Всего 10-15 лет назад китайские автомобили считались либо странной экзотикой, либо унылыми плагиатными копиями для самых непритязательных водителей. Сегодня же китайский автопром стал глобальным явлением, стремительно меняющим расстановку сил на мировом автомобильном рынке. Эта статья исследует феномен китайского автомобилестроения, его впечатляющие достижения на мировой арене и особенности освоения российского рынка, включая перспективы развития в ближайшие годы.
Глобальные достижения китайского автопрома
Исторический прорыв в экспорте
По итогам 2023 года китайская автомобильная промышленность стала лидером по экспорту продукции, официально сместив с первого места многолетнего лидера — Японию. Согласно официальной статистике национальной таможенной службы Китая, за 2023 год из страны было экспортировано 5,22 млн автомобилей, причем почти 30% (1,7 млн штук) составили машины с электрической силовой установкой.
Динамика роста продолжается и в 2025 году. По данным Китайской ассоциации производителей автомобилей (СААМ), в первом квартале 2025 года общий объем продаж автомобилей китайского производства в мире вырос на 11% до 7,47 млн единиц по сравнению с 6,72 млн годом ранее. При этом продажи на внутреннем рынке выросли на 12% до 6,05 млн единиц, а экспорт увеличился на 7% до 1,42 млн единиц.
Лидерство в электромобильной революции
Особенно впечатляющих успехов Китай добился в сегменте «транспортных средств новой энергетики» (NEV), куда входят электромобили и гибриды. В первом квартале 2025 года мировые продажи изготовленных в Китае NEV выросли на 47% и составили 3 075 тыс. единиц. В том числе:
- Продажи аккумуляторных электромобилей (BEV) выросли на 48% (1 928 тыс. единиц)
- Продажи подзаряжаемых гибридов (PHEV) выросли на 46% (1 145 тыс. единиц)
Китайские производители доминируют не только в производстве готовых электромобилей, но и в секторе производства тяговых батарий, что дает им стратегическое преимущество в глобальной конкуренции.
Рейтинги и ключевые игроки
Абсолютным лидером среди китайских автопроизводителей является BYD (Build Your Dreams). В первом квартале 2025 года мировой продажи компании выросли на 60% до 1 000 804 единиц, а экспорт увеличился на 110% до 206 084 единиц. Компания специализируется на электромобилях и гибридах, причем продажи легковых PHEV выросли на 76%, а BEV — на 39%.
Другие ключевые игроки китайского автопрома:
- Geely Automobile Holdings: рост продаж в первом квартале 2025 года на 48% до 703 824 единиц
- Chery Automobile: увеличение квартальных продаж на 17% до 620 025 единиц
- SAIC Motor: рост мировых продаж на 13% до 944 850 единиц
Завоевание международных рынков
Китайские производители активно осваивают не только развивающиеся, но и развитые рынки. Например, в Великобритании по итогам 2023 года было продано почти 40 тыс. автомобилей под маркой MG (принадлежит SAIC), что позволило бренду занять 12-е место в общем рейтинге продаж. В Австралии MG смогла продать 25,689 тыс. экземпляров модели ZS, заняв третье место по популярности.
В Европе китайским производителям удалось занять около 3% общего рынка, а в сегменте электромобилей — 8,5-9%. Это достижение особенно впечатляет, учитывая высокую конкуренцию и строгие экологические стандарты ЕС.
Технологические инновации
Китайский автопром делает значительные инвестиции в передовые технологии:
- Развитие автономного вождения (системы 4-го уровня)
- Внедрение твердотельных батарей
- Развитие натриевых аккумуляторов — дешевых и безопасных
- Глубокая интеграция ИИ и голосовых помощников
- Повышение энергоэффективности
Китайские автомобили в России
Завоевание рынка после 2022 года
Российский рынок стал одним из наиболее значимых для китайских автопроизводителей после ухода западных брендов в 2022-2023 годах. По данным «Автостат Инфо», доля новых автомобилей китайских брендов в структуре рынка России выросла с 2% в 2019 году до 59% в 2024 году. При этом с 2021 по 2022 год их доля увеличилась в два раза — с 8% до 19%, а в 2023 году достигла 51%.
В 2023 году на территорию РФ и стран СНГ было поставлено около 1,35 млн китайских автомобилей, что стало возможным благодаря способности китайских производителей быстро заполнить вакуум, образовавшийся после ухода западных марок.
Кризис 2025 года и падение продаж
Однако в 2025 году китайские автопроизводители столкнулись с серьезными проблемами в России. В первом квартале реализация «большой четверки» (Haval, Chery, Geely и Changan) в России просела в среднем на 31%. Основными причинами стали:
- Регулярное повышение утильсбора
- Высокие кредитные ставки
- Большие вопросы к качеству автомобилей
- Масштабное затоваривание рынка
К началу 2025 года на российских складах скопилось около 400 тыс. нереализованных китайских автомобилей, что вынудило дилеров предлагать значительные скидки — в среднем 500 тысяч рублей, а в некоторых случаях до миллиона.
