Вступление
«Гранатовый браслет» оставил достаточно неприятное впечатление, особенно на контрасте с «Олесей».
С одной стороны, кажется, что впереди интересная история: тайный поклонник, необычный подарок в виде гранатового браслета, намерения развеять завесу инкогнито и обнаружить истинные мотивы невидимого ухажёра. С другой — в классическом понимании «Гранатовый браслет» представляют как повесть об абсолютной любви, не зависящей от взаимности, социального статуса и самой жизни. Якобы вот она — подлинная.
И всё это не оправдывает никаких ожиданий.
Проблема сталкерства
Я понимаю, когда нам сложно отпустить любимого человека поначалу. Кто-то быстрее, кто-то медленнее, но один из основных героев — Желтков — даже и не пытается перерасти любовные муки у себя в душе, а занимается сталкерством за замужней женщиной вот уже 8 лет, после явного отказа, без предпосылок какого-то общего взаимного опыта.
Это история не про безнадёжного романтика, а про пассивного маньяка, психически нездорового человека с фанатической зависимостью и половой перверсией в духе вуайеризма — следить за личной жизнью незнакомой женщины, отправлять ей и дальше безответные записки и, кульминация, которую мы застаём в повести, подарить свою семейную реликвию на её именины.
Не сомневаюсь в искренности всех представленных терзаний, однако проблема в том, что любовь и диагноз идут рука об руку. И либо это перерастает в здоровые отношения, либо…
Культ богини
Для того чтобы разорвать порочный круг с человеком, привязанность к которому явно разрушает жизнь, есть пара рекомендаций. 1. Перестать его обожествлять; 2. Прекратить разбор полётов в духе «Ну почему так?» — потому что разлюбилось, всё, точка. Принимаем ситуацию, занимаемся дальше своей жизнью и не растрачиваем энергию вхолостую. Лучшие отношения — те, которые не случились.
В повести, разумеется, всё в точности да наоборот, что и приводит к нездоровым последствиям. А именно — культ богини.
Нет, не в том поэтическом смысле, который вкладывают в стихах поэты. И даже не в том плане, что это единственная женщина пламенного вожделения в цветочно-конфетный период, перерастающий в нежную и глубокую привязанность. Это сектантский культ с дистанционным поклонением.
Что удерживало Желткова все эти годы рядом? Надежда добиться? Завоевать? Упрямство? Нет, его удерживало УДОВЛЕТВОРЕНИЕ той маниакальной жизнью, которою он вёл. Он и не пытался изменить свою иерархию за все эти годы, потому что это перестало быть нужным даже в помыслах.
Это любовь к своей «любви», к собственному страданию и тому чувству исключительности, которое даёт ему эта «миссия».
Божество и раб
Спустя столько лет, даже если бы объект обожания — княгиня Вера — дала добро, далеко не факт, что что-то сложилось. Она, уставшая и отчасти погасшая, особенно на фоне сестры, от рутинной серости своего «обычного» брака с житейскими проблемами, без ярких фанфар чувств, с мелкими недопониманиями. И он, истерзанный и опустошённый, не знающий другой жизни, кроме как рабско-зависимой.
Вере, несомненно, в глубине души приятно такое внимание, ведь внешне это так похоже на те самые романтические истории из книг. Это видно по её поведению и всё же проявленному интересу — а вдруг реально мимо прошла «та самая любовь», не зря же так к месту заиграла соната Бетховена. Да святится имя твоё… Если она серьёзно готова была решать свою неудовлетворённость и самооценку Желтковым, то это тоже вызывает большие вопросы.
Она плачет не по человеку, а по потенциальным утраченным возможностям. Возможности другой, более страстной жизни, которую символизирует безумие Желткова и которой ей не хватает в её благополучном относительно, но пресном браке. И не думаю, что этот катарсис продлится долго.
Вывод
Единственный нормальный герой здесь — это генерал Аносов. Только вот его примеры извращённых и нездоровых отношений под маской любви не удалось противопоставить истории, которая произошла далее в повести. Она просто пополнила список генерала…
Я бы сказал, что это отличный образец «как не надо», автор показал удивительное, пусть и страшное, и предостерёг. Но автор всё это завернул в такую романтично-сентиментальную оболочку, что я просто не могу с ней согласиться — ведь эта форма трогательного финала явное одобрение происходящему.
Да, есть тонкая грань любви и безумия, да, порой клонит то в ту сторону, то в другую. Всё должно быть в балансе. Но называть чёрное белым и говорить о том, что это абсолютный эталон любви… Не сомневаюсь, что такое и правда бывает, но ничего романтичного в этом нет: ни в суициде, ни в абсолютной утрате личности и контроля, ни в запоздалых мыслях решать проблемы больным человеком.
Оценка
Мужчина, при желании, способен явно добиваться внимания женщины. При этом необязательно должна быть такая цель в принципе; в первую очередь, необходимо полюбить себя и заняться собой. Ваша целеустремлённость, воля к жизни, энергия, помощь оказавшимся в беде, поступки во благо — вот что раздвигает горизонты.
Построить же целый мир иллюзий и бредить в его тени до петли… Я понимаю разность эпох, Серебряный век, символизм героев в своём Абсолюте, но я живу ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС и принимать всё подряд не обязан. Много чем вдохновлялся с классики, но данная повесть не резонирует со мной вообще. И может предоставить слишком уж много заблуждений. 2/10.
Материал по теме: