Найти в Дзене
Популярная наука

Железный столб в Индии, который не ржавеет уже 1600 лет. В чем феномен древней металлургии

Оглавление

Современный автомобиль иногда начинает ржаветь ещё до того, как вы успели выплатить кредит за него.

Царь Чандрагупта II одержал много ярких побед и оставил в память о них этот символ, который и до сих пор удивляет ученых
Царь Чандрагупта II одержал много ярких побед и оставил в память о них этот символ, который и до сих пор удивляет ученых

А в индийском Дели стоит железная колонна, которая пережила династии, войны и пожары. И всё это без слоя краски или антикоррозийного покрытия.

Более 1600 лет открытая всем ветрам, дождям и палящему солнцу, колонна практически не изменилась. Естественно, это породило волну слухов про тайные технологии.

И, правда, сочетание эффективных забытых технологий и немного....удачи породили этот феномен древней металлургии. И повторить его пока не удается методами современной науки.

Столб Чандрагупты: величественный памятник с секретом в составе

В комплексе Кутуб-Минар в Дели, среди руин мечети можно увидеть эту гигантскую металлическую колонну. Высота — 7 метров 21 сантиметр, вес — 6,5 тонн.

У колонны чёрно-синяя поверхность, на которой почти нет ржавчины. Это и есть тот самый железный столб в Дели — или, как его называют историки, Кутубов столб.

Столб построили в начале V века. Царь Чандрагупта II велел установить колонну в честь и бога Вишну, чтобы увековечить свои победы. У него, действительно, была серия удачных побед над соседями - он собирал Индию, присоединяя другие индийские народы (с помощью меча, разумеется, в то время иначе никто не присоединялся).

На высоте полутора метров видны царапины — их оставил меч завоевателя, пытавшегося срубить столб.

Сверху её венчала скульптура Гаруды — мифической птицы, символа защиты. В XI веке столб перевезли в Дели. Кстати, тоже своеобразный подвиг: попробуйте-ка перекатить монолит весом с железнодорожный вагон без подъёмных кранов.

Царь Чандрагупта II, современная фото реконструкция
Царь Чандрагупта II, современная фото реконструкция

Столб перевезли на расстояние 1200 км. Колонну перемещали вручную, используя деревянные валы, специальные тележки и подшипники. Везли колонну почти полгода.

В XVII веке правитель Акбар обернул колонну слоем фарфора, пытаясь защитить металл. Куски фарфора сохранились до сих пор.

На поверхности есть санскритская надпись, инкрустированная серебром: «Царь Чандра, прекрасный как полная луна, возвёл колонну в честь Вишну».

Климат и химия: почему столб победил коррозию

Мифов вокруг объекта хватает. Одни считали, что это работа наших друзей из космоса. Другие уверяли, что он «магнитный» и исполняет желания, если обнять его сзади и замкнуть руки. Туристы так активно обнимали столб, что в 1997 году его пришлось огородить решёткой.

Нам же интересно другое - как железный столб простоял столько времени и не заржавел.

В XIII веке мощное землетрясение накренило колонну на 7 миллиметров. Она выстояла — ни трещины, ни сколов.

И вот что по-настоящему важно: металл здесь особенный. Современный химический анализ показал состав: 98,7% железа, около 1% фосфора, минимум углерода, серы и марганца.

Чтобы понять феномен, нужно вспомнить, как ржавеет обычное железо. Влага и кислород вступают в реакцию с металлом, образуя рыхлую ржавчину. Ржавчина, в свою очередь, ускоряет разрушение.

У железного столба всё иначе. Высокое содержание фосфора при ковке и плавке дало уникальный бонус: фосфор мигрировал к поверхности и образовал плотный слой гидрофосфата железа (его ещё называют мисавитом).

Мисавит - это соединение железа, кислорода и водорода, которое не ржавеет. Возникает устойчивость к коррозии.
-3

Плюс климат. В Дели сухо и жарко большую часть года, влажность редко превышает критический уровень в 70%. Муссоны короткие, длятся всего три месяца. А массивная колонна долго держит тепло и не даёт росе оседать на поверхности.

Металловед Йохан Вранглен взял пробу и привез в Швецию. Оказалось, что куски того же железа в морской атмосфере Швеции ржавели куда быстрее, чем в Дели.

А аналогичная колонна в прибрежном индийском Конараке у океана серьёзно изъедена коррозией. Получается, что климат и состав металла сработали в паре.

При этом под землёй дела обстоят хуже — там влага добирается до металла, и нижняя часть колонны покрыта слоем ржавчины до 10 см глубиной.

Уникальная технологии, которой не удается достичь в наши дни

Это шедевр древней металлургии.

Сама идея кованого железа с высоким фосфором уникальна. Да, древние металлурги не знали слов «фосфатирование» или «пассивирующий слой». Но они умели выбирать руды с нужным составом и ковать металл так, что он становился плотным, почти без пор.

-4

Учёные сегодня пытаются воспроизвести технологию. В лабораториях получаются образцы, устойчивые к коррозии, но достичь той же стабильности, что у делийской колонны, пока не удаётся.

Воспроизвести защитный слой ученым удается, в остальном же, пока не удалось добиться успеха.

Например, не удалось реализовать следующее:

Полную микроструктурную однородность и стабильность защитного слоя. Да, слой мы создать можем, нг он менее плотный и со временем уступает колонне по стойкости, склонен к образованию микротрещин и разрушению. И никакие 1600 лет он не продержится - максимум, сотни.

Баланс в распределение фосфора. В древнем металле фосфор равномерно распределён и способствует устойчивости защитной плёнки, сегодня эта миграция происходит менее контролируемо. И пока непонятно, как древним индусам это удалось.

Современная нержавеющая сталь прочнее и универсальнее, но за ней всегда стоит химический завод и легирующие элементы. А индийские мастера V века, работая в маленьких печах с мехами, создали железо, которое до сих пор вызывает зависть инженеров.

И в этом — главный урок. Иногда гениальность кроется не в сложных технологиях, а в умении использовать то, что даёт природа.

Я завел канал в MAX. Там будет другой контент, не тот, что в Дзене. В MAX буду публиковать посты с интересными фактами, научные шутки и мемы.

Если у вас есть новый мессенджер - подписывайтесь!