В Свердловской области завершилась губернаторская кампания, по итогам которой жители избрали новым главой Дениса Паслера. Его результат по явке и в абсолютных показателях («в людях») превзошел результат его предшественника. Твердые позиции показали также кандидаты от КПРФ Александр Ивачев и «Справедливой России – За правду» Андрей Кузнецов, занявшие второе и третье места соответственно. Наиболее слабая позиция – у кандидата от партии «Новые люди» Ранта Краева, который по итогам оказался на последнем месте. О том, чем оказались примечательны губернаторские выборы и почему кандидаты получили свой объем поддержки избирателей, ЕАН спросил у региональных и федеральных политологов.
Результат Паслера
По итогам обработки 100% бюллетеней Денис Паслер получил 61,30% голосов. Александр Ивачев – 15,25%. Андрей Кузнецов – 12,66%. Александр Каптюг (ЛДПР) – 6,09%, Рант Краев («Новые люди») – 2,72% голосов.
«О чем говорят эти цифры? Эти цифры говорят прежде всего о том, что избиратели поддержали выбор президента. То есть кандидатуру Паслера утвердил президент. И с учетом того, что есть определенный консенсус вокруг главы государства и в условиях СВО, то уровень поддержки кандидатуры Паслера вполне обоснован», – заявил директор центра «Аналитик», социолог Андрей Мозолин.
Он отметил, что на руку Паслеру могло сыграть и то, что он местный, у него есть опыт работы в качестве председателя правительства региона. «Вот он получил кредит доверия, и сейчас будет задача этот кредит не растерять», – уточнил Мозолин.
Откуда взялась высокая явка
Политолог Алексей Шабуров в разговоре с ЕАН отметил, что явку в 39,9% можно назвать аномально высокой.
«Притом, что в этот раз не проводилось никаких масштабных мероприятий по ее стимулированию. Только часть этой явки можно объяснить влиянием «административного ресурса». Саму кампанию сложно назвать интригующей и конкурентной», – заявил специалист.
По его мнению, людям были интересны выборы сами по себе, им хотелось принять участие в этом политическом событии. Шабуров также высказал предположение, что избирателей привлекла возможность проголосовать за земляка, а не за варяга.
«Рост явки дал рост результат всем кандидатам, за исключением «Новых людей». И КПРФ, и СР, и ЛДПР могут занести выборы себе в актив, хотя никто не прыгнул выше головы», – считает Шабуров.
Другую точку зрения в беседе с корреспондентом ЕАН высказал Андрей Мозолин. По его мнению, явка не была аномальной. Все сравнивают нынешние губернаторские выборы с теми, что прошли в 2022 году или в 1999, когда избирался Россель.
«В том же 1999-м году, как и в 2022-м, это были однодневные выборы. На текущих же процедура голосования была растянута на три дня. Соответственно, это позволило избирателю, даже тем, кто обычно не ходил, найти время проголосовать. Ну и плюс сюда, естественно, добавляется и ДЭГ. Потому что это тоже упрощает многие вопросы, связанные с удобным вариантом голосования для избирателя», – подчеркнул директор центра «Аналитик».
Он добавил, что не последнюю роль в формировании явки и результатов губернаторских выборов сыграла и избирательная комиссия, которая работала не только во время голосования, но и за несколько дней до его начала.
«С начала избирательной кампании члены УИКов начали обходить округа и напоминать людям о том, что надо прийти проголосовать. И это тоже дало свою роль и является одним из факторов, который повлиял на явку», – заявил социолог.
Результаты оппозиционеров
Комментируя результаты остальных кандидатов в губернаторы, Алексей Шабуров отметил, что большинство из них смогли эффективно мобилизовать свой ядерный электорат, но не более того.
«Я бы не стал говорить, что коммунист Ивачев получил какой-то фантастический результат. Для человека, который почти 15 лет активно участвует в политике, возглавляет отделение второй по популярности партии, все время присутствует в повестке да еще и является вице-спикером заксобрания, 15% — хороший результат, но не фантастика», – отметил политолог.
По его словам, наиболее высокую поддержку коммунист получил в городах на юго-западе региона, в которых в прошлом году наблюдался мусорный коллапс.
