Найти в Дзене
Всё в прошлом

Лодейное Поле: история города - колыбели Балтийского флота. С чего начинался наш северный флот.

Что за город такой - Лодейное Поле? Чем он знаменит? И какую роль играл этот небольшой городок для огромной империи? Эта статья - небольшой исторический очерк о городе корабелов. Итак, поехали... Лодейное Поле – небольшой городок на далеких рубежах Ленинградской области, раскинувшийся на берегах реки Свирь. Он находится по середине между Питером и Петрозаводском; и туда и туда около 200 км пути. В современном понимании его можно назвать провинциальным. Там нет суеты больших городов и повсеместной многоэтажной застройки. Население насчитывает немногим больше 18 тыс. человек. Но что же в нем особенного? А я отвечу так: каждая провинция в нашей стране чем-то да славится. И город Лодейное Поле не исключение. Этот небольшой городок принято считать родиной Балтийского флота. Вот так громко это звучит, но это действительно так. Но обо всем по порядку. Здешние места вдоль реки Свирь издревле славились мастерами-судостроителями. И пусть больших кораблей здесь не производили, но умели делать неб
Оглавление

Что за город такой - Лодейное Поле? Чем он знаменит? И какую роль играл этот небольшой городок для огромной империи? Эта статья - небольшой исторический очерк о городе корабелов. Итак, поехали...

Лодейное Поле – небольшой городок на далеких рубежах Ленинградской области, раскинувшийся на берегах реки Свирь. Он находится по середине между Питером и Петрозаводском; и туда и туда около 200 км пути.

Фрагмент Яндекс.Карты
Фрагмент Яндекс.Карты

В современном понимании его можно назвать провинциальным. Там нет суеты больших городов и повсеместной многоэтажной застройки. Население насчитывает немногим больше 18 тыс. человек. Но что же в нем особенного? А я отвечу так: каждая провинция в нашей стране чем-то да славится. И город Лодейное Поле не исключение. Этот небольшой городок принято считать родиной Балтийского флота. Вот так громко это звучит, но это действительно так. Но обо всем по порядку.

Памятная стела в сквере Корабелов, Лодейное Поле
Памятная стела в сквере Корабелов, Лодейное Поле

Почему такое название?

Здешние места вдоль реки Свирь издревле славились мастерами-судостроителями. И пусть больших кораблей здесь не производили, но умели делать небольшие грузовые судна – ладьи (думаю многие слышали о таких и имеют представление). В северном произношении такое судно называли через букву «о» - «лодья». Отсюда такое интересное название и приобретает город – Лодейное Поле.

Первые верфи Балтийского флота

-3

Усилиями Петра I к концу 17 столетия на Азовском море появляется первый отечественный флот. Отныне часть южных регионов мы могли контролировать с моря. Но главная цель Петра I оставалась в недосягаемости – выход к берегам Финского залива. Для этого надо было бросить вызов мощной армии с лучим флотом того времени – шведской. Так началась известная нам ныне «Северная война».

Петр I понимал, что без флота победить в этой войне будет очень тяжело, поэтому помимо модернизации вооруженных сил, принимается решение строить северную флотилию.

Лодейное Поле подходило идеально для этих целей. Город расположен на реке Свирь, да к тому же до Ладожского озера река не имела порогов и была с хорошей глубиной, а значит флот без особых трудов сможет войти в Ладожское озеро и далее в Неву. Округа была лесистая, причем лес был сосновым, и строительного материала для судов можно было заготовить в избытке. Так же неподалеку работали Олонецкие железоделательные заводы, а значит металлическую оснастку для кораблей можно было изготавливать в непосредственной близости от верфи. Ну и конечно же старинное ремесло жителей тоже могло поспособствовать данному предприятию. Таким образом в 1702 году начинается строительство Балтийского флота. В то время эта верфь называлась Олонецкой. Лодейнопольной она станет называться много позже.

Макет фрагмента лодейнопольской (олонецкой) верфи в историко-краеведческом музее
Макет фрагмента лодейнопольской (олонецкой) верфи в историко-краеведческом музее

Справедливости ради надо отметить, что верфь в Лодейном Поле была не единственными в Балтийском флоте. Одновременно производство кораблей осуществлялось и на верфях, построенных в устьях рек Сясь, Луга и Олонка. Но первый боевой фрегат новой флотилии сошел на воду именно отсюда. Это был 28-ми пушечный парусник «Штандарт». Уже в 1703 году (спустя всего полтора года после открытия верфи и спустя всего пять месяцев с момента начала строительства судна) он был готов к своим военным походам. С его появления и начинается отсчет боевым кораблям Балтийского флота.

