Найти в Дзене

Какая страшная привычка наложниц гарема превращала их в старух?

В гареме существовало огромное количество запретов, нарушив которые можно было очень легко лишиться своего положения и даже головы. К примеру, очень много наложниц и жён шахов, ханов, султанов, эмиров и прочих мусульманских и азиатских правителей распрощались с жизнью только из-за того, что позволяли себе показать лицо стороннему представителю сильного пола или допускали малейшие подозрения в неверности, просто оказавшись не в то время, не в том месте. Одного намёка на возможное прегрешение хватало для того, чтобы женщина лишилась не только любви своего повелителя, но и самой жизни. На этом фоне немудрено, что многие девушки и женщины, обитающие в гареме, на фоне сотен запретов и ограничений старались по максимуму использовать все доступные развлечения. И одно из таких дозволений – курение, распространилось столь массово и широко, что сгубило огромное количество жизней негативным влиянием на организм. Однако в отличие от Европы, где курение ограничивалось в основном табаком, в гаремах
Оглавление

В гареме существовало огромное количество запретов, нарушив которые можно было очень легко лишиться своего положения и даже головы. К примеру, очень много наложниц и жён шахов, ханов, султанов, эмиров и прочих мусульманских и азиатских правителей распрощались с жизнью только из-за того, что позволяли себе показать лицо стороннему представителю сильного пола или допускали малейшие подозрения в неверности, просто оказавшись не в то время, не в том месте.

Одного намёка на возможное прегрешение хватало для того, чтобы женщина лишилась не только любви своего повелителя, но и самой жизни.

На этом фоне немудрено, что многие девушки и женщины, обитающие в гареме, на фоне сотен запретов и ограничений старались по максимуму использовать все доступные развлечения.

Любимое занятие наложниц гарема

И одно из таких дозволений – курение, распространилось столь массово и широко, что сгубило огромное количество жизней негативным влиянием на организм.

Однако в отличие от Европы, где курение ограничивалось в основном табаком, в гаремах Османской империи и соседних владений в привычку вошёл и другой, куда более сильный соблазн — опиум.

Его история в Османской империи восходит к XVI веку: Афюн выращивался в Анатолии, а Турция со временем стала одним из крупнейших мировых экспортёров.

Сначала он использовался как лекарство, прописывался придворными врачами для лечения бессонницы, головной боли и женских «болезней нервов», а постепенно превратился в лёгкий, но коварный способ ухода от реальности.

-2

Доступное удовольствие

Конечно, запреты и разрешения варьировались от страны к стране, от гарема к гарему. Но в целом, в подавляющем большинстве сверхзакрытых женских сообществ допускалось как минимум «общение с кальяном» и «дружба с табаком».

Со временем к табаку начали примешивать и другие ингредиенты — сладости, ароматические смолы, сушёные травы. А затем — и опиум, изначально под видом лекарства от меланхолии.

В глазах женщин это выглядело не нарушением, а своего рода продолжением традиции: если повелитель мог позволить себе такие удовольствия, почему бы не испытать их и в собственных покоях?

Одним из самых «продвинутых» в этом плане был очень богатый гарем Османской империи.

Но, сразу следует отметить, что раскуривали чубук внутри женского сообщества далеко не все – новеньким сначала нужно было доказать свою честность, страстность, преданность своему хозяину и подарить ему одного-двух крепких и здоровых детей.

Только после этого можно было приобщиться к касте самых уважаемых и почитаемых обитательниц гарема и приобщиться к сокровенному действу — сначала к табаку, а затем и к более «сильным смесям», в которых скрывался горьковатый вкус афюна.

-3

Не удовольствие, а ритуал

Естественно, что в обсуждаемую эпоху никто даже не слышал о таких приспособлениях как «сигарета» и «современный кальян». Употребление происходило при помощи так называемого чубука – деревянного стержня разной длины, полностью полого внутри.

И именно это устройство наполнялось не столько самим табаком, сколько разными смесями. Помимо «главного блюда», примешивалась сушёная патока, мёд, мускус, амбра и прочие ингредиенты. Чуть позднее к ним добавился и опиум — тёмные кусочки, которые сначала клали в крошечных дозах.

Считалось, что такая добавка помогает расслабиться, смягчает тревогу, уносит в сладкие сны.

Постепенно женщины осознали, что дым с примесью афюна обладает особой силой: он не просто согревает, а будто открывает дверь в другой мир. Наложницы собирались в небольших комнатах, украшенных коврами и подушками, и передавали чубук из рук в руки. Разговоры затихали, смех становился тише, а глаза начинали блестеть в полумраке лампад.

Для многих это был единственный способ забыться, забыть про скуку и бесконечное ожидание повелителя, которого они могли не видеть месяцами. В такие моменты дым опиума становился не только утешением, но и символом дружбы, близости, пусть и построенной на общем пороке.

-4

Социальные последствия

С течением времени привычка принимать опиум имела и обратную сторону. Женщины, регулярно вдыхающие дым афюна, становились апатичными, вялыми, иногда теряли аппетит и силы.

Это часто использовали для контроля: менее энергичная наложница могла быть легче управляемой, но при этом зависимость разрушала здоровье и преждевременно старила лицо, а красота была их главной ценностью.

Тем, кто слишком сильно погружался в дым, угрожали не только болезни и слабость, но и ухудшение репутации среди подруг — зависимость считалась слабостью и недостатком.

Особое отношение к чубуку отражалось и в его оформлении – каждая наложница или жена стремилась сделать его уникальным, украшенным драгоценными камнями, серебром, позолотой и искусной резьбой.

Но истинной ценностью оставалось содержимое: смеси, в которых доля афюна могла быть секретом хозяйки. Умение приготовить «правильный дым» превращалось почти в искусство и возвышало женщину в глазах подруг по гарему.

-5

Попытки запретить

Далеко не всем правителям нравилась такая привычка своих наложниц и жён. К примеру, турецкий султан Мурад IV, прослывший «моралистом» и ревнителем веры, строго-настрого запретил обитательницам своего гарема даже подходить к чубуку.

Любую нарушительницу ждало только одно наказание – смерть. И такое решение правителя вызвало тихое возмущение и настоящие «ломки» в гареме:

до запрета прекрасные обитательницы курили свои трубки и кальяны сразу после купания, посещения бани, накануне сна, во время трапезы и сразу же после пробуждения.

Иными словами – всегда. Представляете, насколько тяжело было принять запрет? Особенно если речь шла не только о табаке, но и о тех, кто привык к афюну.

Женщины, долгое время приученные к дыму, начинали страдать от бессонницы, раздражительности, тоски. Для многих это было хуже, чем лишение прогулки или запрет на драгоценности.

Мурад IV был не единственным султаном, вынесшим такой запрет. Были и другие мусульманские правители, возжелавшие «образумить» своих женщин.

Особенно нервы владельцев гаремов заканчивались тогда, когда на охраняемую территорию попадали лёгкие психотропные вещества, приводившие к нежелательным инцидентам.

Также следует отметить, что смертная казнь была не единственным видом наказания, которое предусматривалось за курение. Некоторые эдикты предписывали отрубать губы или нос нарушительнице.

Иногда женщин не убивали, а отправляли в заточение внутри дворца — без чубука, без подруг, без разговоров.

-6

Заключение

В истории мусульманских стран находились особо упёртые любительницы чубука, которые нарушали любые запреты и ограничения – настолько сильным было влечение к запретному плоду.

При этом вред от опиума проявлялся медленно, но верно: апатия, ломка, преждевременное старение и потеря жизненных сил были постоянными спутниками тех, кто слишком доверял дыму.

Если вам понравилась статья, не забудьте подставить лайк и подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные материалы.