Некоторое время назад я начала путешествие по мирам Хаяо Миядзаки. Вот, добралась и до «Ветер крепчает» (2013), который планировался как последний мультипликационный фильм великого мастера, но таковым в итоге не стал.
В центре сюжета - мальчик Дзиро, который мечтает о самолетах. Пилотировать их он не сможет из-за близорукости, но сможет их строить. Ему суждено вырасти в нелегкие времена, пережить Великое землетрясение и мировые войны и стать одним из лучших авиаконструкторов в мире. И, конечно, обрести любовь.
Не нужно быть знатоком японской истории и вообще быть глубоко погруженной в страну, чтобы понять: этот мультфильм, по сути своей, классический байопик. Здесь не будет никакой магии, кроме визуальной - это совершенно реалистичный сюжет, единственный элемент "волшебства Миядзаки" привносят сны главного героя. Никаких японских богов, духов, мифологических существ, никаких сверхъестественных решений. Мы увидим историю претворения в жизнь Мечты, историю становления Творца в реалиях Японии тех времен, бедной страны, технологически отстающей от Запада лет на двадцать минимум.
Исторический Дзиро Хорикоси - дизайнер самолета Zero Fighter. Конечно, нужно понимать, что в рамках мультипликационного фильма не показана его биография буква в букву - взято кое-что из его жизни, кое-что добавлено из жизни автора рассказа-первоисточника Тацуо Хори, а кое-что и вовсе выдумано, полет творческой фантазии.
Хорикоси - не единственный авиаконструктор в мультфильме. Тут также присутствует фигура легендарного Джованни Капрони, одного из столпов истории мировой авиации. По сюжету юный Дзиро - настоящий фанат Капрони, духовный преемник и ученик, во всяком случае, во вселенной собственного воображения. Их с Капрони взаимодействие осуществляется в снах, Капрони выступает в роли наставника, который дает мудрые советы и делится с Дзиро своими успехами, ошибками и мечтами, которым суждено или не суждено воплотиться в жизнь.
Вокруг юного авиаконструктора идет жизнь. Он становится свидетелем - и непосредственным участником - того самого землетрясения в Токио, которое войдет в историю как Великое. Там он, по сюжету, встречает любовь своей жизни, Наоко, помогает ей спастись и теряет. Потом они снова встретят друг друга спустя годы и при иных обстоятельствах.
Дзиро работает на заводе, в котором легко угадывается Мицубиси - и быстро завоевывает любовь коллег, включая руководство. Настолько, что непосредственный начальник, нервный и не самый дружелюбный, на первый взгляд, человек по имени Курокава, становится ему почти отцом родным. Прячет от полиции, которая всех арестовывает, кто кажется подозрительным (на пороге Вторая мировая), выступает свидетелем его брака, отпускает его к больной возлюбленной, даже когда на кону испытания нового самолета... Который должен - должен же! - полететь после стольких неудач...
Вообще, в этом мультфильме все герои очень приятные и в целом хорошие. Нет антагониста. Точнее, правильным будет сказать, что его нет в персонализированном виде - он есть в виде войны. Войны, которая превращает творчество в разрушение, сеет смерть там, где должно быть чудо жизни и любви. И это дело рук - и умов - человеческих. Но точно так же поступает и стихия, точно так же опрокидывает судьбы, ломает, сжигает, обращает в прах мечты, надежды и целые жизни. И точно так же поступает болезнь, без разбора поражая и юных, и зрелых, и добрых, и нет, и любимых, и любящих, и, конечно, тех, кто заслуживает жить долго и счастливо... Поэтому- «Крепчает ветер!.. Значит, жить пытайся!»
На мой взгляд, именно эту мысль в первую очередь доносит Миядзаки в своем мультипликационном фильме. Эту и то, что творческий путь лежит через огромное количество неудач, единственное избавление от которых - пытаться снова и снова, вставать, отряхиваться и начинать сначала, до тех пор, пока твоя птица не взмоет в небо, расправив крылья.
Думаю, каждому представителю творческой профессии «Ветер крепчает» попадает в самое сердце и, в общем и целом, не нуждается в пояснениях. У нас с мужем, во всяком случае, было так. Очень сильный мультфильм, очень хороший. А еще в этом фильме замечательная музыка. Хотя поначалу и удивляет, что она такая итальянская. Но потом в сюжете появляется Капрони, и вопросов не остается. Другими словами, рекомендую к просмотру - вне зависимости от любви к другим творениям Миядзаки.
Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, обсуждению и подписке на канал!