Действующая копия исторического фрегата "Штандарт", построена в 1999 году. Данный фрегат несколько раз был главным символом выпускников Санкт-Петербурга - примерял алые паруса и входил в акваторию Невы. Фото: news.myseldon.com
Действующая копия исторического фрегата "Штандарт", построена в 1999 году. Данный фрегат несколько раз был главным символом выпускников Санкт-Петербурга - примерял алые паруса и входил в акваторию Невы. Фото: news.myseldon.com

На высоком берегу реки возвышается памятный обелиск, установленный в 1832 году на том месте, где в начале 18 века стоял дом русского царя Петра I.

Памятный обелиск на месте бывшего дома Петра I.
Памятный обелиск на месте бывшего дома Петра I.

Сам дом царя, как вы уже догадались, не сохранился. Но совсем рядом с памятным обелиском построена архитектурная реплика этого дома. Сейчас в нем расположился музей.

Реплика дома Петра I
Реплика дома Петра I

Царь жил там и лично следил за строительством флота, и более того, он сам трудился на верфи, получая за это зарплату, причем самую большую – 1 рубль в день. Случались и комичные ситуации, например однажды один из иностранных послов опоздал на прием к Петру и не застал его дома. Узнав, что он на верфи, посол поспешил туда. Царь в тот момент стоял на мачте и наотрез отказывался спускаться. Бедный посол вынужден был лезть на мачту к русскому царю для диалога.

До появления первых боевых фрегатов, наша армия использовала небольшие весельные шлюпки, именно они участвовали в первых сражениях со Шведами и смогли захватить несколько вражеских кораблей. Кажется, как можно захватить огромные боевые корабли небольшими шлюпками... Но это стало возможным.

Картина художника Л. Блинова "Взятие шведских кораблей в устье Невы", 1890г.
Картина художника Л. Блинова "Взятие шведских кораблей в устье Невы", 1890г.

Таким образом, осаждая крепости и захватив два корабля противника, взяв их на абордаж, Петр I смог расширить присутствие русских войск на всем протяжении Невы. И вот в 1703 году Петр I получает желанный выход к Финскому заливу, а значит и к Балтике. Там же царь закладывает крепость и появляется у государства новая столица – Санкт-Петербург. В это время там строится новая верфь - Адмиралтейство, которая станет главной судостроительной верфью Балтийского флота, переняв пальму первенства у своего предшественника.

Дальнейшая судьба

Суда, сделанные в Лодейном Поле, участвовали не только в военных походах, но и в значимых морских экспедициях. Именно с этой верфи сошел корабль «Мирный», который в январе 1820 года совместно с другим отечественным кораблем «Восток» первым в истории дошел до Антарктиды, открыв этот удивительный континент для человечества. В честь этих судов в 20 веке будут названы советские антарктические станции, которые действуют и по сей день.

Модель шлюпа "Мирный". Фото с сайта: parus-model.ru
Модель шлюпа "Мирный". Фото с сайта: parus-model.ru

Все это время Лодейное Поле я называл городом, но это я делал для удобства читателя. Долгое время это был просто поселок. Статус же города он получил лишь в 1785 году при Екатерине II.

Лодейнопольская же верфь просуществует долгих 127 лет и закроется только в 1829 году.

После закрытия верфи население резко сократилось. Лодейное Поле больше походило на большое село, чем на город. Застройка в основном оставалась деревянной вплоть до начала 20 века. Резкий рост населения произойдет только в советский период истории.

Общий вид Лодейного Поля в 1916 году. Фотография Прокудина-Горского. С сайта: prokudin-gorskiy.ru
Общий вид Лодейного Поля в 1916 году. Фотография Прокудина-Горского. С сайта: prokudin-gorskiy.ru
Лодейное Поле в 1916 году. Фотография Прокудина-Горского. С сайта: prokudin-gorskiy.ru
Лодейное Поле в 1916 году. Фотография Прокудина-Горского. С сайта: prokudin-gorskiy.ru
Петербургская улица (ныне проспект Ленина) в 1904-1915 гг. Фото: pastvu.com
Петербургская улица (ныне проспект Ленина) в 1904-1915 гг. Фото: pastvu.com
На пристани в ожидании парохода, 1900-1916 гг. Фото: pastvu.com
На пристани в ожидании парохода, 1900-1916 гг. Фото: pastvu.com

Город в 20 веке

В самом начале 20 века в город приходит железная дорога. Теперь у водного пути появляется альтернатива на суше. За этот век с небольшим вокзал перестраивался несколько раз.

Первое здание городского вокзала (не сохранилось), 1916 - 1917 гг. Фото: pastvu.com
Первое здание городского вокзала (не сохранилось), 1916 - 1917 гг. Фото: pastvu.com

В расцвет электрофикации в 1933 году на реке Свирь строится Нижнее-Свирская ГЭС, и в город поступает свой ток. На строительство ГЭС привлекали заключенных СвирЛАГа, управление которого в 1930-х годах находилось в Лодейном Поле. Сам лагерь просуществовал с 1931 по 1937 гг.

Строительство Нижне-Свирской ГЭС, 1932 г. Фото: pastvu.com
Строительство Нижне-Свирской ГЭС, 1932 г. Фото: pastvu.com

Конечно, город гордится свой судостроительной историей и статусом родины Балтийского флота. Но также город гордится своими подвигами в Великую Отечественную войну и чтит память погибших бойцов.

В войну река Свирь долгое время была границей, отделяющей финскую армию (пособников нацистской Германии) от наших военных. Здесь проходил передний край Карельского фронта. Более трех лет вражеские силы обстреливали город. В 1944 году наши ребята героически форсировали реку и дали бой нацистским пособникам и заняли их передовую линию обороны.

Так же запоминается случай, когда вражеские силы некоторой группой переправились по платине вышеупомянутой ГЭС через реку Свирь в районе поселка Свирьстрой. Наша артиллерия грамотно смогла обстрелять плотину, не повредив саму дамбу, а лишь самую верхушку, где находилась дорога. Таким образом враг не мог переправиться назад по разбитой дороге и был отрезан от своих основных сил. Конечно же он был разгромлен. И тут надо отметить очень грамотные действия нашей артиллерии, потому что одна ошибка в расчетах могла привести к разрушению всей дамбы, что привело бы к прорыву воды и уничтожению близлежащего поселка.

После войны, как и везде по стране, город начинает отстраиваться и возрождаться. Постепенно на смену деревянной постройке приходят бетонные типовые многоквартирные дома. И сейчас город – смесь деревянной, бетонной и каменной построек. Здесь, как и в остальных старинных городах, можно встретить купеческие дома и интересные архитектурные строения советской эпохи, как, например, здание историко-краеведческого музея.

Музей "Свирская Победа" в год открытия, 1944г. (ныне историко-краеведческий музей). Фото: pastvu.com
Музей "Свирская Победа" в год открытия, 1944г. (ныне историко-краеведческий музей). Фото: pastvu.com
Музей в настоящее время. Фото: goru.travel
Музей в настоящее время. Фото: goru.travel

Но часть архитектуры в советский период была утрачена, в том числе Петропавловский собор первой половины 19 века. Он находился на набережной рядом с памятным обелиском Петру I. Вот так собор выглядел в 1909 году на снимках Прокудина-Горского:

Петропавловский собор, 1909г. С сайта: prokudin-gorskiy.ru
Петропавловский собор, 1909г. С сайта: prokudin-gorskiy.ru
Петропавловский собор и обелиск на месте бывшего дома Петра I, 1909г. С сайта: prokudin-gorskiy.ru
Петропавловский собор и обелиск на месте бывшего дома Петра I, 1909г. С сайта: prokudin-gorskiy.ru

Сейчас на этом месте просто сквер.

Сквер на месте Петропавловского собора
Сквер на месте Петропавловского собора

А вот ниже на фотографии вы можете увидеть очень интересную форму куполов одного из архитектурных творений. Купола сделаны в форме парусов. Да и сама архитектура напоминает собой ладью или корабль. Оригинально, но не по православным канонам. Именно поэтому это здание и не освещено, и именно поэтому я не называю его храмом.

-21

В заключение

Город гордится своим статусом родины Балтийского флота, и это первое, что преподносят заезжему гостю. Вы точно не пропустите это мимо себя: многочисленные памятники, музеи, стрит-арты - все говорит об этом.

-22

Но помимо этой исторической изюминки в городе есть несомненно большее – это красота открывающегося вида на реку Свирь с ее северным карельским лесом. И так же, как и три столетия назад с берегов Лодейного Поля один за одним уходили в свое первое плавание корабли Балтийского флота, так же уходят с причала зашедшие в здешние места большие пассажирские теплоходы. Ну а я могу только пожелать городу процветать и дальше.

Набережная
Набережная

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Буду рад Вашему лайку 👍 или комментарию 💬.

И если статья была полезной, прошу подписаться на мой канал, что бы не пропустить что-то новое из хорошо забытого старого.