Найти в Дзене
WhITe. Теория и практика

Разнообразие стилей мышления: как адаптировать обучение персонала для максимальной эффективности

Разнообразие стилей мышления: как адаптировать обучение персонала для максимальной эффективности
Разнообразие стилей мышления: как адаптировать обучение персонала для максимальной эффективности

Выбор человеком профессии в современном мире не случаен. Сейчас работа является не только источником заработка, массовая культура диктует нам важность и даже обязательность самореализации в профессии. Работа для современного человека – больше не каторга, на которой он трудится от звонка до звонка, напротив, это важная часть его идентичности. Особенно ярко эта тенденция прослеживается в России, где на вопрос «кто ты?» взрослый человек чаще всего начинает свой рассказ со своей сферы занятости.

Выбор профессии – это точка, в которой интегрируются особенности личности работника и требований профессиональной деятельности. Работа, даже самая неквалифицированная, предъявляет требования к личности человека, его способностям, психологическим качествам и свойствам – это те критерии, по которым HR-специалисты подбирают сотрудников, и по ним же соискатели выбирают вакансии, на которые хотят откликнуться, прислав резюме.

В качестве подходов к определению типов профессий можно отметить классификацию Е.А. Климова. В соответствии с объектом труда он выделяет пять типов профессий:

1. «Человек-техника» - представители этого типа профессий имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. К таковым можно отнести автомехаников, слесарей, инженеров и т.д.

2. «Человек-образ» - представители этого типа профессий имеют дело с явлениями художественного отображения действительности. Это те самые профессии, которые принято называть творческими: художники, декораторы, артисты и музыканты.

3. «Человек-знак» - представители этого типа профессий имеют дело с естественными и искусственный языками, условные знаками, символами, цифрами и формулами. Именно к этому типу профессий относятся программисты, математики, но также и языковеды, и работники издательств.

4. «Человек-живая природа» - представители этого типа профессий имеют дело с растительными и животными организмами и условиями их обитания. К таковым можно отнести биолога, зоотехника, агронома и т.д.

5. «Человек-человек» - представители этого типа профессий имеют дело прежде всего с другими людьми, социальные системами, сообществами, различными группами населения. К таковым можно отнести прежде всего представителей различных сфер услуг (врачей, парикмахеров, учителей и т.д.), а также управляющих коллективами.

Логично предположить, что выбор человеком определенной профессии зависит в том числе от его индивидуального стиля мышления.

Стиль мышления – это система интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей.

В профессиональной деятельности выделяют четыре стиля мышления на основе доминирующей функции в мыслительной деятельности человека:

1. Инициативный – при этом стиле мышления доминирующей функцией является генерация идей, выдвижение гипотез и построение стратегии решения проблем.

2. Критический стиль мышления связан с выполнением селективной функции, которая выражается, прежде всего, в способности человека видеть слабые места, ошибки, разного рода недочеты.

3. Управленческий стиль мышления связан с доминирующей функцией смыслопередачи. Смыслопередача необходима, чтобы объединить людей вокруг определенного дела, собрать команду для обсуждения проблем и в ходе совместной дискуссии найти решения.

4. Практический стиль мышления зависит от преобладания в нем функции реализации. «Практика» интересует в первую очередь возможность практического использования идеи для решения конкретных задач.

Каждая профессиональная деятельность предъявляет требования к наличию определенного стиля мышления работника – это приводит к тому, что работник с подходящим стилем мышления скорее займет свою нишу. Но помимо этого и сама профессиональная деятельность, день за днем сталкивая работника с определенным кругом задач, непременно приведет к развитию у него подходящего стиля мышления (этот процесс часто называют проф. деформацией).

Интересно исследование, проведенное российскими учеными, о взаимосвязи типов профессии и преобладании у его представителей различных типов мышления. Кратко его результаты представлены на графике ниже. На нем видно, как по-разному соотносятся типы мышления у представителей разных профессии по классификации Е.А. Климова.

Соотношение типов мышления у представителей разных профессии по классификации Е.А. Климова.
Соотношение типов мышления у представителей разных профессии по классификации Е.А. Климова.

Какое практическое значение может быть у этих данных?

В первую очередь, это готовая карта о том, какие требования предъявляет каждый тип профессии к работникам, а значит, это может служить инструкцией для HR-специалистов и лиц, принимающих кадровые решения в организации. В конце концов, каждый начальник заинтересован, чтобы каждый работник оказался на своем месте, чувствовал себя «в своей тарелке» и приносил максимальную пользу компании.

Второе, эти же данные можно использовать как подсказку, какие именно умения следует развивать в сотрудниках на определенном месте. К примеру, работникам технической сферы важно развивать умение обращать внимание на практическую сторону новых знаний, в то время как работникам сферы человек-человек важна еще и коммуникативная сфера, а программисту следует развивать все типы мышления почти в равной мере. Это поможет оптимизировать систему обучения персонала, чтобы прививать каждому работнику именно те качества, которые важны непосредственно для его рабочих задач.

И, в конце концов, эти же данные указывают на уже существующие стили мышления, которые предпочитают работники различных сфер – это в том числе способы, которыми работники привыкли усваивать новую информацию. Обратив внимание на эти способы, можно оптимизировать образовательные программы так, чтобы они были максимально эффективны для представителей каждого подразделения организации. К примеру, технарей в первую очередь интересуют практические аспекты применения полученных знаний, управленцев – работа в команде, а креативщиков – возможность выдвигать смелые идеи и задумываться над нетривиальными вопросами. Грамотно расставив акценты на разных составляющих, можно добиться максимальной вовлеченности каждого в процесс обучения, чтобы ими было усвоено как можно больше знаний за меньшее время.