Найти в Дзене
Showgraphic

Обзор фильма «Аббатство Даунтон 3» (2025): Скромный финал

Подзаголовок «Гранд-финал» в названии заключительной части трилогии Джулиана Феллоуза несколько обманчив. Казалось бы, он предполагает зрелищность и некую пышную кульминацию. Между тем, «Аббатство Даунтон 3» — это сдержанный эпилог и скорое прощание, фильм-утешение, ориентированный в первую очередь на поклонников сериала, желающих снова посетить знакомые и любимые места. Предыдущие части почти двадцатилетней истории аристократической семьи Кроули всегда умело вписывали семейную сагу в историческую канву. В ходе постепенного разрушения традиционного порядка персонажи постоянно сталкивались с ветром перемен и необходимостью адаптироваться к новым реалиям. Последний фильм, действие которого происходит в 1930 году, не стал исключением. Однако на этот раз единственным глобальным событием, омрачающим процветание семьи, стало начало Великой депрессии в США и последовавшее за этим истощение американского состояния Кроули. Для стареющего лорда (Хью Бонневилль) необходимость передачи Даунтона ст
Конец истории, которая сопровождала зрителей последние 15 лет
Конец истории, которая сопровождала зрителей последние 15 лет

Подзаголовок «Гранд-финал» в названии заключительной части трилогии Джулиана Феллоуза несколько обманчив. Казалось бы, он предполагает зрелищность и некую пышную кульминацию. Между тем, «Аббатство Даунтон 3» — это сдержанный эпилог и скорое прощание, фильм-утешение, ориентированный в первую очередь на поклонников сериала, желающих снова посетить знакомые и любимые места.

Предыдущие части почти двадцатилетней истории аристократической семьи Кроули всегда умело вписывали семейную сагу в историческую канву. В ходе постепенного разрушения традиционного порядка персонажи постоянно сталкивались с ветром перемен и необходимостью адаптироваться к новым реалиям. Последний фильм, действие которого происходит в 1930 году, не стал исключением.

Кадр из фильма «Аббатство Даунтон 3» / Universal Pictures
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон 3» / Universal Pictures

Однако на этот раз единственным глобальным событием, омрачающим процветание семьи, стало начало Великой депрессии в США и последовавшее за этим истощение американского состояния Кроули.

Для стареющего лорда (Хью Бонневилль) необходимость передачи Даунтона старшей дочери становится болезненным жизненным опытом. Леди Мэри (Мишель Докери), наследница семьи Кроули и главная героиня фильма, готовится взять на себя управление поместьем. Таким образом, она олицетворяет новую эпоху, в которой аристократия будет ещё больше маргинализирована и превратится в пережиток прошлого.

Кадр из фильма «Аббатство Даунтон 3» / Universal Pictures
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон 3» / Universal Pictures

Здесь Мэри получает наиболее полное описание — эмансипирующее и полное противоречий, — в котором её запятнанная репутация сталкивается с образом современной женщины, готовой вступить в следующее десятилетие XX века. Попытки восстановить её положение на фоне меняющегося мира составляют основу сюжета фильма.

А вот драматическая структура здесь столь же предсказуема, как аристократический ужин. Почти все персонажи вселенной Феллоуза пусть и ненадолго, но появляются в фильме. Каждый из них получает свой момент, вселяющий надежду на то, что они «жили долго и счастливо». Я представляю, как непричастным будет трудно разобраться во взаимоотношениях и мотивах фигур на этой шахматной доске. «Гранд-финал» может показаться набором безжизненных сцен, пытающихся эмоционально извлечь выгоду из прошлого. Однако поклонники получат то, за чем пришли.

Кадр из фильма «Аббатство Даунтон 3» / Universal Pictures
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон 3» / Universal Pictures

Но не всё можно умерить. Дух Мэгги Смит и её героини витает в большинстве сцен. И именно отсутствие леди Вайолет показывает, как много значил этот персонаж для всего сериала. Она не только привнесла блестящую иронию и безупречные шутки, она стала истинным сердцем «Аббатства Даунтон».

Когда после довольно продолжительной вступительной сцены в Лондоне мы наконец оказываемся в идиллическом Даунтоне, и экран заполняет успокаивающая музыка Джона Ланна, очарование «Гранд-финала» трудно отрицать. Мы снова дома.