Вымышленные баталии на тему «кто кого» не утихают. Особенно когда речь заходит о гипотетическом поединке питбуля и волка. С одной стороны ринга — боец из штатов, выведенный для яростной схватки в «золотой клетке». С другой — «санитар леса», чьи навыки отточены Матерью Природой лишь для одной цели: эффективного умерщвления добычи. Давайте же разбираться, почему даже взрослый и натренированный пит, «выпускник» лучших кинологических школ, не просто уступит, а даже не сдаст вступительные экзамены в «военное училище» имени Акелы Вульфовича.
Откройте вашу пасть
Интернет пестрит историями о «мёртвой хватке» питбуля. Но учёные мужи опровергают это заявление. Наиболее цитируемым стал эксперимент герпетолога и специалиста по биомеханике доктора Брэди Барра, проведенный для программы «Опасные встречи». Но, товарищи, стоит сразу же отметить: реальный хват невозможно измерить в лабораторных условиях. Результаты зависят от методики и оборудования, от здоровья и характеристик конкретного животного. И, что самое главное, мотивации кусать!
Переведём цифры на язык бытовых аналогий. Укус пита — плоскогубцы. А укус волка — уже гидравлические ножницы. Зубочелюстной аппарат Серого способен выдерживать колоссальную нагрузку, что позволяет ему дробить любую провизию в лесу. Волк не оставляет сдачу от обеда!
Питбуль же, при всём его упорстве, создан для удержания и «трёпки» врага, для вытягивания из него сил и духа. В сравнении челюстей даже молодой «волк-переярок» покажет собаке, где раки зимуют.
Профессионал и любитель
Дело не только в силе, но и в «конструкции орудий». У волка, в отличие от собаки, более вытянутая и массивная морда. Угол, под которым волк может раскрыть пасть, достигает 120 градусов! Данная особенность позволяет наносить глубокие, режущие укусы по большей площади! При этом питу, как и любой другой собаке, необходимо постоянно поддерживать челюстные мышцы в тонусе. Лучшей тренировкой для такой собаки выступают «погрызушки» и катание на колесе с помощью пасти.
Ключевое же отличие — называемые «плотоядные зубы». Карнассиалы работают как ножницы и без проблем справляются с мышцами и сухожилиями. У собак они не так сильно выражены. Когда питбуль впивается в провизию, он её рвёт и треплет. Волк же — зубами режет. И нет, это не образное выражение.
Не по Сеньке шапка
Что тут говорить: сравнивать среднего питбуля и среднего волка — это как выставить на ринг боксёра-легковеса против тяжеловеса. Средний вес питбуля 15-30 кг. А теперь внимание: средний вес матёрого серого волка — 45-60 кг. Самый крупный документально зафиксированный волк весил около 79 кг, но неофициальные отчёты охотников говорят о зверях под 100 кг и выше.
Даже годовалый волк по габаритам уже сопоставим с крупным питбулем. Но при этом Серый будет выше в холке (до 90 см против 50 см у питбуля), с более длинными и сильными лапами. Это даёт ему колоссальное преимущество в массе, силе и досягаемости.
Спринтер против марафонца
Питбуль выкладывается на сто процентов в коротком, яростном бою. Это как одним разом выдавить из тюбика всю зубную пасту. А что потом? А потом «батарейка» сядет. Волк же — прирождённый марафонец. Сердце волка почти вдвое больше, чем у домашней собаки сопоставимого размера. Это позволяет ему эффективно насыщать кровь кислородом во время длительных продовольственных командировок. Энергию волка тоже можно сравнить с зубной пастой: кажется, что вот-вот и уже всё, а пользуешься ещё месяц.
Да, питбуля сложно утомить даже многочасовой тренировкой, но это выносливость вне боя. Серый же способен часами бежать рысцой в погоне за целью. В гипотетической схватке волк не пойдёт на оппонента буром. Он будет изматывать, уходить от прямых атак и делать ложные выпады. Задача Серого — взять измором.
Шкурный интерес
Представьте, что вы надели добротную кожаную куртку на пару размеров больше. Если супостат вцепится в такой «наряд», то получит полную пасть именно куртки, а не вас. Кожа питбуля растягивается и смещается, не давая зубам добраться до жизненно важных мышц и сосудов. И пока оппонент пытается понять, что он ухватил, у собаки остаются свободными и голова, и шея. А значит, есть шансы нанести ответный удар. Но есть одно «но». Вся эта хитрая механика работает только в «дворовых разборках».
