Историк Вано Сулори рассказывает о несравненной византийской царице грузинского происхождения - Мариам
Грузинские женщины, в силу своего таланта, милосердия, скромности и привлекательной внешности, очень славились в древнем мире. Жениться на дочерях грузинских царей и вельмож мечтали принцы многих больших государств. Для кого-то эта мечта сбылась, для кого-то – нет. А грузинские женщины, куда бы их ни занесла судьба, царицами какой бы страны они ни стали, всегда и постоянно помнили родину и без устали старались сделать как можно больше для ее благополучия. При этом они верно служили и родине своих супругов, чем завоевывали огромный авторитет.
Мариам, урожденная Марта, была дочерью грузинского царя Баграта IV и Морены, дочери царя осетин. Шестилетнюю Марту, по требованию византийской царицы Теодоры, повезли на воспитание в Константинополь. Однако императрица вскоре умерла, и Марту, которая была увезена в качестве заложницы, в тот же год вернули в Грузию.
А десять лет спустя отношения между Византией и Грузией обострились, и это вынудило Баграта отдать дочь замуж за византийского цезаря Михаила VII Дуку. Еще через несколько лет Марту "окрестили" царицей Мариам.
Затем, когда в 1078 году при дворе Византийского царства произошел переворот и цезаря Михаила вынудили постричься в монахи, из страха, чтобы сын – Константин Дука не потерял трон, царица Мариам была вынуждена при жизни мужа, находившегося в монастыре, выйти замуж за другого императора, уже престарелого Никифора III. Но лишь при условии, что наследником трона цезарь объявит Константина.
Плененный красотой грузинки император был согласен выполнять все капризы Мариам, только бы она стала его женой.
Безупречная красота царицы Мариам описывается во многих византийских источниках. Стройная и высокая, как кипарис, с белоснежным лицом, Мариам походила на распустившуюся весеннюю розу. Ресницы ее были "длинные и ошеломляющие, речь – весьма сдержанная и учтивая".
Ее современница, византийская летописица Анна Комненос о красоте Мариам пишет с нескрываемым восхищением:
„Красота царицы и ее чарующая привлекательность, ее милый нрав – все это превосходит живопись и искусство. Ни Фидий, ни Апель, никто другой не оставлял скульптуру, подобную Мариам. Такой соразмерности тела и черт, такого касательства целого с частями, действительно, никто не видел во внешности человека. Это была живая скульптура, которая пленила и повергала в ступор любителей прекрасного“.
Наряду с безупречной красотой, Господь даровал царице и довольно проницательный ум. Цезарь часто совещался с ней по государственным делам и просил совета. Именно из-за такой своей разумности грузинская царица пользовалась большим влиянием во всей империи. Правда, Никифор III обещания не выполнил, и вопрос о том, станет ли Константин цезарем, по-прежнему оставался открытым.
И царица Мариам поддержала Алексия Комненоса, способствуя в свержении Никифора с престола. Зато новый цезарь должен был сохранить за Константином право наследовать престол. Алексий Комненос письменно пообещал царице, что сделает ее сына соправителем. Так он и поступил. И более того, выдал за него свою дочь Анну и объявил наследником престола. Однако позднее у него самого родился сын, и он развел Константина с женой, лишил императорских почестей и выдворил из царства.
А Мариам еще раз попыталась устроить заговор, но потерпела неудачу – заговор был раскрыт, и…
Император все же не смог наказать Мариам и лишь отстранил ее от управления государством, выселив на остров Панкрип. Однако она и оттуда постоянно пыталась возвести на византийский трон своего сына. Бороться она прекратила лишь после того, как в 1096 году Константин Порфирогенет скончался. Тогда для нее все потеряло смысл.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции