Найти в Дзене
Антонина Mickelson

Заголовок ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Уникальность текста: 100.0% https://content-watch.ru/text/ УДК 376.356Тесленко Антонина Георгиевна ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27 № 27" Ставропольский край, г. Пятигорск E-mail: kindra@rambler.ru Аннотация : статья раскрывает возможности использования информационно-коммуникативных технологий на современном этапе в образовательном пространстве и, в частности , при проведении индивидуальных занятий с детьми имеющими недостатки в работе слуховой функции. Автор опирается на собственный опыт работы, раскрывает задачи и проблемы в данном направлении. Ключевые слова: технологии, информация, безопасность, актуальность, нарушение слуха. Актуальность и проблематичность такой важной темы, как «Информационно-коммуникативные технологии и информационная безопасность образовательного пространства» состоит в том, что современный учитель не стоит на месте, а

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Уникальность текста: 100.0%

https://content-watch.ru/text/

УДК 376.356Тесленко Антонина Георгиевна

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27 № 27"

Ставропольский край, г. Пятигорск

E-mail: kindra@rambler.ru

Аннотация : статья раскрывает возможности использования информационно-коммуникативных технологий на современном этапе в образовательном пространстве и, в частности , при проведении индивидуальных занятий с детьми имеющими недостатки в работе слуховой функции. Автор опирается на собственный опыт работы, раскрывает задачи и проблемы в данном направлении.

Ключевые слова: технологии, информация, безопасность, актуальность, нарушение слуха.

Актуальность и проблематичность такой важной темы, как «Информационно-коммуникативные технологии и информационная безопасность образовательного пространства» состоит в том, что современный учитель не стоит на месте, а постоянно совершенствует и улучшает методы и приемы своей работы с детьми с ОВЗ, используя инновационные технологии с целью не только оптимизации учебного процесса, но и расширению знаний учащихся об окружающем мире. На основе компьютерных технологий творческий учитель способен организовать и оформить современный урок так, что активность учащихся будет носить познавательный и деятельностный характер .Этог ит будет твоческим подходом к обучению Я, как учитель-дефектолог, активно использую компьютерные технологии при проведении индивидуальных занятий с учащимися с целью активизации работы:

- артикуляционного аппарата;

- двигательной активности;

-слуховой функции: развитие слухового восприятия, различение звуков речи, звуков окружающего мира;

- органов дыхания;

- расширения словарного запаса;

- углубления понятий об окружающем мире;

- мыслительной деятельности ( анализ, синтез, память, мышление ).

- осуществление развития познавательного интереса к занятиям;

- повышение качества произносительной стороны речи.

Использование компьютерных технологий позволяет обогатить занятие различным наглядным материалом в разнообразных вариативных ситуациях, заданиях, упражнениях, словосочетаниях, предложениях. Всё это позволяет учащимся использовать функциональные и реальные возможности сопоставления , сравнения, выделения общих и частных признаков предмета, явлений, а учителю значительно расширить и повысить образовательные, технические и качественные возможности урока. Вот почему главной задачей школы ставится задача научить ребенка осуществлять верное ориентирование в нарастающем потоке информации. Ведь учащиеся используют телефоны и компьютеры не только для игр и развлечений, как это принято считать. Они проникают в соцсетяи, общаются там, и зачастую наталкиваются на совершенно опасные сайты.

Конспекты и презентации индивидуальных занятий, разработанные мною, с использованием компьютерных технологий позволяют намного повысить качество, результативность и продуктивность урока. Использование возможностей компьютерных технологий позволило мне разработать:

- почти 160 индивидуальных занятий в WORD;

- более 80 комбинированных уроков в POWER POINT;

Я создала методические пособия для детей для проведения индивидуальной работы;( уроки « Всё обо всём», серия уроков « По странам и континентам с друзьями звуками» -7 уроков, уроки-тренинги – сказки - 5 уроков, которые содержат целенаправленный иллюстративный материал, что очень важно, словарный материал по темакм для развития слухового восприятия, речевой материал разговорно-обиходного характера.

Все это также позволило мне , разработать и систематизировать материал фонетических упражнений, заданий для развития голоса и дыхания;

Также я разработала разработала практическое пособие для родителей для обучающихся воспитанников Центра психолого-педагогической поддержки семьям, имеющих детей с недостатками слуха « Учимся говорить» - 8 частей,

создала видеофильмы для родителей, участвую в разработке и создании коллективного электронного журнала « Родник речи» в рамках работы клуба для родителей « Мы вас любим!», фильмы, как практические и методические рекомендации для родителей по организации и проведению занятий с учащимися в домашних условиях, а также фильмы для родителей, воспитывающих детей с кохлеарным имплантом.

По программе Power Point и iSpring QuizMaker я разработала более 54 текстов.

Активно использую мультимедийные программы для активизации процесса занятий, обучению самостоятельной, само контролирующей активности учащихся, углублению знаний об окружающем мире, оптимизации словарного запаса учащихся, активизации мышления, умению находить и сопоставлять правильное или неверное выполнение соответствующего задания.

На занятиях я также активно использую звуковые (музыкальные) видеоролики для организации и проведения ролевых игр, физкультминуток и фонетической ритмики.

Мною составлен специальный практическо-тренировочный материал для развития навыков чтения, понятийного аспекта при чтении и мышления, который состоит из 50 текстов различной оценки сложности с соответствующей разработанной методикой и техникой работы с текстом на индивидуальных занятиях. Данная методика предложенного исследовательского проекта, позволила мне улучшить качество чтения учащимися и понимания прочитанного текста до 89, 5%, если учесть, что дети с недостатками слуха отличаются в значительной степени стойкими дефектами произносительной стороны речи и большими трудностями в работе артикуляционного аппарата.

Уроки-тренинги, созаднные с помощью компьютерных технологий, позволяют проводить занятия на более качественно высоком технологическом и образовательном уровне. Такой урок можно проводить и под руководством учителя, и предложить как вид самостоятельной работы для учащихся, с многократным повторением материала урока. Такое занятие может сопровождаться музыкальным оформлением. Можно озвучить комментарий учителя на звуковой дорожке и урок будет идти с речевой подтекстовкой. ( В случаях, когда дети работают над развитием слухового восприятия и отрабатывают произношение фраз, слов, словосочетаний, предложений.) Для каждой темы есть свой раздел, например: «Путешествие по России» и подраздел, например: «Животный мир России», -и более узкая тема « Животный и растительный мир лесов России». Необходимо также подобрать речевой материал для тренировки в произношении определенного звука речи.

Возможности использования компьютерных технологий позволяют мне активно размещать свой материал в соцсетях и участвовать в работе различных сетевых педагогических ресурсах, в конкурсах Всероссийского и международного масштаба.

В результате, накопленный материал, созданный благодаря использованию компьютерных технологий, позволил систематизировать речевой материал, предназначенный для учащихся с недостатками слуха начального звена обучения и представить его в виде соответствующей системы, позволяющей осуществлять комплексное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации» и специальными федеральными государственными образовательными стандартами для детей с ОВЗ. Коротенков Ю.Г в учебном пособии «Информационная образовательная среда основной школы» говорит об информационно-образовательной среде(ИОС) следующее : « Это область и интегрированное средство(ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия , которое под воздействием информатизации стало информационно -познавательным, информационно-образовательным, информационно-деятелностным и информационно-коммуникативным.» [3]

Однако в соответствии с развитием компьютерных технологий следует также уделять внимание тому наглядному материалу, который мы скачиваем из интернета для наших презентация, для расширения словарного запаса, когда наличие лексической единицы слова требует обязательное наглядное подтверждение в виде иллюстраций, картинок, звуков музыки и окружающего мира. [1,2] Известно, что интернет предлагает нам далеко не всегда с этической точки зрения доступный для детей материал. В этом плане вся ответственность при подборе материала ложится на учителя, который обязан отфильтровывать и подбирать для учащихся такой речевой и наглядный материал, который должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка. Учитель обязан пользоваться на занятиях только предварительно подобранным материалом, и не осуществлять поиск нужной картинки в интернете в присутствии ученика или пользоваться только проверенными сайтами педагогических сообществ.

Все это обезопасит учеников и образовательное пространство в целом от негативного влияния многочисленных интернет сайтов, которые могут представлять даже угрозу для развития учащихся. Вот почему термин « информационная безопасность» так важен и актуален именно сегодня, в наше время, поскольку именно мы, учителя, несем прямую ответственность за наше подрастающее поколение, также как и родители, с которым необходимо проводить соответствующую работу, по вопросам контроля за информационной безопасностью детей.

Список литературы

1. Бочаров М.И. Комплексное обеспечение информационной безопасности школьников.// Применение новых информационных технологий в образовании. 2009.

2.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации(утв. Президентом РФ09.09.2000 N Пр.- 1895)// Российская газета,28. 09.2000.№187.

3. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы М.: Академия АйТи,2011.152 с.

https://www.pedopyt.ru/categories/10/articles/95 Тесленко Антонина

http://kladraz.ru/blogs/antonina-georgievna-teslenko/rabota-nad-leksikoi-v-hode-logopedicheskogo-zanjatija-kak-uroka-treninga-b.html