На страже организма стоит иммунная система, которая защищает нас от разнообразных патогенов: бактерий и вирусов, грибов и простейших, а также обезвреживает выделяемые ими токсины. Ранее резонно считалось, что иммунный ответ развивается только после контакта с чужеродным микроорганизмом. Первым реагирует неспецифическое звено врождённого иммунитета. Эта реакция носит универсальный характер и не зависит от типа микроба. Клетки первой линии обороны устремляются к любому патогену. Они пытаются его уничтожить, а также передают информацию о чужеродном агенте другим клеткам-защитникам. Вторая линия обороны вступает в войну несколько позже — это выработка антител, специфичных для каждого конкретного патогена и формирование клеток иммунной памяти. При последующем контакте с этим инфекционным агентом антитела образуются уже гораздо быстрее, и, соответственно, враг будет уничтожен в более сжатые сроки.
Однако хватает ли времени иммунной системе, чтобы сформировать ответ на внедрившиеся микробы? Ведь пока иммунные клетки обнаружат врага, который уже находится в организме, будет слишком поздно, он может нанести весомый, и, возможно, непоправимый вред. Поэтому было бы полезно иметь способность распознать заражение заранее и организовать превентивный ответ. Проверить наличие такой возможности решили Андреа Серино, нейробиолог из университетской клиники Лозанны, Швейцария со своими коллегами, используя симуляцию контакта с вероятными инфекционными агентами. Учёные задались вопросом, обладает ли организм упреждающими нейронными реакциями по распознаванию потенциальных инфекций, чтобы посылать сигнал иммунной системе, тем самым подготавливая её к ответу.
Исследователи сформировали команду добровольцев и экипировали их очками виртуальной реальности Oculus Rift. Им демонстрировали два вида симуляций. Первая из них была с аватарами, имеющими признаки инфекционного заболевания: кашель, сыпь и другие симптомы. Аватары в сгенерированной виртуальной реальности приближались к участникам всё ближе и ближе, но при этом не касались их. Аватары другой симуляции выглядели абсолютно здоровыми. Ещё одна группа добровольцев вообще не видела аватаров, а получила прививку от гриппа, что имитировало воздействие реального патогена. Это было необходимо, для того чтобы сравнить изменения иммунной системы между группами, где иммунитет был простимулирован введением реального антигена — частиц вируса, и людьми, столкнувшимся с микробами только в виртуальном пространстве.
Было установлено, что приближение заразного аватара активировало зоны мозга, связанные с личным пространством. Далее следовал всплеск активности в совокупности областей, участвующих в распознавании важных событий, включая угрозы, и реагирование на них. А затем запускался каскад нейроиммунных медиаторов, в конечном итоге вызывая изменения иммунной системы.
Возникшая в ответ на угрозу здоровью нейронная активность способствовала увеличению как количества, так и степени активности защитников иммунитета — клеток первой линии обороны организма от инфекционных агрессоров. Причём это фиксировалось только у группы людей, которые в виртуальной реальности контактировали с больными аватарами. У участников, видевших в симуляции здоровых людей, активации иммунной системы не наблюдалось. Более того, оказалось, что иммунная активность у людей, к которым приближались инфицированные аватары, была аналогична активности у тех, кто, получил вакцину от гриппа и не участвовал ни в каких симуляциях.
Таким образом, было установлено, что мозг способен предсказывать контакт с инфекцией, заранее приводя иммунную систему в состояние боевой готовности, более того, уже запуская первичный иммунный ответ, когда никакого контакта с микробами ещё не происходит.
По мнению Айзека Чиу, иммунолога из Медицинской школы Гарварда, это демонстрирует слаженную работу двух самых сложных систем организма — нервной и иммунной. Взаимодействуя с окружающей средой, они координируют свои реакции и обеспечивают защиту от потенциальных опасностей, в частности патогенов.
Исследователи также считают, что использование виртуальной реальности сможет повысить эффективность вакцин за счёт усиления активации иммунных клеток, которые реагируют на введение антигенов в их составе.
Однако, самое главное, что показала эта работа, так это то, что мозг активирует первые иммунные клетки в ответ на один только вид больного человека, имитируя реакцию организма на настоящую инфекцию. А значит, мозг реагирует на признаки болезни — даже если их нет. Эти результаты укладываются в принципы и ложатся в копилку доказательной базы психосоматической медицины. Возникновение и прогрессирование многих заболеваний, с точки зрения которой имеет нейрогенный характер. Соответственно, применение психотерапевтического подхода к лечению болезней, ранее не поддававшихся стандартной медикаментозной терапии, может дать шанс пациентам на исцеление или длительную ремиссию.
Платформа Дзен по определённым причинам меняет алгоритмы показов. Если вы уверены, что подписаны на канал рекомендуется проверить это в связи с возможной автоматической отпиской.
Рекомендуемые материалы: