За неполных два дня я успела посетить семь небольших музеев. Все они объединены проектом «Музейный квартал», включающий историческую застройку Городца. В прошлый раз немного рассказала о прогулке по городу, который очаровал своим колоритом. На его улочках дружно соседствуют старинные домики с резными наличниками, купеческие особняки и современные строения.
Наверное, многие слышали о знаменитых городецких промыслах. Резьба, роспись, вышивка, пряники… Всё это будет здесь попадаться буквально на каждом шагу — в магазинах, просто на улицах и, конечно же, в музеях. Первые четыре встречают на набережной Революции, которая предстаёт перед преодолевшими лестницу от «Города мастеров».
Начну своё описание с самого нарядного, расположившегося в бывшей усадьбе агента Русского страхового общества Михаила Ивановича Гришаева. В свою очередь он купил этот дом в 1907 году у торговца хлебом и валяной обувью Гавриила Степановича Красавина и прожил в нём до 1930-х. Затем здесь расположилась редакция местной газеты.
К 1880-м годам глухая резьба постепенно вытеснялась пропильной моделированной. Резьбой в этой технике и украшено главное здание усадьбы. При Гришаеве цвет дома был брусничный, что подчеркивало принадлежность Михаила Ивановича к пароходному обществу «Самолёт», городецкую пристань которого он возглавлял (неожиданное название связано с тем, что в 19 веке так называли суда с паровым двигателем, самостоятельно идущим без помощи парусов или бурлаков). В Городце было семь пристаней, каждая из которых характеризовалась цветом своего пароходного общества. Если по Волге шло судно белоснежного цвета — значит, принадлежало обществу «Кавказ и Меркурий», если же брусничного — значит, «Самолёту». Но если у судна были чёрными труба и нижняя часть бортов, то можно было с уверенностью сказать, что оно принадлежит пароходному обществу «По Волге».
Музей «Терем русского самовара» создан благодаря обширной коллекции Полякова Н.Ф. — почётного гражданина Городецкой области. Почти полтысячи самоваров удивят своим разнообразием. Первые экземпляры будут встречать уже в сенях.
Впереди три комнаты, наполненные символами и историей традиции чаепития.
Известно, что прототипы самоваров существовали ещё в древнем мире. Интересный экспонат в одной из витрин — китайский огненный котёл Хо-Го. Такие водонагреватели были найдены во время раскопок и относились к 4 веку нашей эры. Позднее хо-го распространились на территории Японии и Ирана.
По такому же принципу сделан самовар «Печной».
В России самовары появились в конце 17 века. До этого пили сбитни из специального чайника-сбитенника.
В 18 веке на Урале активно велась металлодобыча. Именно там было налажено производство медной посуды, а затем и первых самоваров. Со временем к меди стали добавлять другие металлы и использовать их сплавы. Разный цвет хорошо показывает, из чего сделана посуда — медь имеет красноватый оттенок, латунь — золотистый, но быстро темнеет, томпак — похож на золото, мельхиор — на серебро.
Один из экспонатов в витрине удивит своим предназначением. Оказывается мультиварку придумали вовсе не в наше время, а гораздо раньше. Самовар-кухня использовался для приготовления разных блюд ещё в 17 веке. Внутри у него установлены перегородки. Можно было одновременно варить суп, второе и компот.
В изготовлении самоваров участвовало несколько мастеров, каждый ответственный за свою часть работы (кузнец, слесарь, токарь, сборщик, лудильщик, никелировщик). Процесс создания был долгим — от двух до шести месяцев, включая 42 операции.
Позволить приобрести дорогостоящее изделие могли только состоятельные люди. Цена самого простого самовара равнялась примерно стоимости коровы. Многие пользовались услугами трактиров. За копейку можно было купить чайник кипятка. Трактирные самовары отличались от домашних размером. В музее стоит «богатырь» на 53 литра! Бывали и больше.
Кстати, баранки и сушки вешали на тёплый корпус не зря — за счёт прогрева они становились мягкими внутри, сохраняя хрустящую оболочку (говорят, по вкусу напоминают французские багеты). Забавно смотрится экспонат с тремя кранами. Словно сказочный Змей Горыныч. Впрочем, его так здесь и называют.
Бывают ещё домашние варианты с двумя кранами. Такие называли «Тет-а-тет».
И на одну персону придумали приборчик.
Ой, не это😅
Вот! «Эгоист» отличается своей чуть ли не микроскопичностью, но по устройству абсолютно полноценный самовар :)
Рядом стоит похожий, но под названием «Учебный». Это такая детская игрушка. Чтобы с детства приучались чаи гонять.
А чаи гоняли в прямом смысле слова. По несколько стаканов кряду, не выходя из-за стола. Традиция чаепития быстро прижилась в нашем царстве-государстве. Чай не пили, а «кушали». Популярным был необычный способ подслащивания: зажимая зубами сахарок, пропускали напиток сквозь него. Получалось шумно, но наверное вкусно.
Пили вприкуску, а иногда и вприглядку (когда смотрели на последний кусочек сахара и потягивали чай сквозь пуговицу). В витринах можно увидеть сахарные головы и приборы для их раскалывания.
Наглядно демонстрируется в музее самовар в разрезе. Благодаря ему становится понятным устройство старинных водонагревательных приборов, как их растапливали, и при чём тут сапог. Немного поясню. В жаровню закладывали через верх топливо: уголь (лучше всего берёзовый), сосновые шишки (еловые не подходили — быстро прогорали и выделяли смолу). Туда же опускали зажжённую бересту или лучины. Ставили трубу — в доме подсоединяющуюся к дымоходу в печи, и прямую, если растапливали на улице. Сапог же использовали вместо трубы, как кузнечные меха, в случае надобности помочь разгореться огню.
В конце процесса, когда ручки-шишки на крышке начинали постукивать, возвещая о кипении, трубу снимали и прекращали подачу кислорода крышкой-тушилкой. Конфорку же ставили после — для заваривания чая в чайнике. Кипяток получался необыкновенно вкусным благодаря равномерному прогреву воды.
К середине 19-го века самоварное производство достигло большого размаха. Его «столицей» стала считаться Тула, в которой к середине 19 века работало около восьмидесяти специализированных предприятий. Продукция известных тульских мастеров путешествовала по всей России. Самыми знаменитыми самоварными промышленниками стали Капырзины, Баташёвы, Воронцовы, Тейле. Вдохновлённые успехом тульских фабрикантов, в Москве и других городах тоже стали открываться самоварные фабрики. Со временем изготовителей стало очень много, и им потребовались собственные знаки отличия – торговые марки, которые в обязательном порядке утверждались правительством. Самоварные магнаты соревновались друг с другом, принимали участия в специальных выставках, на которых лучшие изделия получали медали.
А какое разнообразие форм было придумано! Каждая со своим характерным названием: шар, дуля, репка, яйцо, пушка, рюмка, ферзь, бочонок, банка…
Богатые люди могли себе позволить не один самовар, а отдельно ещё и праздничный, красиво декорированный.
И дорожный. Чаепитие стало неотъемлемой частью быта. Самовар брали на пикники и в долгий путь. В походных моделях ножки были съёмными.
В коллекции музея представлены не только русские произведения. Здесь можно увидеть вариант для арабского шейха, мавританский чайник, персидский самовар с крышечкой в виде тюрбана, оловянный греческий сосуд для вина, подаренный адмиралу Ушакову на острове Корфу, где он губернаторствовал.
На востоке получил распространение керосиновый вид нагрева. До нас такой способ тоже дошёл.
А вот спиртовой разогрев в России не прижился 😉 Пример такого самовара в экспозиции — немецкого происхождения.
Хотя в аристократических кругах получили распространение французские бульотки, подогреваемые на спиртовках.
В отдельных витринах представлены современные сувенирные самовары, символизирующие культурные особенности разных городов и сёл. Хохломская и Городецкая роспись, Казаковская филигрань, Гусь-Хрустальная огранка, Костромское берестяное плетение, Кисловодский фарфор, Калининградский янтарь…
Вот такой прекрасный музей есть в Городце. Билет в июле 2025 года стоил 160 рублей; пенсионерам, детям и студентам — 80.