месть через объектив: как одна фотография сломила волю итальянского графа

Оглавление

Когда граф Франческо ди Кастильоне получил по почте фотографию от своей бывшей жены, он сначала увидел до зубного скрежета приевшийся ему образ – горделивую элегантную даму в роскошном платье. Но приглядевшись внимательнее, мужчина похолодел: в складках шёлка Вирджиния сжимала кинжал, а лицо ее скрывало затаенную в глубинах души злобу. Название снимка говорило само за себя – «La Vengeance» («Мщение»). И графиня явно не шутила.

Один из великолепных снимков графини ди Кастильоне
Один из великолепных снимков графини ди Кастильоне

Красота как оружие

Вирджиния Ольдоини родилась 22 марта 1837 года в семье тосканских аристократов и получила классическое аристократическое имя на несколько строк: Вирджиния Элизабетта Луиза Карлотта Антониетта Тереза Мария Ольдоини Раппеллини. Родители благоразумно звали дочь Никия. Уже в детстве было ясно: природа щедро одарила малышку своими дарами. Волнистые золотые волосы, утончённое лицо и особенно глаза – они переливались от зелёного к сияющему фиолетово-синему, завораживая всех вокруг.

Уже в семнадцать лет Вирджинию выдали замуж за графа Франческо Верразиса ди Кастильоне – мужчину на двенадцать лет старше, не блещущего красотой. Это был брак по расчету, но еще накануне молодая графиня успела попробовать запретный плод страсти: за пару месяцев до этого большогособытия у неё закрутился роман с красавцем-моряком. Первые признаки бунтарского характера будущей куртизанки проявились рано.

Особая миссия

Судьба Вирджинии круто изменилась благодаря её двоюродному брату Камилло Бенсо, министру на службе у короля Сардинии. Политик задумал грандиозную авантюру: убедить французского императора Наполеона III поддержать объединение Италии. Для этого ему требовалось особое оружие – неотразимая женщина.

«Добейся успеха любыми средствами, какими пожелаешь, но добейся», – напутствовал девушку кузен.

Вирджинии предстояло стать не просто шпионкой, а искусительницей на службе политики.

Фото нашей героини
Фото нашей героини

Лучшего объекта для соблазнения сложно было найти. Наполеон III славился любовными похождениями, а его супруга, набожная императрица Евгения, давно отвернулась от мужа, презирая его за измены. В этот идеальный момент в Париж прибыла юная графиня ди Кастильоне.

Триумф в Версале

Появление Вирджинии при французском дворе произвело эффект разорвавшейся бомбы. Ещё не успев толком осмотреться, она уже стала любовницей императора, причём никто ни от этого этого даже не скрывал. Современники называли её красоту чудом и величали «La Divinia Contessa» – божественной графиней.

Но не все восхищались новой звездой. Императрица Евгения и Вирджиния представляли полные противоположности: первая – серьёзная и преданная долгу, вторая – раскованная и жаждущая развлечений. К тому же между ними стоял один общий мужчина.

Фото спящей графини (да, и это тоже она)
Фото спящей графини (да, и это тоже она)

В споре Вирджиния умела четко доносить свою мысль до оппонента. На одном из пышных балов она появилась под руку с Наполеоном в костюме Червонной Дамы – платье было усыпано сердечками и было практически прозрачное, а корсета под ним не оказалось вовсе. Послание Евгении читалось ясно: пусть ты императрица, но его сердцем правлю я.

Граф Франческо, приехавший в Париж вместе с женой, оказался в положении рогоносца. Мало того, что Вирджиния открыто изменяла ему с самим императором, она ещё и разорила супруга своими непомерными тратами на наряды и украшения.

Первая фотомодель в истории

Помимо любовных авантюр, графиня открыла для себя новое увлечение – фотографию. В компании с фотографом Пьером Луи Пирсоном она создала более 700 снимков, фактически став первой профессиональной моделью в истории.

Сложно спорить с тем, что она ОЧЕНЬ красива!
Сложно спорить с тем, что она ОЧЕНЬ красива!

Вирджиния была перфекционисткой: сама выбирала ракурсы, переставляла камеру с педантичной точностью, если результат её не устраивал. Она одной из первых начала ретушировать фотографии, заказывая ручную роспись для коррекции недостатков.

Некоторые снимки поражали дерзостью даже по современным меркам. Графиня позировала с обнажёнными ногами – настолько скандальная деталь для XIX века, что лицо приходилось обрезать. Фотоальбомы с сотнями своих портретов она рассылала близким друзьям как изысканный подарок.

Закат империи и новые авантюры

К 1860 году роман с Наполеоном III исчерпал себя. Вирджиния впала в немилость при дворе, но это мало её огорчило. Граф Франческо в ярости покинул Париж, а графиня осталась во Франции, наслаждаясь свободой. Тем временем, обманутый муж подал на развод и, что было особенно жестоко, потребовал лишить Вирджинию опеки над их единственным сыном Джорджо – он понимал, насколько его бывшая жена привязана к ребенку. В качестве обоснования мужчина использовал "развратный образ жизни" жены и её расточительность: ведь теперь она принимала у себя все новых и новых мужчин – разумеется, совсем не бесплатно.

