Чай бабка Фёкла пить любила. Нет. Не просто любила. Уважала! Без него день не начинала.
- В хорошем чае - сила великая. Попил с утреца чашку-другую, с пирогом аль просто с хлебушком - на весь день настрой на работу и благодать Божия.
На плите в доме всегда стоял огромный эмалированный чайник с водой. Когда печь топилась, там бурлил кипяток. Но не будешь же её кочегарить день- деньской: дома тогда духота неимоверная да и дров не напасешься. А летом как чаёк вскипятить? Только утром, когда на день обед готовишь. А потом уж только на плитке электрической.
- Это ж сколь свету сожжёшь, пока эдакую громадину нагреешь, - сокрушалась бабушка. И зачастую, в целях экономии электроэнергии, она кипятила для себя чай в маленькой кастрюльке, приговаривая каждый раз:
- Разве ж то чай. Просто вода с заваркой и только. Не то, что ране...Вот тады был чай!
И так каждый день. Одно и то же - вот ране...чай...не то, что теперича.
Для Соньки чай да чай. Ну вкусно, конечно, коль с бабкиными травками, или ещё вкуснее, если с конфетой или печеньем, на худой конец, просто с сахаром. Куда больше любили ребятишки какао, кисель, или ещё лучше, компот из сухофруктов. И напиток, и закуска - два в одном. Сухофруктов наешься, а потом ещё и косточки можно молотком побить и дообедать вкусными ядрышками. А тут какой-то чай! Без чая жить можно!
Только однажды, слушая ворчанье бабки, Сонька спросила:
- Баб, а что это за чай-то особый был у вас раньше? Он правда был такой вкусный? Почему?
-Отеля вам знать теперича. Ведерный самовар раздували да кажНый вечер по воскресеньям чаи гоняли. Только угольев подбрасывали и сапогом жар поддавали.
Тут уж и отец подключился.
- Помню, помню такой самовар. В детстве тоже раз-другой довелось из него чай пить. Не скажу, что особо отличался, но всё ж другой вкус почему-то. То ли от того, что углями разжигали, то ли потому, что сапогом поддували, то ли потому что в семье нашей особо не чаёвничали, а тут соседи угощали. На халяву-то и уксус сладок.
- А как это сапогом, пап? - не преминула поинтересоваться любопытная Сонька.
Отец от подробной инструкции по использованию старинного самовара отказался:
- Я тогда пацаном был ещё. Дома у нас чаи не особо пили. Шесть ртов только ребятни. Матери не до чаёв было. Отец вечером пил, конечно. После работы и ужина крепкий заваривал в своём котелке, но нам оттуда мало перепадало. А такой самовар с сапогом я у соседей видел. Они меня и угощали чайком. Бабушку пытайтесь. Она должна знать.
- А там многого знать и не надобно. Заливали целое ведро воды, растапливали печурку внизу. Жгли веточки разные да щепу, котора без дела валялась, а сапогом дых поддавали, чтобы горело лучше. Поди ж ты такую прорву воды вскипяти. Ну чай в нём особый был, право слово.
На том разговоры о старинных чаепитиях и заканчивались. Бабка горько вздыхала, отец усмехался, а Сонька мечтала и мечтала попить настоящий чай из ведёрного старого самовара. Так мечта её мечтой и бы и осталась, если бы...не Санька.
Однажды он появился в воротах дома, пыхтя и кряхтя от натуги. Мальчишка на своих плечах волок огроменный самоварище - чудо-чудное, диво-дивное.
-И откель ты спроворил такея чудо-то? - всплеснула руками удивлённая бабушка, - тута поболе ведра-то будеть. У нас даже такого великана не было.
-Это Шитиковы хлам из сарая выбрасывали. Хотели на помойку его, а я себе попросил забрать. Они разрешили - всё равно не нужен.
И поселился теперь этот чудо-самовар возле баньки, по навесом. Сонька теперь время от времени ныла, упрашивая то бабку, то отца:
-Ну, когда же? Когда чай пить из самовара станем?
Никто из старших чаёвничать в ближайшее время не собирался. Самовар так и оставался не востребованным и жил на улице.
***
В один из тёплых майских деньков, когда ещё не лето, но уже и не весна досужая девчонка осталась дома за хозяйку. Бабка убралась на дневное гостевание к старшему сынку, родители - на работу. Сонька управила всю заданную ею работу по дому, вышла на крылечко, вдохнула сладкий аромат цветущей черёмухи и решилась...
Она вытащила из баньки оцинкованную ванну, притащила тряпку, которой посуду мыли и пачку пищевой соды. С большим трудом затянула самоварище в ту самую ванну.
Моем, моем трубочиста
Чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет-будет трубочист
Чист-чист-чист, -
напевала она, очищая посудину от вековой грязи.
На самоварных боках вскоре обнаружились какие-то выдавленные медали, заблестела корона сверху. Кто думает, что это была легкая работа, тот никогда не чистил старую, обожжённую открытым огнём посуду. Самовар становился блестящим и сияющим, а Сонька, наоборот, похожей на тот самый самовар, замызганный и чёрный от копоти.
Рядом суетился Андрейка: то тряпку подаст, то соды сыпанёт, то воды тёпленькой из баньки, вчера протопленной, притащит. Помощник старался, поэтому Санька, вернувшийся из очередного забега домой, увидел брата и сестру в таком виде, что покатился со смеху:
-Вы эту грязь с самовара всю на себя перетащили. Будто кочегары теперь. Чумазенькие.
Сестра рассердилась на Саньку и буркнула:
- Ты чего ржёшь, ровно лошадь. Помоги лучше. Сейчас разжигать станем.
И стали. Санька с удовольствием стал помогать. Зарядили самоварное поддувало сухими щепками из сарая, залили внутрь почти ведро воды-решили, что полный не надо, так как закипать долго будет. Тут уж руководил именно Санёк, как самый из всех опытный истопник. Он же обнаружил дома старый отцовский кирзовый сапог и водрузил его на самоварную поддувало сверху. Этот царский самоварище с сапогом вместо короны выглядел так уморительно, что ребятишки, поглядывая на него, то и дело прыскали со смеху.
А вода не кипела и совсем не грелась. Дым зато валил столбом, щепки внутри топки трещали, иногда занимались весёлым огоньком, а потом снова гасли. Стоя на табуретке, Санька пытался сверху раздувать тягу сапогом, но получалось что-то не очень. Угли пыхали, разгорались, быстро тухли, их снова поджигали при помощи бересты. Все ждали чай из старинного самовара. Вот-вот вода должна была закипеть, но что-то дело двигалось медленно. Щепки из сарая Андрейка уже таскал в ведре. Они вроде и горели, но вода не становилась теплее. Но упорство же города берёт. Бригада работала - самовар дымил, обещая вкусный и пахучий чай.
Идиллию нарушил ворвавшийся во двор отец, который, возвращаясь с работы, увидел клубы дыма из собственного двора:
-Что вы тут творите? Пожар устроить захотели? - ругался он на своих отпрысков.
Самовар решил, что с него на сегодня приключений хватит: из его закопчённых боков тоненькими струйками брызнула так и не закипевшая вода. Она заливала горящие дрова, всё вокруг шипело, стонало, плакало. А рядом стояла чумазая троица так и не вкусившая чайку. Сонька чуть не ревела.
Отец затушил топку, вылил из самовара воду. Глянул на дырявый самовар и изрёк:
-Ремонту не подлежит.
Сонькина мечта так и осталась мечтой. Не попила девчонка чайку из старинного самовара.
***
Тут явились и бабка с матерью. Пришлось греть воду в бане и отмывать ребятишек. Вернее, мылись-то они сами под чутким контролем мамы, которая начинала причитать время от времени:
-И что ж вы придумали-то такое? Ведь полдеревни так спалить можно. Соня, но ты же взрослая девочка. Надоумила бы братьев-то, что так делать нельзя.
Санька и Андрюшка молчали, не выдавая, что затейницей этого переполоха сегодня была именно Сонька.
Только отец, поглядывая на дочку, тихонько усмехался - он-то всё понимал.
***
На том история не кончилась. Продолжилась в тот же майский вечерок.
Кирпич на кирпич, рядом ещё парочка - получилась крохотная печурка. Её отец соорудил прямо во дворе. Вот уж и огонёк горит в ней. И чайник с плиты переехал на эту самодельную плиту. Бабка своих травок для заварки вынесла. Чудо-чудное! Вода закипела быстро (точно, папка волшебное слово знает).
Мама выдала каждому по кружке эмалированной. Пили пахнущий дымком чай прямо тут же, на крылечке.
-Утром - чай, в обед - чаёк, вечером - чаище, - приговаривал главный волшебник.
Чай под звёздным небом, пахнущий костром и черёмуховым цветом то ли от бабкиных травок, то ли от деревьев, цветущих за околицей, остался с Сонькой навсегда - один из самых счастливых в её жизни.
***
А старый и заслуженный самоварище отправился в металлом, зачтя Санькиному классу, минимум, с десяток кило.
Сейчас бы его в музей сдали.
А через месяц в доме появился скучный электрический самовар, из которого пили чай только по праздникам, а баба Фёкла опять ворчала:
- Разве ж то чай. Просто вода с заваркой и только. Не то, что ране...Вот тады был чай...
Кто ещё не читал о приключениях Соньки и Саньки, подписывайтесь на канал и знакомьтесь со сборником "Неслухи"
Продолжение рассказов о Соньке и Саньке в подборке "Другое детство" и новая подборка "От судьбы не уйдёшь"
Для связи и сотрудничества: svekrupskaya@yandex.ru
Грубость, ненормативная лексика на канале запрещены.
Теперь меня можно поддержать донатами.
Буду благодарна за поддержку канала и оценку моего творчества. Благодарю всех, кто остаётся со мной и читает мои незамысловатые творения))) Простите, что редко публикую рассказы теперь.
Внизу рука с сердечком. Это Дзен придумал донаты - благодарность за наше творчество от вас, мои дорогие читатели.
Можно кликнуть на ссылку и ...кто сколько может!)))
https://dzen.ru/19696576?donate=true