Артур Видал Дил (Arthur Vidal Diehl, 1870-1929) - англо-американский художник-пейзажист, представитель постимпрессионизма, работы которого не очень известны у нас, но популярны за рубежом и успешно продаются на аукционах.
Дил и мейнстрим
Обычное творчество Дила не привлекло бы моего пристального внимания - оно качественно, но вполне обычно. Таких художников, в общем, найдется немало. Картины очень профессиональные, симпатичные, чувствуется собственный взгляд и почерк, однако тематика - скорее салонная, чем претендующая на своеобразие. Она вращается вокруг морских пейзажей (с кораблями или без них), итальянских сюжетов (Венеция и другие города, залитые южным солнцем), иногда - деревенские сценки, реже - портреты.
Такие работы делались Дилом очень быстро и в больших количествах; они хорошо продавались, поскольку любая из них могла служить украшением интерьера, не вызывая упреков владельцу в отсутствии художественного вкуса.
Однако Дил действительно любил природу, тонко чувствовал атмосферу пространства, переливы света и цвета. Чаще всего необычные решения присутствуют в картинах, изображающих сумеречные и ночные пейзажи.
Исключение из правил
Единственная картина Дила, которая резко выбивается из этого ряда салонных пейзажей - "Сатурн", или, в других публикациях, Cosmic Salvation ("Космическое спасение"), созданная в 1920 году. Работа подписана и датирована художником, однако название, вероятно, не авторское, иначе не было бы разночтений.
Вещь красивая, но совершенно загадочная. И разгадки в интернете я не нашла. Народ просто делает перепосты красивой картины и ставит лайки, не пытаясь вникнуть в суть.
Но я-то, как ни крути, доктор искусствоведения, даже если моя сфера занятий - история музыки, а не изобразительного искусства. Впрочем, исследовательская методика у нас общая.
Искусствоведение - это не "блаблабла" вокруг да около, а конкретика. Что, где, когда. И почему так, а не иначе. С авторством, датировкой и провенансом картины Дила проблем нет. Проблема в определении сюжета. Он категорически не вписывается в тренды творчества именно этого художника. Я просмотрела массу картинок с аукционов и из других интернет-источников, и почти никаких аналогов "сатурнианской" картине в творчестве Дила не нашла.
Что не так:
- Сам сюжет. Для Дила он абсолютно не типичен. Я недаром тут привела "Лунный свет" - там нет ничего сверхъестественного, это постимпрессионизм, а не мистический космизм.
- Формат картины. Опять же, я недаром привела фото музейной экспозиции в доме Дила с выставкой на стенах. Для него не очень типичны вытянутые по вертикали композиции (на фото такая - только одна, с высоким деревом). Норма - уравновешенные прямоугольные работы, которые удобно вешать на стену и которые могут соседствовать с другими примерно такими же картинами.
Если поискать еще, то можно найти и другие картины Дила в таком формате, но по стилистике они отличаются от этой и не могли бы составить ей пару. Вешать их рядом нельзя - это разные миры.
- Колорит. Он тоже отличается от типичных работ Дила своей сумрачной мглистой гаммой. Конечно, трудно судить только по репродукциям, но в целом ясно, что эта картина - не такая, как большинство других, даже если на тех изображены сумерки или ночь (выше показаны два таких образца). Дил - художник скорее "дневной", "солнечный", даже если солнце в его работах напрямую не присутствует (Луна может тоже светить очень ярко).
- Сюжет. Явно мистический. Насколько можно понять по картинам Дила, представленным в сети, мистицизм ему был не свойствен. Иначе дело не ограничилось бы только одной работой. Из доступных мне биографических сведений о художнике тоже никак не вытекает увлечение мистицизмом или космизмом.
Впрочем... Мне удалось наткнуться в сети на очень мелкое воспроизведение еще одной картины Дила в том же формате и духе, датированной 1925 годом. Но, поскольку источник изображения - не музей и не аукционный дом, где обязательно сообщают подробности о материале и провенансе, то загадка остается загадкой. Ни названия, ни места хранения картины. Ясно лишь одно: высшие силы спасают душу красивой молодой девушки и увлекают ее в светоносные сферы.
Могли ли эти картины, с Сатурном и со светоносным ангелом, составлять единое целое?.. Думаю, да, могли бы. Но никаких сведений о замысле художника отыскать не удалось.
Иллюстрация - к чему?
Особенности картины с Сатурном и наличие как минимум двух картин Дила с мистическими сюжетами наводят на мысль о том, что они могли быть иллюстрациями к какому-то литературному произведению.
Как раз для иллюстраций подобный формат довольно типичен, да и сюжеты о вознесении души в рай или в космос провоцируют художников на вертикальные композиции.
Но, если Дил иллюстрировал, то что именно?
На этот вопрос ответить трудно: мы плохо знаем американскую "матчасть". Чем увлекались образованные и состоятельные американцы в первые десятилетия 20 века, можно лишь строить догадки - культура была весьма пестрой, моды быстро менялись, вкусы тоже разнились.
