Найти в Дзене
Секретные Материалы 20 века

Площадь Святого Марка

Площадь Святого Марка
Площадь Святого Марка
«На площади Святого Марка каждый вечер играет австрийский оркестр из 60 человек. Поэтому сюда собирается, кажется, вся Венеция. Площадь тогда становится похожей на большую гостиную, освещается газовыми фонарями из окружающих аркад — там сидят дамы и кавалеры за кофе, сигарами и водой со льдом, а густая толпа мужчин, женщин, детей, солдат, турок и фантастических фигур в греческих одеяниях движется туда-сюда, и все это под ночным небом, полным бесчисленных мерцающих звезд. Я была там вчера вечером с Джоном до восьми вечера, без чепчика, но с высоко заколотыми волосами, мы бродили и безумно веселились…»

То, что Эффи Раскин писала своей матери в Шотландию 13 ноября 1849 года, вполне можно было бы написать сегодня. Ну, разве что газовые фонари сменились электрическими, оркестры стали меньше, а мужчин от турок отличить уже невозможно. Но та радостная картина, которую двадцатилетняя девушка описывала в ноябре более чем полтора века тому назад, была обманчивой. Всего за несколько месяцев до того, в последние дни европейской революции 1848—1849 годов тогда еще входившая в империю Габсбургов восставшая Венеция три недели подвергалась обстрелу австрийцев. Было выпущено 23 000 гранат, многие сооружения, в том числе мост Риальто, были сильно повреждены. Город вынужден был покориться. На Пьяцетте высадился старый вояка, восьмидесятитрехлетний габсбургский фельдмаршал Йозеф граф Радецкий со своей армией. 3 000 солдат захватили площадь, а за ней и всю Венецию.

Глубоко встревожен судьбой города, которому угрожала холера и голод, был муж Эффи, английский искусствовед и философ Джон Раскин. Он усерд­но зарисовывал и фотографировал великолепные здания площади Святого Марка и многие другие архитектурные памятники Венеции. «Была ли площадь пуста или полна народа, — писала Эффи, — Джон либо, спрятавшись под черным покрывалом, делал дагерротипы, либо лазил между капителями, так покрытыми пылью и паутиной, что он возвращался, словно после скачки с ведьмой».

Раскин был убежден, что дивная красота города на лагуне будет рано или поздно уничтожена войнами или индустриализацией. «Как кусок сахара в чае, тает Венеция»,— жаловался он своему другу в Англии. С помощью карандаша и камеры он пытался спасти хотя бы на бумаге то, что еще можно было увидеть. Его трехтомный труд «Камни Венеции», который через несколько лет был издан в Англии – впечатляющее свидетельство скрупулезной и тщательной работы Раскина. Много восторженных страниц посвящено там «нереальному и фантастическому характеру» площади Святого Марка.

Кампанила, большая колокольня на площади Сан-Марко
Кампанила, большая колокольня на площади Сан-Марко

Единственная из всех площадей Венеции, эта площадь носит гордое название «пьяцца» — остальные довольствуются более скромным «кампо», «поле».

Однако и это роскошное место было некогда мирным лугом под фиговыми и гранатовыми деревьями. Посредине протекала узенькая речка Рио ди Батарио, и это дало возможность монахиням монастыря Сан Заккарио возделывать это небольшое поле и выращивать на нем овощи. Были ли в то время там голуби? Кто знает! Но спустя 1 200 лет венский фельетонист Альфред Полгар насчитал «три тысячи шестьсот сорок штук, не считая двух чудаков, прогуливавшихся по Пьяццетте».

Все уважающие себя христианские города всегда имели городского святого. У юной Венеции он тоже был — святой Теодор, но его город на лагуне позаимствовал у могущественной Византии. Обогатившись на торговле с Левантом, Венеция почувствовала себя уверенно и, демонстрируя независимость как от Константинополя, так и от империи Карла Великого, решила обзавестись собственным святым. Более всего подходил евангелист Марк, о котором было известно, что он проповедовал поблизости, в Аквилее. Но подлинная реликвия святого Марка была, казалось, для Венеции недостижима: забальзамированное тело евангелиста бережно хранилось в мавзолее коптского монастыря Святого Марка в Александрии.

В 828 году Джустиниано Партечипацио отправил в Египет двух купцов. Украли ли они мумию или сумели договориться с монахами монастыря — вопрос спорный. По первой версии, двое венецианцев тайно похитили завернутого в льняные пелены покойника, уложили в корзину и, спрятав между двумя половинами свиной туши, беспрепятственно вывезли из исламского Египта в Венецию.

Эта кража, которая на благородной латыни называется Translatio Sancti Marci, «перенесением Святого Марка», стала в известном смысле предпосылкой возникновения площади Святого Марка. Чтобы защитить драгоценную добычу, была построена маленькая церквушка. Этот первый дом Божий был деревянным; в 976 г. он сгорел. Только через десять лет здесь воздвигли, по образцу Апостольской церк­ви Константинополя, массивное кирпичное строение, в плане имеющее очертания греческого креста. В 1094 году она была освящена. Эта церковь в основном отвечает современной базилике святого Марка.

Но по окончании строительства храма с ужасом обнаружили, что труп евангелиста пропал. Сгорела ли драгоценная реликвия в пожаре? Немыслимо, ужасно! Дож, священник и народ молились три дня о небесном знамении. На третий день земля внезапно задрожала, колонна у алтаря треснула и из обломков, к общему восторгу, показалась рука святого. Дата этого удивительного события, 25 июня, отныне будет праздноваться как постоянный праздник Inventio Sancti Marci. То, что по-латыни inventio — не столько «обнаружение», сколько «изобретение» — чистая случайность.

Базилика на площади Сан-Марко
Базилика на площади Сан-Марко

Чтобы пустое пространство перед церковью преобразить в настоящую площадь, дож Себастьяно циани в ХII веке велел засыпать речку Батарио. Поверхность укрепили, замостив кирпичом, и только в 1723 году его заменили серым трахитом. По длинным сторонам площади вскоре были построены здания, выражаясь нынешним языком, административные – Прокурации, чьи аркады стали ажурной рамой пьяццы. Церковь Сан-Джеминьяно, воздвигнутая на короткой стороне площади, напротив собора Святого Марка, завершила ансамбль площади. В 1499 году была завершена часовая башня, на крыше которой два бронзовых исполина тяжелыми молотами отбивают время. Через несколько лет почти стометровая кирпичная кампанила Сан-Марко получила свой окончательный вид. В 1902 году она обрушилась. Погибла кошка. Копия башни, украшающая площадь сегодня, считается удачной.

Площадь Святого Марка
Площадь Святого Марка

Торговля и войны, не в последнюю очередь Крестовые походы, бывшие по существу грабительскими, сделали Венецию богатой и могущественной. После захвата византийской столицы Константинополя в апреле 1204 года «к вящей славе Господа и святой римской церкви» венецианские рыцари завалили площадь Сан-Марко бесценными сокровищами, которые свозились туда целыми кораблями. Собор Святого Марка украсился уникальными мозаиками, а лодия базилики — четырьмя бронзовыми конями, увезенными с берегов Босфора. Намек был ясен: Венеция теперь властвует на восточном Средиземноморье.

Прошло полтора века, и площадь Святого Марка оказалась усеянной трупами. Одна венецианская галера, вернувшаяся из торгового плавания в Черное море, завезла в город чуму. Болезнь распространилась с невероятной скоростью. «Весь город стал одним сплошным кладбищем», — писал хронист Лоренцо де Моначис. Венеция, один из самых больших городов Европы, из своих 120 000 жителей за полтора года потеряла 70 000.

Болезнь еще не раз возвращалась. В 1576 году ее жертвой стал один из величайших живописцев города — Тициан. Особенно она свирепствовала в 1630 году. А когда она наконец отступила, сенат решил, что 15 суббот подряд на площади Святого Марка будет проходить большая благодарственная процессия. Для богослужения в соборе праздничную мессу сочинил капельмейстер Клаудио Монтеверди.

Даже в ХVIII веке чума еще не была побеждена. Прежде чем въехать в Венецию во время своего большого тура в феврале 1740 года Иоганн Каспар Гете, отец поэта, должен был пройти карантин. Только после четырех недель вынужденного пребывания в одиночной камере на хлебе и воде он смог ступить на венецианскую землю. К его радости, карнавал был в полном разгаре, и площадь Святого Марка, какой ее изображали в то время Антонио Каналетто и Франческо Гуарди, была заполнена праздничной толпой. Гете-старший запасся белой маской, приобрел черный капюшон, так называемую бауту, завернулся в длинный черный плащ-табарро и вооружился трезубцем. «В этом одеянии сумасбродного венецианца, — писал он в «Путешествии по Италии», — вернулся я на площадь Св. Марка и выступал там так гордо, словно вырос в этой маске».

Часы Торре дель Орологио
Часы Торре дель Орологио

О рискованных эротических прогулках по родному городу Казановы благовоспитанный Иоганн Каспар не пишет ничего, зато сорок шесть лет спустя об этом мог бы порассказать его сын — Иоганн Вольфганг. Зато Гете-папа пережил одно из кровавых народных развлечений, так называемый Праздник Быка. Над площадью натянули три крепких каната, на середине которых висело наполненное петардами ядро. К радости зрителей на площадь выпустили дюжину быков и громадных собак, и среди животных тут же началась жуткая бойня. «Вопли 50 000 масок вызвали у меня такой ужас, что волосы на голове встали дыбом», — записывает путешественник в своем дневнике. После того как убитых и раненых животных сволокли с площади, к канатам привязали трех следующих быков и подожгли ядро с фейерверками. Пока оно сверкало и стреляло, на быков выпустили собак. Этот безжалостный «праздник» кончился тем, что трем полумертвым быкам отрубили головы. Мастерство мужчины, одним ударом обезглавившего могучее животное, особенно впечатлило Иоганна Каспара.

Уже к началу ХVIII века на площади Святого Марка одно за другим открыли двадцать маленьких кафе, в том числе одно с гордым названием Alla Venezia Triomfante — «У Венеции Торжествующей». В декабре 1780 года под аркадами Новых Прокураций открыл свое заведение ресторатор Флориано Франческони. У «Флориана» встречались аристократы, художники и интеллектуалы. Здесь Гаспаро Гоцци, брат поэта и драматурга Карло Гоцци, в 1760 году набросал проект первой итальянской газеты. Здесь же он ее и распространял: в своей «Gazzetta Veneta» он объявлял, что ее можно купить «в кафе Флориан на площади Св. Марка» за 5 сольди. Сюда заходили Казанова, Гольдони и Гете, позже Стендаль, Шопенгауэр и Бальзак, Пруст, Генри Джеймс и многие другие литературные знаменитости. Бывал здесь и английский живописец Уильям Тернер. Его блистательные виды площади Святого Марка — одно из лучших свидетельств признательности европейского искусства этому дивному городу.

Кафе «Флориан» существует и сегодня. Несмотря на конкуренцию «Куадри» и «Лавена» с другой стороны площади, оно, бесспорно, остается первым и главным. Оно пережило вместе с городом все превратности судьбы – падение Венецианской республики и отречение дожа в мае 1797 года, когда впервые в истории Венеции чужие солдаты маршировали по площади Святого Марка. Армия генерала Наполеона Бонапарта во время войны с Габсбургами разграбила город. Чтобы оставить преследующим его австрийцам как можно меньше ценного, Наполеон забрал с собой в Париж и четырех бронзовых коней с собора Святого Марка. Позже (1805—1815) французы снова вернулись. Наполеон велел снести Сан-Джеминьяно и здесь, на узкой стороне площади, воздвиг свою резиденцию, строение сомнительного вкуса, которое с тех пор соединяет обе Прокурации.

В этом углу площади Сан-Марко расположено несколько музеев
В этом углу площади Сан-Марко расположено несколько музеев

После Венского конгресса Венеция стала провинциальным городом империи Габсбургов. Восстание 1848 года, которое зародилось скорей всего в кафе «Флориан», было подавлено. Трехдневный обстрел в августе 1849-го вынудил город, объявивший себя республикой, прекратить сопротивление. Венеция осталась подданной Габсбургов – до 1866 года, когда она стала частью новой Италии.

Но не только Джон Раскин, но и другие романтически настроенные авторы до него брались приукрашивать прошлое «Серениссимы», изображать Венецию как воплощение болезненно-пышного и фантастического. От Эдгара По до Томаса Манна, от Эдит Уортон до сегодняшней Донны Леон с ее детективами — все любили разыгрывать свои драмы и трагедии в этих роскошных и мрачных декорациях. Одним из них был Гофман. В своей новелле «Дог и догаресса» он рассказывает историю старого дожа Марино Фальери и его юной жены. Исторические факты переплетаются с любовной историей, сценой для которой служит, конечно, площадь Сан-Марко. «Аннунциата должна была надеть парадное платье, и окруженный советниками, в сопровождении благородных юношей и телохранителей шествовал Фальери через заполненную народом площадь. Люди толпились и давили друг друга чуть не до полусмерти, чтобы увидеть прекрасную догарессу, и кому это удавалось, тот верил, что увидел рай и что прекраснейший ангел, сияющий и величавый, сошел к нему…»

К несчастью, юная догаресса влюбилась в другого. Но не только по этой причине брак закончился трагически: Марино Фальери, как свидетельствует история, обезглавлен 17 апреля 1355 года за попытку путча. Его голову выставили на один день и одну ночь на площади Сан-Марко. Байрон воспользовался этим сюжетом для своей трагедии в стихах, в которой Фальери перед смертью произносит страстный монолог о свободе Венеции, которую извратили аристократы. Семь лет спустя французский художник Эжен Делакруа написал картину «Казнь Фальери», а Гаэтано Доницетти написал оперу на тот же сюжет, которая была исполнена в Париже в 1835 году.

Площадь Сан-Марко на рассвете
Площадь Сан-Марко на рассвете

К страстным романтическим обожателям Венеции принадлежал и Фридрих Ницше, который часто здесь бывал между 1880-х. «Своим прекраснейшим рабочим кабинетом» называл он площадь Святого Марка. «Лучше всего весной, до полудня, между 10 и 12 часами». И надо же здесь философ охотней всего слушал… военную музыку австрийских оркестров – так же как его «любимый враг» Рихард Вагнер, который считал, что площадь представляет собой «отменное акустическое пространство для такого рода музыкальной продукции».

Летом 1858 года Вагнер впервые приехал в город на лагуне и поселился в роскошном Палаццо Джустиниан на канале Гранде. Оттуда он ежедневно после полудня брал гондолу до площади Святого Марка, ел мороженое у Флориана или в кондитерской Лавена, потом прогуливался и возвращался к ужину в один из ресторанов на площади. Капельмейстеры оркестров двух расквартированных в Венеции австрийских полков исполняли в его честь увертюру к «Риенци» или «Тангейзеру». «Я не знал, что за окном ресторана производило на меня большее впечатление, что было более чарующим: эта несравненная площадь, роскошно освещенная, полная движущегося народа, или эта словно из сияющего воздуха рожденная музыка».

Пложадь Святого Марка
Пложадь Святого Марка

Рихард Вагнер умер 13 февраля 1883 года в Венеции. А полвека спустя, 16 июня 1934-го, здесь прозвучала другая военная музыка, не предвещавшая ничего доброго. «В 9 часов, — оповещала Германию газета «Фелькишер беобахтер», — на площади появляется Адольф Гитлер. Его приветствуют громкие овации. Военные части еще во время ожидания репетируют приветственные возгласы. Но почему-то делают ударение на последнем слоге – Гитлер. Через несколько минут появляется Муссолини. Ураган воодушевления бушует над площадью…»

Но и эти мрачные дни, когда сотни евреев — жителей Венеции — были вывезены и убиты, выдержала старая площадь. В феврале 1945 года в Венецию вошли новозеландские части союзников. А 29 апреля, когда Муссолини уже висел вниз головой в Милане на бензоколонке, а Гитлеру оставалось жить еще несколько дней, «гостиная Европы» снова была открыта для всех.

И так продолжается до сих пор. Площадь сопротивляется и нашему времени. К 9 часам утра она опять готова к игре, к борьбе и торговле. Под звон колоколов кампанилы поднимаются металлические роллеты витрин, ювелирные магазины, лавки стекла из Мурано, кафе и обменные конторы ждут ранних посетителей. Продавцы открыток и карманные воры занимают свои места, первые колонны туристов устремляются на площадь, и начинается маленькое всемирное представление, которое каждый день дает самая знаменитая площадь Европы.

Военной музыки, слава богу, не слышно. Осталось только воркование голубей и шум их крыльев. Голуби Святого Марка ищут свой корм и, не боясь людей, бесстрашно бродят между колонн…

Галина Мазанова