Закрытие автосалонов и уход брендов
На фоне падения продаж началось массовое закрытие автосалонов. За первые три месяца 2025 года в России закрылись 213 автосалонов китайских брендов — больше, чем за весь прошлый год (187). Наибольшие проблемы испытывают монобренды с ограниченным модельным рядом: Bestune, Kaiyi, DFM, LiAuto.
Эксперты прогнозируют, что в 2025 году с российского рынка могут уйти до 10 китайских автобрендов, включая такие марки как Livan, Kaiyi, SWM, Foton, Oting, VGV, MG, Skywell, Haima.
Популярные марки и модели
Несмотря на текущие трудности, некоторые китайские бренды сохраняют сильные позиции на российском рынке. По состоянию на начало апреля 2025 года лидерами по числу точек продаж в РФ оставались:
- Chery (206 локаций)
- Changan (200 локаций)
- Geely (199 локаций)
Среди наиболее популярных моделей в России:
- Chery Tiggo 7 Pro Max — лидер в своем сегменте с интеллектуальной системой полного привода
- Geely Tugella — купе-кроссовер с полным приводом, результат сотрудничества Volvo и Geely
- Changan CS35PLUS — компактный кроссовер, конкурирующий с Hyundai Creta
- OMODA C5 — стильный автомобиль для молодежи
Перспективы на ближайшие 3 года
Возможное снятие санкций и возвращение западных брендов
В ближайшие три года российский авторынок ждут значительные изменения, связанные с возможным снятием санкций и возвращением западных брендов. Однако эксперты сходятся во мнении, что этот процесс будет сложным и длительным.
Даже если западные бренды вернутся, их автомобили будут стоить сравнительно дороже из-за высокой таможенной стоимости и других экономических факторов. Как отметил автоэксперт Сергей Меньшиков: "Даже если они вернутся — они будут стоить сравнительно дороже, так как сейчас очень дорогая таможня. Цены будут серьезные".
Прогнозы доли китайских автомобилей
Мнения экспертов о перспективах китайских автомобилей в России разделились:
- Николай Иванов (компания «Рольф»): прогнозирует, что доля китайских брендов в 2025 году составит 60-65%
- Ренат Тюктеев (АГ «Авилон»): допускает, что доля китайских автомобилей может достичь рекордных 70% к концу года
- Андрей Ольховский (ГК «Автодом»): предполагает, что доля китайских автомобилей начнет сокращаться в 2025 году из-за роста доли автомобилей, собираемых в России
Выход новых китайских брендов
Несмотря на текущие трудности, на российский рынок готовятся выйти девять новых китайских брендов, включая:
- Lynk & Co (под марками Knewstar и NordCross)
- Zeekr Group
- Maxus
- Nio
- Onvo
- Wuling
- Xiaomi
- Xpeng
По мнению экспертов, такие марки как Nio, Xpeng и Xiaomi имеют хорошие шансы закрепиться в России благодаря качественным продуктам и уникальным технологическим решениям.
Факторы, влияющие на перспективы китайского автопрома в России
- Локализация производства: Китайские производители активно инвестируют в локализацию производства в России, что может снизить costs и повысить конкурентоспособность.
- Развитие сервисной сети: Для успешной конкуренции китайским брендам необходимо развивать сервисную сеть и обеспечивать доступность запасных частей.
- Повышение качества: Как отмечают владельцы, китайские автомобили все еще имеют проблемы с качеством, включая коррозию и недостатки в работе систем.
- Ценовая политика: Текущий ценовой уровень китайских автомобилей в России значительно завышен по сравнению с другими рынками, что ограничивает их привлекательность.
Заключение
Китайский автопром совершил впечатляющий рывок за последнее десятилетие, превратившись из производителя дешевых копий в глобального инновационного лидера, особенно в сегменте электромобилей. Завоевание российского рынка стало одним из наиболее заметных успехов китайских производителей, хотя в 2025 году они столкнулись с серьезными вызовами.
В ближайшие три года доля китайских автомобилей в России likely сократится, но останется значительной — на уровне 50-60%. Ключевыми факторами успеха станут локализация производства, улучшение качества, развитие сервисной сети и адекватная ценовая политика. Даже при возвращении западных брендов китайские производители сохранят существенное присутствие на российском рынке, предлагая технологичные продукты по конкурентным ценам.
Как отметил автоэксперт Сергей Меньшиков: "Рынок всё расставит по своим местам. Потребителя китайские автомобили найдут в любом случае". Очевидно, что китайский автопром стал неотъемлемой частью глобальной автомобильной индустрии, и его влияние будет только расти в ближайшие годы.