Картины могли быть заказаны той самой семьей Симпсон, у которой хранилась работа с Сатурном (у кого хранилась или хранится вторая, сведений найти не удалось).
Поскольку работа выполнена на доске, это не книжная иллюстрация, которую обычно делают на бумаге. Однако сюжет стоит поискать именно в литературе, причем фантастической - той, в которой упоминается Сатурн.
Ну что же, Википедия в помощь (естественно, англоязычная). Тема: Сатурн в культуре и в литературе.
"Микромегаса" Вольтера отметаем сразу. Точно не то. Далее следуют книги, изданные в США в конце 19 века. Это в принципе подходит.
Не скажу, что я прочитала всё, на что ссылается статья. Но кое-что в сети есть. И даже подробно читать это нет смысла, можно просто пролистать.
Астор и его космическая метазифика
Не скажу, что сделала прямо-таки открытие, но сколько-то внятная гипотеза у меня появилась.
Джон Джекоб Астор (1864-1912) - американский магнат и писатель, погибший при катастрофе "Титаника". Один из богатейших людей своего времени. Его смерть вызвала в Америке громкий резонанс; сообщения о крушении лайнера сопровождались фотографиями семьи Астора на первых страницах газет.
В 1894 году этот самый Астор опубликовал фантастический роман "Путешествие в другие миры", который с тех пор неоднократно переиздавался. На обложках некоторых изданий - Сатурн во всей красе.
Факсимиле первого издания доступно в сети (сайт интернет-архив).
О чем книга?
Действие происходит в 2000 году. Космический корабль "Калипсо" (он на иллюстрации!) с сугубо мужским экипажем направляется к Сатурну и Юпитеру. Двигатель работает на антигравитационной энергии, что бы это ни значило в представлениях Астора. Фантазия писателя безудержна.
На Юпитере у него растут джунгли, причем некоторые растения плотоядны, а фауна изобилует летучими мышами-вампирами, огромными змеями, мастодонтами и летучими ящерицами.
Сатурн - тихая пустынная планета с твердой поверхностью (ага!). Однако обитатели там имеются. Это - духи усопших людей. И они-то вступают в контакт с путешественниками, открывая им картины прошлого и будущего (включая обстоятельства их предстоящих смертей).
Вот тут процветает самая настоящая мистика. Астор был верующим человеком, и его сатурнианские духи проповедуют доктрину, близкую к христианству.
Сатурн - это не рай, а скорее Чистилище, однако никаких душевных мучений его обитатели не испытывают. Как говорится о Мастере в романе Булгакова, "он не заслужил Свет, он заслужил Покой". Примерно так обстоит дело и тут.
Иллюстрации к первому изданию романа Астора выполнил Дэн (Дэниел) Бирд (Daniel Carter Beard, 1850-1941) - известный тогда книжный художник и основатель движения бойскаутов.
Кстати, обратим внимание на формат. Очень похоже на формат картины Дила.
Эпизоды романа
На Сатурне один из героев романа по фамилии, которую я рискну передать как Айролт (Ayrault - фамилия явно французская, и тогда должна бы читаться как Эро) встречает сначала некоего безымянного духа, который объясняет ему положение дел на этой планете.
Кроме того, он встречает дух своей первой любви - девушки Сильвии, с которой расстался в юности, а потом она умерла. Выясняется, что Сильвия очень любила его, и в его душе эта любовь тоже жива.
Все эти духовидческие встречи происходят в зачарованном сне или полусне, однако герой убежден в их истинности.
Всему приходит конец, и "Калипсо" благополучно покидает Сатурн и возвращается на Землю, что и показано в соответствующей иллюстрации.
Вот у меня и возникла гипотеза о том, что загадочная картина Дила (или даже две картины, если они составляли диптих) могла быть связана с сюжетом этого романа.
Аргументы:
- Известность Астора, в том числе после его трагической гибели и популярность его романа в Америке
- Сюжет с душами усопших на Сатурне - не вполне тривиальный для приключенческой фантастики, однако присутствовавший в европейской поэзии 19 века (у Гюго на Сатурне живут "химеры и дурманы", то есть зловещие призраки).
- Присутствие на картине юноши и девушки, причем именно девушка увлекает юношу, пребывающего в полусне, в мир Сатурна
- Формат картины, напоминающий книжную иллюстрацию, хотя это именно картина, а не графическая работа
Повторяю еще раз: высказана только гипотеза, в которой я не могу быть уверена за отсутствием надежных подтверждающих материалов.
Но иногда ведь гипотеза - это лучше, чем полное отсутствие объяснений.
--
В моих фантастических романах мистика и магия отсутствуют, либо же то, что кажется ими, получает рациональное объяснение. И, разумеется, никакие духи на Сатурне не обитают.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.
Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.
Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице" - пока только на Автор.тудей, зато даром.