Найти в Дзене

Императорская эмблема на трубе: история сооружения у станции Кавголово

Найти трубу, соединяющую отсеченный железнодорожной насыпью небольшой залив Кавголовского озера с основным водоемом, несложно: рядом с линией железной дороги проходит популярная токсовская экотропа «Еловые холмы». Над мощным железобетонным сооружением, не лишенным архитектурной привлекательности, обозначена дата «1916» и эмблема Министерства путей сообщения Российской империи — скрещенные топор и якорь.

Эту эмблему еще в 1809 году получило Главное управление путей сообщения. Якорь обозначал, что ведомство координировало работу всех речных и морских судоходных путей, а топор символизировал инженерную мысль, напоминая, что организация отвечала и за мосты. Впоследствии сочетание топора и якоря стало отличительным знаком казенных железных дорог. Эмблема, нанесенная на государственный герб, помещалась на продольных стенках пассажирских и товарных вагонов.

Что же касается объекта в Кавголове, то он был сооружен на железнодорожной линии, проходящей через Кавголово и являющейся частью Приозерского направления. Ее строительство намечалось еще в конце XIX века, но дело не двигалось с мертвой точки, пока император Николай II не настоял на необходимости иметь железнодорожную связь не только с западной, выборгской, частью Карельского перешейка, но и с восточной, кексгольмской.

Стройка началась в 1913 году, продолжалась во время Первой мировой войны и в основном была завершена к 1917 году. По первоначальному плану, железная дорога должна была связать Петербург, Рауту (Сосново) и Кексгольм (Приозерск), идя напрямую через Юкки, Мистолово, Сярги, Кавголово, Осельки, Васкелово, оставив Кавголовское озеро далеко в стороне. Однако направление трассы было изменено, и она прошла по дамбе, узкой полоской разделяющей два больших озера — Кавголовское и Курголовское.

Существует легенда, что это было связано с прихотью некоего генерала, у которого была дача на берегу одного из этих озер. Мол, он и пожелал провести железную дорогу как можно ближе к месту своего отдыха. И якобы, когда начальство обнаружило обман, генералу грозил суд, от которого его спасли лишь революционные потрясения 1917 года.

Ближайшее Токсово действительно было популярной дачной местностью, которую нередко ­называли «петербургской Швейцарией» за ее холмистый характер.

«Почва в Токсове бедная, но хорошие пастбища дают возможность держать много скота, продукты которого сбываются в Петербург. Хороший доход доставляют лошади, так как многочисленные посетители Токсова любят кататься, зимой же местные крестьяне занимаются в Петербурге извозом… По воскресеньям и праздникам у церкви большой съезд крестьян, так как Токсовский приход достигает девяти тысяч душ… Токсово предположено соединить с Петербургом электрической железной дорогой и устроить там образцовый дачный поселок», — сообщалось в «Путеводителе по окрестностям Петербурга», изданном в самом начале ХХ века.

Читайте также:

В поселке Виллози завершается благоустройство большой зоны отдыха

Деревянное чудо Каменного острова: история театра, пережившего катаклизмы