Нас, отмеченных печатью, мир мог по праву считать странными, даже сумасшедшими и опасными. Мы были пробудившимися или пробуждающимися, и наши стремления сводились ко все более совершенному бодрствованию, тогда как стремления других, их поиски счастья сводились к тому, чтобы потеснее связать свои мнения, свои идеалы и обязанности, свою жизнь и свое счастье со счастьем стада.
Герман Гессе "Демиан"
Так случилось, что я никогда не рассказываю людям о моих настоящих религиозных и философских воззрениях. Во-первых потому-что большинство людей меня не поймут. Во-вторых потому-что за такие высказывания на меня наверняка наложат штраф или арест. В-третьих потому-что это всего лишь моя гипотеза - я не могу сказать, что нас ждет после смерти, существует ли Бог - у меня нет серьезных доказательств существования чего-либо потустороннего.
Одно я знаю точно - большинство моих мыслей совпадают с тем, о чем писал Герман Гессе.
Этот роман я прочитал дважды. Вообще большинство произведений Германа Гессе словно написаны про меня и для меня. Особенно это произведение.
Роман, как вы знаете, рассказывает о взрослении главного героя, которого зовут Эмиль Синклер.
Вначале Эмиль растет в тихой и спокойной атмосфере домашнего уюта, в полной семье с матерью, отцом и сестрами.
Надлом происходит в тот день, когда он становится жертвой вымогательств со стороны соседнего мальчишки Франца Кромера - темный мир проникает в душу Эмиля, он начинает обманывать родителей, воровать деньги из копилки и т.д.
Это была первая трещина в священном образе отца, первый надлом в опорах, на которых держалась моя детская жизнь и которые каждому человеку, чтобы стать самим собой, надо разрушить.
Далее родной дом перестает казаться Эмилю эдаким эдемским садом. На мой взгляд его история напоминает историю человечества с его изгнанием из рая. Люди были изгнаны из рая не потому-что Бог злой, а потому-что они научились различать добро и зло, они повзрослели и уже перестали воспринимать рай, как рай.
Отрезвление обесценило и обесцветило для меня привычные чувства и радости, сад не благоухал, лес не манил, мир вокруг меня походил на распродажу старых вещей, он был пресен и неинтересен, книги были бумагой, музыка была шумом.
Вскоре главный герой встречает таинственного старшеклассника по имени Макс Демиан.
Последний решает вопрос с Кромером, а также Эмилю свой собственный своеобразный взгляд на библейские события, например, Каин, по его мнению это сильный человек, который никого не боится и от того сами люди боялись такого человека и всячески его избегали.
Люди мужественные и с характером всегда очень жутки другим людям.
Демиан объясняет Эмилю, что тот сам впустил внутрь себя свой страх перед Кромером, ведь многие в этой жизни будут стараться нас напугать или обидеть и это их выбор, а вот испугаться, обидеться или проигнорировать страх и обиду - это уже наш собственный выбор.
Когда кого-то боишься, то происходит это оттого, что ты допустил, чтобы этот кто-то имел власть над тобой.
Прочитав роман, я для себя так и не смог определиться с тем, существовали ли на самом деле Демиан и его мать госпожа Ева, в которую был влюблен Эмиль и которая сказала ему по этому поводу следующее:
Любовь не должна просить, – сказала она, – и не должна требовать, любовь должна иметь силу увериться в самой себе. Тогда не ее что-то притягивает, а притягивает она сама.
Если вы читали другое произведение Германа Гессе "Степной волк", то наверняка поняли, что многие персонажи это плод фантазии главного героя.
Не так ли произошло и в этом произведении, как утверждал один из героев романа - Писториус:
Вещи, которые мы видим, – тихо говорил Писториус, – это те же вещи, которые в нас. Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе. Большинство людей потому и живут такой нереальной жизнью, что они принимают за реальность внешние картины, а собственному внутреннему миру не дают слова сказать. При этом можно быть счастливым.
Как видно из романа, основная его идея - это взросление главного героя, это его путь к себе, через одиночество, через религиозные искания, и в этом он очень напоминает меня самого.
Есть много путей, на которых Бог способен сделать нас одинокими и привести к самим себе.
С самого детства я пытался понять и объяснить этот мир. Я на большинство моих вопросов я так и не находил ответов и объяснял это все существованием Бога. А самое главное - я пытался объяснить себя, свои поступки.
Жизнь каждого человека есть путь к самому себе, попытка пути, намек на тропу. Ни один человек никогда не был самим собой целиком и полностью; каждый, тем не менее, стремится к этому, один глухо, другой отчетливей, каждый как может.
Но чем сильнее я проникал вглубь своего сознания, тем больше терялся. Тем более я терялся, когда пытался в целом понять поступки многих, окружающих меня людей.
Мы можем понять друг друга; но объяснить может каждый только себя
На самом деле такие ищущие люди кажутся странными окружающим и чем старше ты становишься, тем сильнее тебя избегают.
Одна из моих гипотез состоит в том, что у человека нет никакой свободы воли - все наши действия, наши поступки и наша судьба заложены в нас с самого рождения.
Ведь свободной воли не существует, хотя священник делает вид, что она есть. Ни другой не может думать что хочет, ни я не могу заставить его думать что хочу
Любые попытки уйти от своей судьбы приведут лишь к тому, что она приблизится к нам еще ближе.
В этом плане весьма поучительна история царя Эдипа, который пытался избежать своей судьбы, но своими действиями лишь еще сильнее ее приблизил.
Моя судьба - это вечно быть в поиске ответов на свои вопросы и вечно быть одиноким. Единственный способ избежать своей судьбы это признать свое поражение, свою слабость. Только смирившись со своим поражением можно начать восхождение к победе.
Если животное или человек направит все свое внимание и всю свою волю на определенную цель, то он ее и достигнет.
Данная книга была прочитана в рамках марафона Читаем Гессе замечательной Книжной Юлы