Андрей Мозолин сказал, что избиратели стали меньше внимания обращать на самих кандидатов, в большей степени голосуя за партийный бренд. И бренд КПРФ в Свердловской области оказался успешнее, чем, например, бренд «Справедливой России – За правду».
«Коммунисты, во-первых, и побольше вложились в свою кампанию. Во-вторых, при всей скандальности действий КПРФ в последний год в нескольких городах были определенные ситуации, которые позволяли партии быть на слуху», – считает Мозолин.
Против ЛДПР, по мнению Мозолина, сыграло отсутствие какой-то большой активности – отсюда законное четвертое место. Кампанию «Новых людей» политолог вообще назвал невнятной.
Ошибки «Новых людей»
Политолог Илья Гращенков в разговоре с ЕАН отметил, что «Новые люди» старались не столько противодействовать в острой борьбе существующей власти, сколько представить свою альтернативную политическую программу на уровне губернаторской кампании.
«Это сложно, потому что действующий глава максимально вкладывается в свою кампанию, и у Дениса Паслера были основания опасаться второго тура, поэтому на полную мощность была включена повестка, выстраивающая позитив вокруг главы области.
Кандидат от «Новых людей» Рант Краев, наоборот, строил красивую и яркую кампанию, построенную на интересе городского электората, связанную с продвижением идей предпринимательства и на обращении к молодежи – всему тому электорату, который хуже всех ходит на выборы. И интерес этого электората очень сегментирован», – объяснил Гращенков.
По его мнению, партия «Новые люди» сознательно пошла на такой тип избирательной кампании, которая не была направлена на интерес широких масс, а старалась установить связь с той частью избирателей, которые видят в ней позитивную, яркую силу.
«Это всегда не очень большой процент. Если бы партия построила кампанию по примеру мэра Москвы или президентской кампании, то она взяла бы больший результат», – считает Гращенков.
Он добавил, что главное для «Новых людей» – выборы в Госдуму в 2026 году. И партия имеет все основания переизбраться в российский парламент. Тем более что в ряде регионов страны «новолюды» получили неплохой результат на выборах. Например, в Челябинской области они обогнали коммунистов, в Воронежской области выиграли в одномандатных округах. Партия демонстрирует системный рост и включенность в политический процесс. Сейчас представителям партии нужно не распыляться, как, например, «СР», а сфокусироваться на ядерном электорате, заключил политолог.
Политолог Александр Белоусов, наоборот, назвал результат «Новых людей» на губернаторских выборах низким, особенно если сравнивать его с предыдущими выборами, в которых участвовали партийцы. «Сейчас у них даже по Екатеринбургу около 4%. Падение больше чем в два раза. Здесь, наверное, находится их основной электорат», – отметил Белоусов.
Столь низкому результату в 2,72% голосов эксперт нашел несколько объяснений. Во-первых, на итоговый результат мог повлиять неудачный подбор кандидата в лице Ранта Краева, смена фамилии, а также то, что он показывал себя не как лидер.
Во-вторых, креативная кампания была сделана по лучшим западным лекалам: очень яркая, провокационная. Но она не нашла отклика у людей ни в регионе, ни в Екатеринбурге.
В-третьих, партия «Новые люди» проектировалась как новая оппозиционная сила, которая должна за счет новой энергии, риторики и видения забирать себе протестный электорат, уставший от склок старых оппозиционных партий. И до какого-то момента замысел работал. А здесь перестал.
«Вероятнее всего, на этих выборах произошел запрос от населения на прямую протестную риторику, когда политические лидеры говорили бы, что не нравится. Те, кто это прямо говорил, – Ивачев или Кузнецов. Люди откликнулись на это. А попытка дождаться, когда люди устанут от протестной риторики, не оправдалась. Избиратели ждали, что партия скажет, что ей не нравится, но от «Новых людей» они этого не услышали», – резюмировал Белоусов и добавил, что «Новым людям» в преддверии кампании в Госдуму нужно будет искать новые формулы. Им предстоит больше всех трудиться до следующих выборов.
Максим Филиппович, Сергей Беляев