Итак, что передо мной. Старенькая, но верная электронная книга, фонарик для чтения, плед и котейка на нем. Фоном на телевизоре играет плейлист из какого-то абстрактного фэнтези — идеально для погружения в историю, о которой я поведую в этой не то статье, не то крике отчаяния человека, который не хочет перелистывать последние страницы и понимать, что всё. Это конец. В четвертый раз перечитанная история снова останется незаконченной.
Речь пойдет о трилогии, написанная американским фантастом Патриком Ротфуссом. Но прежде чем продолжить читать, путник, предупреждаю:
В статье будут спойлеры. Я поделюсь впечатлениями о многих моментах и сюжетных поворотах этой истории.
Имя ветра. День первый
В 2008 году выходит первая часть задуманной Ротфуссом трилогии — «Имя ветра».
О книге я узнал много позже из рекомендаций какого-то блогера. Решил попробовать — и провалился. Я достаточно увлекающийся человек, даже средняя история или не самый продуманный сюжет могут подарить мне много положительных эмоций. Но «Имя ветра»... Я буквально только и делал, что читал. Даже не съездил пару раз в универ :)
Сюжет
Пересказывать весь сюжет очень скучно, никогда это не любил. Но кратко обозначу: действия происходят в вымышленном псевдосредневековье, как и все классические «высокие» фэнтези (например, «Властелин колец» или «Ведьмак»). Главный герой — обычный трактирщик по имени Коут. Но на самом деле он легендарная личность по имени Квоут, а быть трактирщиком для него — носить маску и играть эту роль убедительно, чтобы не попасться.
Почему он прячется? Почему его называют героем и злодеем одновременно? Эти ответы пытается получить некий Хронист — человек, записывает истории тех, кому есть что поведать миру.
— Как обычно люди поступают со своими историями? — повторил Квоут.
Хронист пожал плечами:
— Большинство просто рассказывают, что помнят. Позже я располагаю события в нужном порядке, удаляю лишнее, проясняю, упрощаю и все такое.
Квоут нахмурился:
— Я не думаю, что это подойдет.
Хронист смущенно улыбнулся:
— Рассказчики все разные. Они предпочитают, чтобы их истории оставались без изменений, но хотят также заинтриговать публику. Я обычно слушаю, а записываю позже. У меня почти абсолютная память.
— Почти мне не подходит. — Квоут прижал палец к губам. — Как быстро ты можешь писать?
Хронист понимающе улыбнулся:
— Быстрее, чем человек может говорить.
Квоут поднял бровь:
— Хотел бы я посмотреть на это.
Хронист открыл свой пенал и извлек оттуда пачку тонкой белой бумаги и бутылочку чернил. Аккуратно все разложив, он обмакнул перо в чернильницу и выжидающе посмотрел на Квоута.
Квоут наклонился вперед и быстро заговорил:
— Я. Мы. Он. Она. Я был. Он был. Они будут. — Перо Хрониста плясало и чиркало по бумаге, а Квоут наблюдал за ним. — Я, Хронист, здесь признаюсь, что не умею ни читать, ни писать. Ленивый. Непочтительный. Болтун. Кварц. Лак. Эгголиант. Лин та Лу сорен хеа. «В Фаэтоне вдова молодая жила, в добродетели твердая, ровно скала. И призналась она, что желаньем больна…» — Квоут наклонился еще сильнее, наблюдая, как пишет Хронист. — Интересно… Ладно, можешь остановиться.
Хронист снова улыбнулся и вытер перо тряпочкой. На листе перед ним красовалась единственная строчка непонятных символов.
— Какой-то шифр? — вслух восхитился Квоут. — Очень аккуратно сделано. Могу поспорить, ты не много страниц портишь.
Он повернул листок к себе, чтобы лучше рассмотреть запись.
— Я никогда не порчу страницы, — самодовольно заявил Хронист.
Квоут кивнул, не отрывая взгляда от листа.
— А что значит «эгголиант»? — поинтересовался Хронист.
— Хм! Да ничего. Я его придумал. Хотел посмотреть, запнешься ли ты на незнакомом слове. — Он потянулся и придвинул стул поближе к Хронисту. — Как только ты покажешь мне, как это читать, мы можем начинать.
На лице Хрониста нарисовалось глубокое сомнение.
— Это очень сложно… — начал он, но, видя, что Квоут нахмурился, вздохнул: — Я попробую.
Хронист набрал побольше воздуха и начал писать символы в строчку, рассказывая:
— В речи мы используем около пятидесяти различных звуков. Я присвоил каждому из них символ, состоящий из одной или двух черт. Все логично устроено. Я могу, пожалуй, записать даже язык, которого не понимаю. — Он ткнул пером: — Это различные гласные звуки.
— Все вертикальные линии, — сказал Квоут, внимательно глядя на страницу.
Хронист запнулся, выбитый из колеи.
— Ну… да.
— Тогда согласные будут горизонтальными? И будут сочетаться вот так? — Взяв перо, Квоут сделал несколько собственных линий на странице. — Умно. Получается не больше двух-трех на слово.