Клыки волка — два острых шила. Их задача — не удержать, а проколоть. И они проколют любую, даже самую эластичную шкуру. Более того, волчий укус коварен: входное отверстие от клыка может казаться пустяковым, но под кожей в этот момент образуется «карман».
Для защиты природа выдала волку и шубу, и маскхалат и бронежилет. Плотность меха на спине Серого может достигать 1500 волосков на квадратный сантиметр, а толстая зимняя шкура практически непрокусываема для зубов большинства хищников. Зубы собаки увязнут в такой «кольчуге».
- Верхний слой (ость): Длинные, жёсткие и грубые волосы длиной до 10 см. Они пропитаны жиром, отталкивают воду и грязь, не давая намокнуть нижним слоям. Этот слой первым принимает на себя удар, амортизируя и заставляя зубы противника соскальзывать.
- Нижний слой (подшёрсток): густой и плотный пух, который, собственно, и обеспечивает основную защиту и теплоизоляцию. Его плотность создает своего рода «войлочный» барьер. Чтобы прокусить волка, хищнику нужно приложить огромное усилие.
- Толстая кожа (мездра): Под мехом находится толстая и прочная кожа, особенно у степных и кавказских подвидов.
Один на один с волком не воин
Спросите любого охотника, и он подтвердит: при одном лишь запахе волка 90% собак поджимают хвост. И это не трусость, а — «генная память». Для подавляющего большинства собак волк — это не какая-то там другая собака. Апекс-хищник, мускус которого на инстинктивном уровне ассоциируется с опасностью. Да, собака может быть готова вступить в поединок с сородичем, но при близкой встрече с волком её инстинкты закричат: «Беги!». Думаете, знаменитый бойцовый дух пита — исключение из правил? Дудки!
Исключение составляют «специалисты» узкого профиля — кавказские овчарки, ирландские волкодавы и среднеазиатские овчарки. У так называемых волкодавов в ходе многовековой селекции страх перед волком был подавлен, а агрессия усилена. Но и они ничего не смогут противопоставить матёрому волку в одиночку.
Стратегия против ярости
Когнитивные способности волка и собаки различаются. В Венском университете провели эксперимент: собакам и выращенным в неволе волкам предлагалось достать провизию из клетки, потянув за два конца веревки. Собаки безуспешно пытались решить проблему в одиночку. Волки же почти сразу поняли, что нужен партнёр! А посему ждали второго волка, чтобы потянуть концы синхронно. В сложных и непонятных ситуациях собака с оглядкой смотрит на старшего по разуму. Виной тому эволюция.
Интеллект собаки заточен под социальное взаимодействие с человеком, понимание его жестов, команд и эмоционального состояния! Волк же обладает врожденной способностью к сложной кооперации и стратегическому мышлению.
Без накала нет вокала
Древний волчий закон гласит... не показывай слабость. Есть множество задокументированных случаев, когда волки, попавшие в капкан и получившие переломы, уходили от преследования на десятки километров, прежде чем залечь в укрытие. У волка железная выдержка и тяга к победе. У питбуля высокий болевой порог! Во время поединка пёс так настроен на цель, что может не заметить серьёзную травму. И всё же домашняя собака, даже самая смелая, не обладает «внутренним стержнем» Каниса Лупуса.
Чтобы понять разницу категорий, достаточно посмотреть обоим в глаза. Для собаки серьёзная травма — повод остановиться, для волка — сигнал, что нужно заканчивать матч победой. Причём в основное время.
Мини-бронепоезд
Мощнейшие мышцы шеи позволяют волку валить с ног и тащить добычу, которая в разы превосходит его по весу. А между пальцами волчьих лап есть перепонки. Именно они помогают равномерно распределять вес при движении по снегу, работая как снегоступы. Они же служат ластами при плавании. Цепкие лапы волка крупнее и вытянутее, чем у собаки, что даёт лучшее сцепление с землёй. Вся его конституция — один сплошной мускул, идеально приспособленный для рывков, прыжков и борьбы.
Любить свою собаку и гордиться ей — святое дело, кто бы спорил. Но эмоции не должны застилать глаза. Питбуль — «председатель двора» и гроза местных собакенов. Его авторитет непререкаем, а «зона ответственности» — мир человека. Волк же — хищник, живущий по законам природы. Его статус не дарован человеком, а завоёван у самой жизни! И когда на тропу выходит «директор леса», любому, даже самому опытному «начальнику отдела», остаётся молча принять кадровые перестановки.
✦
Подписывайтесь на канал в Дзене, читайте заметки в Телеграме, откройте эксклюзивные материалы в Премиуме и поддержите развитие канала: