Найти в Дзене

Из первых уст: Как прошел путь велопутешественников Поволжского из Казани в Стамбул

4200 километров на велосипеде по Великому Шелковому пути проехали доцент Поволжского университета – опытный велопутешественник Валерий Сморчков (ВелоВалера) и выпускник вуза – новичок велотуризма Александр Локалов.
За 52 дня пути из Казани в Стамбул они преодолели не одно препятствие и доказали, что заряженная мотивация и стальной характер – главные составляющие успеха. В интервью они рассказали, что помогло им не повернуть домой и не сдаться даже в период болезни. А также поделились планами на будущее – куда планируют направить силы и полученный многогранный опыт. – Самый главный вопрос: как колени? Не болят после веломарафона? Александр Локалов: Проблем с коленями после путешествия нет. Хотя у меня была травма после майского марафона – диагностировали «колено бегуна». Я думал, что не проеду, но велосипед настолько отличается от бега, что проблемное сухожилие вообще не задействовалось. Когда пешком шли, тяжеловато было, а при езде на велосипеде за все путешествие не было никаких тру

4200 километров на велосипеде по Великому Шелковому пути проехали доцент Поволжского университета – опытный велопутешественник Валерий Сморчков (ВелоВалера) и выпускник вуза – новичок велотуризма Александр Локалов.
За 52 дня пути из Казани в Стамбул они преодолели не одно препятствие и доказали, что заряженная мотивация и стальной характер – главные составляющие успеха.

В интервью они рассказали, что помогло им не повернуть домой и не сдаться даже в период болезни. А также поделились планами на будущее – куда планируют направить силы и полученный многогранный опыт.

– Самый главный вопрос: как колени? Не болят после веломарафона?

Александр Локалов: Проблем с коленями после путешествия нет. Хотя у меня была травма после майского марафона – диагностировали «колено бегуна». Я думал, что не проеду, но велосипед настолько отличается от бега, что проблемное сухожилие вообще не задействовалось. Когда пешком шли, тяжеловато было, а при езде на велосипеде за все путешествие не было никаких трудностей. Кроме, может быть, травмы, когда Валерий Юрьевич искупался в реке Ахтуба и распорол себе колено.

– Какие мысли были в самые первые дни, когда вы только начинали путь?

Валерий Сморчков: Мыслей было много. Была глобальная цель – проехать огромную дистанцию по маршруту Великого Шелкового пути. Со мной также была задача – сопровождать Сашу, так как это его первое велопутешествие. Но как оказалось – вдвоем даже проще. Сначала я его сопровождал, а потом он, можно сказать, меня.
Кроме того, конечно же, был глобальный проект – популяризация велотуризма и спортивной психологии, а также — изучение истории Великого Шелкового пути. С этими мыслями мы и ехали. Но все же самое главное – доехать от Казани до Стамбула. Мы изначально понимали, что это непросто.

Александр Локалов: Мне очень интересно проверять все на себе – я так начал бегать марафоны. Как спортивный психолог решил понять, что чувствуют атлеты, и проверить смогу ли я также. Так и здесь, решил узнать – смогу ли доехать на велосипеде до Стамбула.

-2

– Чтобы преодолеть такой огромный путь нужен характер. Как вы себя настраивали? Что помогло не бросить в самые сложные моменты?

Валерий Сморчков: На экваторе мы столкнулись с нехваткой сил, а нам еще предстоял Крестовый перевал в Грузии. Тогда мы серьезно задумались, как преодолеть этот непростой этап. Было трудно морально и физически.
Думаю, мотив внутренний все же был – нас подбадривали подписчики:
«Давайте, давайте, мы в вас верим». Мы понимали, что на середине пути не можем кого-то подвести, и это заряжало нас на преодоление самой сложной части пути.

Александр Локалов: Считаю, что мотивация проигрывает характеру. Если есть характер, подкрепленный мотивацией – это хорошо. А мотивация без характера ничего не значит.
Если обобщать, я бы выделил несколько кризисов, как в марафоне. Предстартовый – страх сделать первый шаг. Стартовый – начало положено, а впереди миллион миль. Экваториальный – половина пути пройдена, но приходит понимание, что впереди еще столько же. Предфинишный – до победы рукой подать, но необходимо побороть себя и завершить достойно. Постфинишный – наступает опустошение после упоения победой – появляется вопрос, а что дальше?

-3

– Как поддерживали друг друга во время пути? Представим – один выдохся, а второй едет впереди?

Александр Локалов: Каждый день такое было. Валерий Юрьевич научил меня самостоятельности – не надеяться на какую-то сверхподдержку. Здесь пришлось стать более самостоятельным и больше работать с собой. Хотя я, как активист, привык к коллективной поддержке. Мы также кричали друг другу: «Давай, давай, ты сможешь!».

Валерий Сморчков: Меня больше всего поддерживало, когда мы закрывали сложный участок и просто молча давали друг другу пять. Когда делишься таким моментом с кем-то, сразу становится легче. Кроме того, просто старались внимательнее относиться друг к другу.

– Что случилось в Дагестане? Как вы заболели?

Валерий Сморчков: Основная версия – мы искупались в Каспийском море, и я глотнул воды. На следующий день у меня случилось сильное расстройство пищеварения. Нам повезло, что в Хасавюрте был мой товарищ – мы остановились у него на два дня и две ночи. Потом болезнь накинулась на Сашу. Получилось, что сначала он поддерживал меня, потом я – его.

Александр Локалов: Мне кажется, что я заболел случайно, так как мы перепутали ложки.

Валерий Сморчков: Также Саша хотел остаться во Владикавказе. Мы там две ночи переночевали, и нужно было ехать, так как мы сильно отставали от графика. Хотя сил у нас вообще не было. До этого мы ехали день, потом лежали на остановке 30 минут и встать не могли из-за бессилия. Было очень тяжело. Мы реально думали, что не дотянем, и надо возвращаться. Если бы Саша тогда сказал, что остается, я бы, наверное, тоже снялся бы. Но, к счастью, мы собрались, поддержали друг друга и поехали дальше в горы, где болезнь отступила.

-4

– Чем питались в пути? Использовали ли спортивное питание?

Валерий Сморчков: Да, спортивные гели нас очень выручали. Основное туристское питание – гречка с тушенкой и рис с тунцом. Вкусно и калорийно. Поел и сразу чувствуешь прилив энергии. В день у нас уходило около четырех тысяч калорий, это больше, чем мы съедали. Посмотрите на нас – мы сильно похудели.

– А витамины и добавки принимали?

Валерий Сморчков: Я подходил к этому более системно: пил коллаген и хондроитин, потом мы купили льняное масло и принимали его для коленей. Обязательно – изотоники. Без них просто не проехать. Чувствуется, как организм перестает работать – нет сил поддерживать баланс и крутить педали.

-5

– Удавалось ли не просто гнать километры, но и наслаждаться моментом, красотами вокруг?

Александр Локалов: На самом деле, мы действительно наслаждались красотами на ходу. У нас был четкий график и запланированные лекции для детей в нескольких городах, а также — интервью. Это все требовало времени, которое можно было потратить на отдых, сборы или веломастерскую. Если бы не график, мы бы много где задержались и посмотрели бы много чего. Но выход был один, о котором я сказал на третий день старта: нужно быть в моменте – здесь и сейчас. Заземлиться, почувствовать почву под ногами и посмотреть, что вокруг происходит. Просто быть в этом моменте и продолжать в нем находиться. Я думал, что в таком состоянии время будет тянуться, но оно пролетело незаметно.

Валерий Сморчков: Когда мы стартовали, я уже был в моменте. Мне были не важны километры, хотя я говорил, что нужно проехать сегодня такое-то расстояние. Просто нужно было себя и Сашу мотивировать. Но я правда наслаждался красотами, ветром, лепесточками... Мне было кайфово. Но, когда отставали от графика, действительно приходилось думать больше о километрах.

-6

– Расскажите, в чем был смысл такого сложного путешествия?

Александр Локалов: Очень много мотиваций было, на одной далеко не уедешь. Я так в армию ушел – мне просто было интересно, хотел узнать, что такое настоящая мужская дружба. Мой отец служил, почему я не должен? Так и здесь. Для меня наше путешествие – это проверка себя, популяризация велотуризма и спортивной психологии, активизация молодежи, а также — возможность посмотреть мир.

Валерий Сморчков: У меня тоже был комплекс мотиваций. Я хотел показать на примере Саши, что возможно посадить человека без большого опыта на велосипед и проехать такой огромный путь.

Александр Локалов: Это также, как я, будучи любителем, побежал марафон и своим примером вдохновил многих попробовать. Так и здесь. Конечно, со мной был опытный велотурист Валерий Юрьевич, и ехали мы по маршруту, который разрабатывался четыре года. Но все боятся, что просто не смогут физически.

Валерий Сморчков: Когда мне пишут: «Это нереально», я отвечаю: «Каждый может, надо только захотеть». У нас даже появилась идея книги о мотивации для велопутешественников, но раскрывать детали мы пока не будем. Как показала практика, к идеям нужно относиться с осторожностью.
В таких путешествиях мысли материализуются мгновенно. Были ситуации, когда мы просто думали о чем-то, и это сбывалось. Например, я устал от съемок и подумал:
«Мне нужен отдых». Этим «отдыхом» как раз стал вирус в Дагестане, когда мы не могли снимать и два дня просто лежали. Вот вам и материализация мысли!

-7

– Как распределяли оборудование: что должно быть под рукой, а что можно убрать подальше?

Валерий Сморчков: Я заранее продумал систему сумок. Сзади вещи были запакованы в подседельную сумку. А все самое важное было передо мной: портативная зарядка, документы в ближайшем кармане, дождевик. У меня были два бачка и насос под рукой, чтобы можно было быстро накачать колесо, сделать заплатку и ехать дальше.
Остальное было распределено по местам: на вилке с одной стороны – посуда и вещи для готовки, с другой – гигиенические принадлежности, вода и прочее. Впереди на раме крепились палатка, спальник, коврик для сна и подушка. Кроме того, сзади была закреплена вода для питья на ходу.
Как оказалось, это экономит очень много сил, энергии и времени. Хотя по пути мы пили не много, чаще всего – на остановках.

-8

– Встречали ли вы по пути особо отзывчивых людей? Какая встреча запомнилась больше всего?

Валерий Сморчков: Таких встреч было много! Например, в Дагестане нас встретил руководитель местной заправки. Он напоил нас кофе, подарил эксклюзивных продуктов на три-четыре тысячи рублей, а потом помог с размещением в Дербенте – мы два дня жили там бесплатно.

Александр Локалов: Я бы вообще никого не выделял – рассказать хочется обо всех. История про людей началась еще с Билярска, где нас приютили моя бывшая одногруппница и бывший студент Валерия Юрьевича. Так можно рассказать про каждый город. Например, нас тепло приняли в молодежном центре в Астрахани, где мы провели лекцию.

Валерий Сморчков: А в Турции мы познакомились с шестидесяти однолетним путешественником. Он нас приютил, и мы до сих пор общаемся. Таких историй правда было много. Но были и бессмысленные, конечно, когда мы уставали отвечать на одни и те же вопросы: «Кто мы?», «Куда едем?», «Какой день в пути?» и так далее. Мы даже научились на такие вопросы отвечать по-турецки.

-9

– Откуда вы брали силы для проведения лекций после тяжелых переездов?

Валерий Сморчков: Мы действовали на морально-волевой энергии, там ни о каком запасе сил речи не шло. Перед нами стояла задача и мы ее выполняли. Но когда общались с детьми, заряжались их энергией. И на этом заряде ехали дальше.

– Где ваши лекции прошли наиболее успешно? Были ли неудачи?

Александр Локалов: Организационно было сложно – мы звонили за пару часов до приезда, и не всегда получалось провести встречу. Удачно наши лекции прошли в Билярске и Астрахани – там мы поднимали темы велотуризма, путешествий и спортивной психологии. В других городах часто не хватало времени. Если бы мы закладывали еще по полдня на крупные города, у нас бы все получилось. Также мы не учли, что во время каникул многие на сборах. Но это все равно был ценный опыт. Мы и дальше продолжим проводить лекции и делиться опытом со всеми заинтересованными.

-10

– Планируете новые путешествия? Куда дальше?

Валерий Сморчков: Идей много! Исландия, Индонезия, Афганистан, Южная Америка и Южная Африка... Но, возможно, сначала изучим Россию и Центральную Азию.
Честно говоря, хотелось продолжить путешествие по Турции и ехать дальше, ведь был пройден такой огромный путь. Но нужно возвращаться к семье и работе, переосмыслить опыт и поделиться им со студентами.
Велопутешествия позволяют переродиться и оставляют в душе неизгладимый след.

-11

– Какой совет дадите тем, кто хочет отправиться в велопутешествие?

Александр Локалов: Едьте и ничего не бойтесь – просто начните. Мы поняли, что можно путешествовать на любом велосипеде. Мы встретили человека из Ташкента, который ехал на старом велике в сланцах – и ничего!
Главное – желание и готовность действовать.

Текст: Аделина Храмова
Фото: из личных архивов
Видеоверсия интервью: Подкаст "Вне игры". Валерий Сморчков и Александр Локалов