Хронист молча наблюдал за Квоутом, тот ничего не замечал, погрузившись в рисование.
— Если это «она», тогда это должны быть звуки «а». — Он показал на группу черточек, написанных Хронистом. «А, ай, аэ, ау». Значит, эти — «о», — кивнул сам себе Квоут и вложил перо в руку Хрониста. — Покажи теперь согласные.
Хронист ошеломленно записал согласные, называя их. Через минуту Квоут взял перо и стал писать сам, попросив потерявшего дар речи Хрониста поправить, если он ошибется.
Хронист смотрел и слушал, как Квоут исписывает лист. От начала до конца весь процесс занял около пятнадцати минут. Квоут не сделал ни одной ошибки.
...Хронист мрачно кивнул, пытаясь вообразить разум, расколовший его шифр за какие-то четверть часа, — ум, который смог за день выучить чужой язык.
Повествование строится так: один день Хронист записывает под диктовку похождения Квоута. Каждый день — одна часть. Эта история о шумных трактирах, далеких путешествиях и тайных знаниях. В этом мире есть магия, которая очень похожа на немного измененные законы физики, но существует и другая, более сильная магия, в которую практически никто не верит. Это история о дружбе и предательстве, храбрости и трусости... В общем, я могу долго перечислять клише фэнтези, но в «Хронике» всего очень много, и всё продумано достойно. Ротфусс мастерски рассказывает истории!
В книгах много музыки. Я сам лет 20 ею занимаюсь и понимаю, что писать о ней — все равно что танцевать об архитектуре. Но даже это передано потрясающе:
Однажды я спел цвета слепому. Семь часов я играл, но в конце он сказал, что видит их: зеленый, красный и золотой.
Если когда-нибудь появится экранизация этих книг, то композитору придется ох как постараться.
Страхи мудреца. День второй
Вторая часть получилась в два раза больше первой, и на русском языке ее опубликовали двумя книгами.
Что меня поразило больше всего? Пожалуй, интересная концепция зла. Представьте, что есть некое существо, которое заперто в огромном дереве. Это дерево находится в таком месте, которое практически невозможно найти. Но даже если и удастся, то территория рядом с ним охраняется настолько хорошо, что путника, который приближается к этому дереву, сразу же останавливают метким выстрелом из лука. И ворон, предвкушавших славный пир из бедного странника, тоже антиоживляют. На всякий случай.
Что же такого жуткого в этом существе, которого не просто пленили в дереве, но и не позволяют никому приближаться к нему?
– Реши, Ктаэх видит будущее. Не смутно и двусмысленно, как какие-нибудь провидцы. Он видит все будущее. Отчетливо. Во всех подробностях. Все, что может случиться в будущем, со всеми разветвлениями, начиная с текущего момента.
Квоут вскинул бровь.
– Ах вот как? В самом деле?
– В самом деле, – очень серьезно ответил Баст. – И при этом он представляет собой чистое, незамутненное зло. По большей части это не проблема, дерево-то он покинуть не может. Но если кто-нибудь является к нему сам…
Взгляд Квоута сделался отстраненным, и он кивнул в ответ на собственные мысли.
– Если он знает будущее во всех подробностях, – медленно произнес он, – он знает и то, как именно человек или фейе поведет себя, узнав то, что он ему скажет.
Баст кивнул.
– И он злой, Реши.
Квоут продолжал размышлять вслух:
– Это означает, что любой, на кого повлиял Ктаэх, становится стрелой, пущенной в будущее.
– Стрела, Реши, может поразить только одного, – темные глаза Баста были пусты и безнадежны. – А тот, на кого повлиял Ктаэх, – это чумной корабль, плывущий в гавань.
***
– Значит, после того как ты встретился с Ктаэхом, любой твой выбор будет неверен.
Баст покачал головой. Лицо у него побледнело и вытянулось.
– Нет, Реши. Любой твой выбор приведет к катастрофе.
Двери из камня. День третий
По задумке «Двери из камня» станут завершающей частью «Хроники убийцы короля». Здесь не только станет известно, что привело Квоута к жизни трактирщика-затворника, но и сюжетная линия перейдет от мемуаров к текущему временному периоду. Судя по всему, все закончится трагично для Квоута, если верить его ощущениям и помнить о том, что говорил Ктаэх.
Почему же прошло уже лет 15, а третья часть так и не вышла? Вероятно, автор создал такой большой мир и наполнил столькими событиями, что распутать этот клубок уже не может. Возможно, для кого-то будет минусом, что за 2 части Квоут так особо и не продвинулся к главной своей цели. В основном мы наблюдаем за увлекательными, но второстепенными сюжетными историями.
От поглощения к созиданию
Тем не менее к отсутствию третьей части можно относиться положительно. Пусть у этой истории не будет окончания, чем будет плохое. На reddit есть достаточно крупное фан-сообщество, посвященное «Хроникам убийцы короля», где можно найти интересные теории по этой вселенной. Читаем, общаемся и улучшаем свой английский на приятную тему — лучше уж полбуханки, чем совсем ничего :)
***
А какую хорошую книгу в жанре фэнтези посоветуете вы?