Мы не так скромны, поэтому опубликуем ножки нашей героини без ДЗЕНзуры
Мы не так скромны, поэтому опубликуем ножки нашей героини без ДЗЕНзуры

Вирджиния боготворила мальчика, вкладывая в него все свои нереализованные мечты. Ребёнок отвечал матери безграничной любовью. Графиня постоянно фотографировала сына, сделав его самым заснятым ребёнком столетия – в числе прочего он часто служил дублёром, когда мать выстраивала кадры: так женщина понимала, как примерно падает свет, как лучше повернуться, как она будет смотреться в кадре.

Собственно, фото Вирджинии с сыном
Собственно, фото Вирджинии с сыном

Тем не менее, хобби и материнство вовсе не мешали ей заниматься «бизнесом», а клиентура у роскошной мадам не переводилась. Маркиз Ричард Сеймур-Конвей предлагал миллион франков за двенадцать часов её общества – сумма астрономическая даже для аристократки. При этом Вирджиния успешно выполнила свою первоначальную миссию: в 1861 году Италия наконец объединилась в единое королевство, и заслуга графини в этом была немалой.

Железная леди политики

В 1871 году Пруссия разгромила Францию, и немецкие войска уже готовились оккупировать Париж. Именно тогда проявилась политическая хватка Вирджинии. Отто фон Бисмарк, с которым она познакомилась при дворе Наполеона, лично обратился к ней за советом о судьбе французской столицы.

«Не стоит этого делать», — категорично заявила графиня.

И «железный канцлер» прислушался к мнению бывшей куртизанки! Париж избежал оккупации.

Но за внешним благополучием скрывались тревожные симптомы. Самовлюблённость Вирджинии достигала болезненных масштабов. Современники отмечали:

«После нескольких минут общения она начинала действовать на нервы».

Женщины вообще её откровенно недолюбливали, и она отвечала им взаимностью, предпочитая стоять в центре зала и принимать поклонение мужчин, словно живая статуя.

Чёрный период

В 1879 году случилось непоправимое – Джорджо умер от оспы. Для Вирджинии мир рухнул. Женщина, всю жизнь упивавшаяся собственной красотой, превратилась в затворницу.

Последние двадцать лет жизни графиня провела в комнатах, задрапированных чёрным бархатом, с наглухо закрытыми ставнями. Зеркала исчезли из её дома – она не выносила вида собственного увядающего лица. Когда необходимость заставляла ее выходить на улицу, Вирджиния накидывала тёмную вуаль и делала это только под покровом ночи.

Фотосессии не прекратились, но приобрели мрачный характер. Графиня снималась в гробу, с мёртвым терьером – образы, предвосхитившие сюрреалистический жанр на десятилетия вперёд. На одной из работ она смотрит на зрителя через камеру – метафора о природе взгляда и наблюдения, достойная современных арт-проектов.

Наследие дивы

Вирджиния Ольдоини скончалась 28 ноября 1899 года, так и не дождавшись планируемой выставки своих фотографий. Она ушла на пороге XX века – эпохи, когда фотография окончательно покорит мир.

Поэт и денди Робер де Монтескью обожал графиню ещё при жизни, а после смерти собрал более 400 её снимков. Сегодня эта коллекция хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Искусствоведы называют Вирджинию не просто первой моделью, а первой супермоделью истории. Её фотографии были не только о костюмах, но и о личности того, кто их носил. В этом смысле она стоит в одном ряду с Синди Кроуфорд и Наоми Кэмпбелл.

Кстати, история той самой фотографии с кинжалом имеет счастливый финал: граф Франческо испугался угрозы и, видимо решив, что здоровье важнее принципов, отказался от претензий на сына. Джорджо остался с матерью до самой смерти.

Та самая фотография. Согласитесь, лицо этой женщины говорит о многом!
Та самая фотография. Согласитесь, лицо этой женщины говорит о многом!

Вирджиния Ольдоини прожила жизнь как произведение искусства — яркую, скандальную, трагическую. Женщина, которая превратила красоту в оружие, а фотографию – в способ существования, опередила своё время на целое столетие.

Дорогие читатели, я планирую начать вести Дзен Премиум. Там не будет исторической части, зато будет материал про меня - как я занимаюсь фигурным катанием (в 35 лет начинать кататься - это вам не шуточки), где я отдыхаю (спойлер, собираюсь на Маврикий и в Дубаи, расскажу, что дорого и что не очень), как я из гуманитарной сферы вкатилась в айти, как я строю дом (надеюсь, это этого дойдет), так что подписывайтесь :) Буду всем очень рада!