Найти в Дзене
Infinita Book

Мазаччо: великий неряха + 9 картин

"Воспитание сына Феофила и Святой Пётр на троне", 1425-1428 гг., Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция. Третий стоящий справа мужчина - автопортрет Мазаччо
"Воспитание сына Феофила и Святой Пётр на троне", 1425-1428 гг., Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция. Третий стоящий справа мужчина - автопортрет Мазаччо

За короткий, но яркий творческий путь, продолжавшийся всего несколько лет, Мазаччо (1401-1428) сумел совершить настоящий переворот в живописи. Его глубокое понимание перспективы и виртуозная работа со светом показали художникам, как передавать на плоскости убедительное ощущение трёхмерного пространства.

Триптих Сан-Джовенале, 1422 г., Музей сакрального искусства Мазаччо, Реджелло
Триптих Сан-Джовенале, 1422 г., Музей сакрального искусства Мазаччо, Реджелло

В "Жизнеописаниях" Джорджо Вазари делит историю итальянской живописи на три ключевые эпохи, называя Джотто, Мазаччо и Леонардо да Винчи выдающимися основоположниками каждой из них. Последующие поколения полностью согласились с такой оценкой, и сегодня Мазаччо по праву считается одной из важнейших фигур не только Ренессанса, но и европейского искусства в целом.

"Распятие", 1426 г., Музей Каподимонте, Неаполь. Часть Пизанского полиптиха
"Распятие", 1426 г., Музей Каподимонте, Неаполь. Часть Пизанского полиптиха

Прозвище "Мазаччо" можно перевести как "неряха" или "небрежный". По словам Вазари, художник получил его из-за того, что был столь увлечён работой, что совершенно не заботился о внешнем виде и бытовых мелочах. Настоящее имя мастера — Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассаи. Он появился на свет 21 декабря 1401 года, в день святого Фомы, в городке Кастель-Сан-Джованни к югу от Флоренции.

"Распятие св. Петра и казнь Иоанна Крестителя", 1426 г., Берлинская картинная галерея. Часть Пизанского полиптиха
"Распятие св. Петра и казнь Иоанна Крестителя", 1426 г., Берлинская картинная галерея. Часть Пизанского полиптиха

О раннем детстве Мазаччо известно совсем немного. Его отец был нотариусом, а семья относилась к обеспеченному слою общества, что дало мальчику стабильное начало жизни. Однако дальнейшие подробности первых лет его биографии практически не сохранились.

В 1422 году, в возрасте двадцати лет, Мазаччо вступил во флорентийскую гильдию художников. К этому же времени относится и его первая известная работа — Триптих Сан-Джовенале. Уже в столь юном возрасте он проявлял редкую творческую независимость. В то время как большинство флорентийских мастеров увлекались яркой декоративностью и изящной орнаментикой, Мазаччо стремился возродить величественную монументальность, характерную для Джотто.

"История св. Юлиана и св. Николая", 1426 г., Берлинская картинная галерея. Часть Пизанского полиптиха
"История св. Юлиана и св. Николая", 1426 г., Берлинская картинная галерея. Часть Пизанского полиптиха

Художник, по всей видимости, отличался не только талантом, но и не по годам зрелым умом. Считается, что он был близок с выдающимися мастерами значительно старше себя — архитектором Филиппо Брунеллески и скульптором Донателло, двумя титанами раннего Возрождения, чьё влияние чувствуется в его собственных поисках формы и перспективы.

"Изгнание Адама и Евы", 1425-1428 гг., Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
"Изгнание Адама и Евы", 1425-1428 гг., Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция

В течение последующих пяти–шести лет Мазаччо успел создать три выдающихся произведения, каждое из которых стало вехой для искусства раннего Возрождения. Он написал алтарный полиптих для пизанской церкви (до наших дней дошли лишь отдельные части), а во Флоренции выполнил две знаменитые серии фресок: цикл для капеллы Бранкаччи в храме Санта-Мария-дель-Кармине, где трудился вместе с Мазолино, и монументальную "Троицу" в базилике Санта-Мария-Новелла.

"Чудо с сатиром", 1425-1428 гг., Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
"Чудо с сатиром", 1425-1428 гг., Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция

Во всех этих работах мастер показал поразительно ясное чувство пространства: объёмные фигуры, чёткая перспектива, единый источник света, создающий ощущение реального мира. Его внимание к вычислениям и наблюдениям не убавляло духовной силы произведений — напротив, каждая фреска поражает глубиной религиозного содержания.

"Святой Пётр, исцеляющий больного своей тенью", 1425-1428 гг., Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция
"Святой Пётр, исцеляющий больного своей тенью", 1425-1428 гг., Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция

Именно Мазаччо первым блестяще воплотил в живописи законы линейной перспективы, добиваясь ощущения трёхмерного пространства на плоской поверхности фрески. Теоретическую основу этого новаторского метода разработал его друг и соратник — архитектор Филиппо Брунеллески.

Главный принцип линейной перспективы заключался в единой точке схода: все параллельные линии изображения словно устремляются к ней, создавая глубину и реалистичность. Эффект этой техники особенно наглядно виден в контрасте между традиционными плоскими нимбами ангелов и овальным, объёмным сиянием вокруг головы Христа, где также поражает живописная достоверность человеческого тела.

"Святая Троица", 1427-1428 гг., Санта Мария Новелла, Флоренция
"Святая Троица", 1427-1428 гг., Санта Мария Новелла, Флоренция

Около 1427–1428 годов художник отправился в Рим, где вскоре скончался. Причины его смерти так и остались неизвестными. При жизни гений Мазаччо не был в полной мере оценён, но уже спустя несколько десятилетий его влияние стало очевидным: Джорджо Вазари упоминал, что у фресок Бранкаччи учились двадцать пять будущих великих мастеров, среди которых — Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: