Найти трубу, соединяющую отсеченный железнодорожной насыпью небольшой залив Кавголовского озера с основным водоемом, несложно: рядом с линией железной дороги проходит популярная токсовская экотропа «Еловые холмы». Над мощным железобетонным сооружением, не лишенным архитектурной привлекательности, обозначена дата «1916» и эмблема Министерства путей сообщения Российской империи — скрещенные топор и якорь.
Эту эмблему еще в 1809 году получило Главное управление путей сообщения. Якорь обозначал, что ведомство координировало работу всех речных и морских судоходных путей, а топор символизировал инженерную мысль, напоминая, что организация отвечала и за мосты. Впоследствии сочетание топора и якоря стало отличительным знаком казенных железных дорог. Эмблема, нанесенная на государственный герб, помещалась на продольных стенках пассажирских и товарных вагонов.
Что же касается объекта в Кавголове, то он был сооружен на железнодорожной линии, проходящей через Кавголово и являющейся частью Приозерского направления. Ее строительство намечалось еще в конце XIX века, но дело не двигалось с мертвой точки, пока император Николай II не настоял на необходимости иметь железнодорожную связь не только с западной, выборгской, частью Карельского перешейка, но и с восточной, кексгольмской.
Стройка началась в 1913 году, продолжалась во время Первой мировой войны и в основном была завершена к 1917 году. По первоначальному плану, железная дорога должна была связать Петербург, Рауту (Сосново) и Кексгольм (Приозерск), идя напрямую через Юкки, Мистолово, Сярги, Кавголово, Осельки, Васкелово, оставив Кавголовское озеро далеко в стороне. Однако направление трассы было изменено, и она прошла по дамбе, узкой полоской разделяющей два больших озера — Кавголовское и Курголовское.
Существует легенда, что это было связано с прихотью некоего генерала, у которого была дача на берегу одного из этих озер. Мол, он и пожелал провести железную дорогу как можно ближе к месту своего отдыха. И якобы, когда начальство обнаружило обман, генералу грозил суд, от которого его спасли лишь революционные потрясения 1917 года.
Ближайшее Токсово действительно было популярной дачной местностью, которую нередко называли «петербургской Швейцарией» за ее холмистый характер.
«Почва в Токсове бедная, но хорошие пастбища дают возможность держать много скота, продукты которого сбываются в Петербург. Хороший доход доставляют лошади, так как многочисленные посетители Токсова любят кататься, зимой же местные крестьяне занимаются в Петербурге извозом… По воскресеньям и праздникам у церкви большой съезд крестьян, так как Токсовский приход достигает девяти тысяч душ… Токсово предположено соединить с Петербургом электрической железной дорогой и устроить там образцовый дачный поселок», — сообщалось в «Путеводителе по окрестностям Петербурга», изданном в самом начале ХХ века.
Читайте также:
В поселке Виллози завершается благоустройство большой зоны отдыха
Деревянное чудо Каменного острова: история театра, пережившего катаклизмы