Найти в Дзене
Паттерн с Маттерн

Птифуры по понедельникам: Съедобное -несъедобное

Carpaccio alla Cipriani - Карпаччо алла Чиприани, авторски сервированное  в ресторане «Harry’s Bar», Сан-Марко, Венеция.
Carpaccio alla Cipriani - Карпаччо алла Чиприани, авторски сервированное в ресторане «Harry’s Bar», Сан-Марко, Венеция.

-Джузеппе, дорогой, - сказала графиня Амалия и состроила несчастные глаза. - Эти ужасные врачи запретили мне есть стейки, и рагу, и твои прекрасные котлеты на косточке! Что я буду делать без антрекотов в это время года?! Мне все время хочется мяса, а нельзя! Ни тушеного, ни жареного на гриле, даже тривиального вареного в хорошем крепком бульоне с коньяком! 

Джузеппе Чиприани, хозяин легендарного ресторана «Harry’s Bar»  на самой знаменитой венецианской площади Сан-Марко, сочувственно поинтересовался: 

— Они запретили вам любое мясо, Ваше сиятельство? 

-Любое приготовленное мясо мне теперь запрещено! Я чувствую себя голодной и злой! Я постоянно в раздражении, и мне даже хочется плакать! 

Чиприани к тому моменту постоянно принимал у себя Хичкока и Хемингуэя, Онассиса и коллекционершу искусства Пегги Гуггенхайм, Орсона Уэллса и Чарли Чаплина. И это - не считая многочисленных блестящих аристократов, привыкших назначать друг другу встречи за столиками его великолепного ресторана. Но графиня Амалия Нани-Мочениго была не просто «еще одна аристократка». Во-первых, она была представителем одного из древнейших венецианских родов, подаривших Светлейшей Республике с добрый десяток дожей на протяжении многих столетий и владевших самыми известными дворцами и особняками Венеции. А во-вторых, и это важнее, графиня Амалия числилась в личных друзьях и преданных клиентах ресторатора - и он не мог позволить ей оставаться разочарованной и огорченной в заведении, которым управляет он, Джузеппе Чиприани. 

Он лично отправился на кухню, нарезал сырую говяжью вырезку тончайшими ломтиками, заправил горчичным соусом, посыпал руколой и торжественно подал графине. Ее Сиятельство попробовала прозрачный ломтик - и глаза её из несчастных сделались сияющими.

—Джузеппе, это восхитительно ! Какая прелесть, оно просто тает во рту! Как называется это блюдо?

Чиприани был истинным сыном Италии и истинным венецианцем - человеком с тонким художественным вкусом и настоящей страстью к искусству, в котором он недурно разбирался (да и как, собственно, возможно жить в Венеции и не разбираться в искусстве, согласитесь?).

—Драгоценная Амалия, синьора графиня! Цветовая палитра этого блюда должна Вам подсказать его имя! Оно названо в честь прекрасного венецианского художника, любившего эти бордово-белые сочетания в своих работах!

Большая выставка работ Витторе Карпаччо, живописца периода раннего Ренессанса, как раз открылась в Венеции в те дни.

Кушанье моментально прославилось, о нем (и о выставке) написали парижские, лондонские и нью-йоркские репортеры, приехавшие освещать арт-событие, о забавной истории его создания упомянули даже провинциальные издания, посетители экспозиции валом валили попробовать «этого почти готического Карпаччо» на вкус и наоборот, даже мало склонные к музейному времяпрепровождению и моментально устававшие от интеллектуальной сложной Венеции туристы из американской глубинки считали своим долгом попасть именно на эту выставку, раз уж вдоволь подзаправились карпаччо и представляют себе его достоинства!

Витторе Карпаччо, «Видение святого Августина».  Около 1502 года. Холст, темпера, масло. 141 × 210 см Скуола Сан-Джорджо- дельи-Скьявони, Венеция, Италия.
Витторе Карпаччо, «Видение святого Августина». Около 1502 года. Холст, темпера, масло. 141 × 210 см Скуола Сан-Джорджо- дельи-Скьявони, Венеция, Италия.

Обратите внимание на фирменную цветовую гамму Карпаччо. По этим оттенкам его можно узнать довольно уверенно. Вот еще полотно его кисти, одно из самых известных и самых загадочных одновременно.

Витторе Карпаччо, «Две венецианки». 1490-е годы. Дерево, масло, темпера. 94,5 × 63,5 см. Музей Коррер, Венеция, Италия.
Витторе Карпаччо, «Две венецианки». 1490-е годы. Дерево, масло, темпера. 94,5 × 63,5 см. Музей Коррер, Венеция, Италия.

На сегодняшний день, карпаччо - одна из визитных карточек итальянской кухни, хотя его подают в хороших ресторанах на всех континентах (сейчас, конечно, говядину нарезают до «пергаментного» состояния с помощью слайсеров).

Мне не довелось попробовать его в прославленном «Harry’s Bar» (да, да, ресторан продолжает работать и, говорят, все так же хорош, а управляет им сегодня сын Джузеппе, Арриго Чиприани и еще один Джузеппе - внук вдохновенного первого мэтра Чиприани), но надеюсь, еще все впереди. Дамы, господа, если кто-то был гостем венецианского «Harry’s Bar» и заказывал карпаччо в месте его изобретения, пожалуйста, поделитесь впечатлениями!

А если вы хотите приготовить карпаччо дома, то вырезку стоит предварительно подморозить, не более часа, это даст возможность без труда её нарезать.

Кстати, Джузеппе Первый был так окрылен успехом своего блюда и его «художественным» именем, что создал еще один прекрасный рецепт. И снова - успех и обожание!

Он смешал коктейль, который сейчас считается одним из самых популярных коктейлей Италии и изучается всеми барменами мира как современная классика. Две части просекко, одна часть пюре из свежего персика.

Коктейль «Беллини».
Коктейль «Беллини».

Коктейль носит имя другого известного венецианца - живописца Джованни Беллини, выходца из знаменитой художественной семьи эпохи ренессансного кватроченто (1400-е годы). Цвет коктейля должен был напоминать любителям искусства особый колер - уникальный жемчужно- розовый оттенок белого, которым Беллини писал своих святых (а иногда - их одеяния).

Джованни Беллини, Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. Между 1490 и 1500. Дерево, темпера, масло. Художественный музей Индианаполиса, США.
Джованни Беллини, Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем. Между 1490 и 1500. Дерево, темпера, масло. Художественный музей Индианаполиса, США.

Таким образом, талант Чиприани по многу раз на дню и во всех уголках земного шара продолжает прославлять гений венецианских живописцев, Витторе Карпаччо и Джованни Беллини, к которым мы еще непременно вернемся, и уже не со стороны кухни.

А у меня на сегодня все, спасибо, что заглянули. Да сопутствуют вам успех в ваших делах и удача - на ваших дорогах, дамы и господа!