- 1) Изменение конструкции и основных технических параметров («показателей назначения») подъемного сооружения, например:
- 2) Переоборудование подъемного сооружения на работу с другими грузозахватными органами/приспособлениями (если такая «замена» не предусмотрена паспортом и руководством по эксплуатации), например:
- 3) Другие технические «перемены», которые повышают или перераспределяют нагрузки на узлы, рабочие элементы, металлоконструкции, приводы ПС, например:
Иногда владельцы подъемных сооружений хотят что-то изменить, улучшить, а может… «исправить» в своих «опасных» технических устройствах. Например, оснастить кран-манипулятор моторным грейфером. Или перевести мостовой кран на радиоуправление (демонтировав при этом кабину), чтобы вывести его из-под надзора. В этих (и других) случаях им потребуется реконструкция ПС (не путать с реконструкцией ОПО), которая может включать самые разные технические мероприятия. Среди них:
1) Изменение конструкции и основных технических параметров («показателей назначения») подъемного сооружения, например:
- увеличение (уменьшение) паспортной грузоподъемности;
- переустройство (замена) несущих (опорных) металлоконструкций;
- увеличение (уменьшение) высоты подъема груза;
- изменение типа привода (скажем, с механического на электрический);
- увеличение (уменьшение) длины стрелы или консоли;
- изменение высоты башни;
- увеличение (уменьшение) длины пролета крана мостового типа;
- замена двигателя (скажем, «постоянного тока» на «переменного тока»);
- увеличение (снижение) скорости подъема груза;
- изменение способа управления (тот же перевод мостового крана на управление с пульта или по радиоканалу);
- переустройство (замена) элементов, обеспечивающих грузовую либо собственную устойчивость ПС (скажем, аутригеров автомобильного стрелового крана, опорных балок мостового крана и т.д.);
- переоснащение (замена) токопроводов, кабелей, электрооборудования и т.д.
2) Переоборудование подъемного сооружения на работу с другими грузозахватными органами/приспособлениями (если такая «замена» не предусмотрена паспортом и руководством по эксплуатации), например:
- оснащение (изначально «крюковых») кранов моторными грейферами, электромагнитами и т.д.
3) Другие технические «перемены», которые повышают или перераспределяют нагрузки на узлы, рабочие элементы, металлоконструкции, приводы ПС, например:
- оснащение механизма подъема дополнительным тормозом;
- изменение скорости передвижения крана и т.д.
Как видите, «ассортимент» широк. Но все эти процедуры объединяет «необходимость» вносить корректировки (поправки, дополнения) в паспорта технических устройств по результатам их проведения (именно так «заповедует» п. 6 ФНП «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461).
Отдельно стоит сказать про модернизацию ПС, которая, по сути, является разновидностью реконструкции. Только служит немного другим целям. Она «призвана» усовершенствовать ПС, улучшить его «потребительские свойства», параметры безопасности. Ну, или привести его в соответствие с новыми техническими требованиями, которые «внезапно» появились в ТР ТС, ФНП либо ГОСТах. Поэтому работы здесь тоже бывают «специфические». В их число, например, могут входить:
- переоборудование или полная замена кабины управления на новую, современную «конструкцию» (с креслом-пультом, кондиционером и т.д.);
- установка (замена) регистратора параметров работы ПС;
- установка (обновление) системы смазки механизмов;
- установка ограничителя грузоподъемности (нагрузки, грузового момента, предельного груза) либо его замена на более современную модель;
- обновление всей системы управления ПС (чтобы «добиться» более плавного регулирования, более высоких номинальных скоростей) и т.д.
Хотя неизменной остается всё та же «необходимость» корректировать паспорт подъемного сооружения. Ну и соблюдать другие нормы, предписанные «законодательством» (прежде всего ФНП по ПС). Скажем, привлекать к выполнению работ людей подготовленных и оснащенных. Речь, конечно, про специализированные организации, которые должны соответствовать требованиям раздела II (п. 10-21) ФНП, утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461.
Правда, эксплуатант ПС может задействовать и собственное «техническое» подразделение, отвечающее тем же «критериям». Главное, чтобы руководители работ (ИТР) были аттестованы в области промышленной безопасности – как минимум, по направлению Б.9.5:
- «Монтаж, наладка, обслуживание, ремонт, реконструкция или модернизация подъемных сооружений, применяемых на опасных производственных объектах».
Линейный персонал (чьи «руки» будут обновлять техническое устройство) прошел профессиональное обучение и проверку знаний, в том числе имел на этот счет подтверждающие документы (дипломы, свидетельства, квалификационные удостоверения). А сварщики и специалисты сварочного производства располагали действующими удостоверениями НАКС.
Еще не стоит забывать, что реконструкцию (модернизацию) ПС проводят по проекту, который разрабатывается «исполнителем» (он, кстати, не подлежит ЭПБ или другим экспертизам). При его подготовке нужно учесть (и соблюсти) требования раздела V ФНП по ПС «Ремонт, реконструкция или модернизация ПС ОПО», а также принять во внимание фактическое состояние «обновляемого» подъемного сооружения. И обязательно «заложить» туда:
- методы и способы контроля качества выполненных работ, порядок их приемки (особенно это касается сварки);
- перечень итоговых документов (скажем, «финальный» протокол или акт; копии сертификатов на примененные материалы, узлы и детали; техническая документация на установленные механизмы, устройства, агрегаты и т.д.).
Ну и, разумеется, важно помнить, что после реконструкции (модернизации) ПС потребуются:
- экспертиза промышленной безопасности подъемного сооружения (согласно пункту 4 ФНП ЭПБ, утв. приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420);
- его внеочередное полное техническое освидетельствование (согласно подпункту «б» пункта 166 ФНП по ПС), которое, кстати, может войти в «состав» ЭПБ;
- повторный пуск грузо(людо)подъемного механизма в работу с «разрешения» лица, ответственного за осуществление производственного контроля, которое делает соответствующую запись в паспорте.
А дальше… эксплуатируем ПС в свое удовольствие. Используем его новые возможности, конструктивные преимущества, «потребительские свойства». И добросовестно соблюдаем требования промышленной безопасности, чтобы вложенные средства не пропали даром из-за «нелепой» аварии. Можно еще время от времени обращаться в МТК Эксперт (за консультацией там или «технической поддержкой»). Благополучие ваших объектов – только в ваших руках. А наши знания & опыт… всегда к вашим услугам!