Найти в Дзене
Наука и фантастика

Потусторонний Сатурн: загадочная картина Артура Дила

Артур Видал Дил (Arthur Vidal Diehl, 1870-1929) - англо-американский художник-пейзажист, представитель постимпрессионизма, работы которого не очень известны у нас, но популярны за рубежом и успешно продаются на аукционах. Обычное творчество Дила не привлекло бы моего пристального внимания - оно качественно, но вполне обычно. Таких художников, в общем, найдется немало. Картины очень профессиональные, симпатичные, чувствуется собственный взгляд и почерк, однако тематика - скорее салонная, чем претендующая на своеобразие. Она вращается вокруг морских пейзажей (с кораблями или без них), итальянских сюжетов (Венеция и другие города, залитые южным солнцем), иногда - деревенские сценки, реже - портреты. Такие работы делались Дилом очень быстро и в больших количествах; они хорошо продавались, поскольку любая из них могла служить украшением интерьера, не вызывая упреков владельцу в отсутствии художественного вкуса. Однако Дил действительно любил природу, тонко чувствовал атмосферу пространст
Оглавление

Фрагмент картины Дила
Фрагмент картины Дила

Артур Видал Дил (Arthur Vidal Diehl, 1870-1929) - англо-американский художник-пейзажист, представитель постимпрессионизма, работы которого не очень известны у нас, но популярны за рубежом и успешно продаются на аукционах.

Дил в своей студии. Фото отсюда: https://provincetownindependent.org/arts-minds/2024/05/29/arthur-v-diehls-restless-imagination/
Дил в своей студии. Фото отсюда: https://provincetownindependent.org/arts-minds/2024/05/29/arthur-v-diehls-restless-imagination/

Дил и мейнстрим

Обычное творчество Дила не привлекло бы моего пристального внимания - оно качественно, но вполне обычно. Таких художников, в общем, найдется немало. Картины очень профессиональные, симпатичные, чувствуется собственный взгляд и почерк, однако тематика - скорее салонная, чем претендующая на своеобразие. Она вращается вокруг морских пейзажей (с кораблями или без них), итальянских сюжетов (Венеция и другие города, залитые южным солнцем), иногда - деревенские сценки, реже - портреты.

Музей Дила в Провинстауне. Фото оттуда же, откуда предыдущее. На стенах - коллекция его картин.
Музей Дила в Провинстауне. Фото оттуда же, откуда предыдущее. На стенах - коллекция его картин.

Такие работы делались Дилом очень быстро и в больших количествах; они хорошо продавались, поскольку любая из них могла служить украшением интерьера, не вызывая упреков владельцу в отсутствии художественного вкуса.

Дил. Венецианский пейзаж.
Дил. Венецианский пейзаж.

Однако Дил действительно любил природу, тонко чувствовал атмосферу пространства, переливы света и цвета. Чаще всего необычные решения присутствуют в картинах, изображающих сумеречные и ночные пейзажи.

Дил. Лодки в доке.
Дил. Лодки в доке.
Дил. Лунный свет. 1911.
Дил. Лунный свет. 1911.

Исключение из правил

Единственная картина Дила, которая резко выбивается из этого ряда салонных пейзажей - "Сатурн", или, в других публикациях, Cosmic Salvation ("Космическое спасение"), созданная в 1920 году. Работа подписана и датирована художником, однако название, вероятно, не авторское, иначе не было бы разночтений.

Дил. Сатурн. Фото с сайта аукциона invaluable.com (2012). Провенанс: коллекция семьи Симпсон в Провинстауне, штат Массачуссетс. Материал: oil on fiberboard - "масло на древесноволокнистой доске"
Дил. Сатурн. Фото с сайта аукциона invaluable.com (2012). Провенанс: коллекция семьи Симпсон в Провинстауне, штат Массачуссетс. Материал: oil on fiberboard - "масло на древесноволокнистой доске"

Вещь красивая, но совершенно загадочная. И разгадки в интернете я не нашла. Народ просто делает перепосты красивой картины и ставит лайки, не пытаясь вникнуть в суть.

Но я-то, как ни крути, доктор искусствоведения, даже если моя сфера занятий - история музыки, а не изобразительного искусства. Впрочем, исследовательская методика у нас общая.

Искусствоведение - это не "блаблабла" вокруг да около, а конкретика. Что, где, когда. И почему так, а не иначе. С авторством, датировкой и провенансом картины Дила проблем нет. Проблема в определении сюжета. Он категорически не вписывается в тренды творчества именно этого художника. Я просмотрела массу картинок с аукционов и из других интернет-источников, и почти никаких аналогов "сатурнианской" картине в творчестве Дила не нашла.

Что не так:

  • Сам сюжет. Для Дила он абсолютно не типичен. Я недаром тут привела "Лунный свет" - там нет ничего сверхъестественного, это постимпрессионизм, а не мистический космизм.
  • Формат картины. Опять же, я недаром привела фото музейной экспозиции в доме Дила с выставкой на стенах. Для него не очень типичны вытянутые по вертикали композиции (на фото такая - только одна, с высоким деревом). Норма - уравновешенные прямоугольные работы, которые удобно вешать на стену и которые могут соседствовать с другими примерно такими же картинами.

Если поискать еще, то можно найти и другие картины Дила в таком формате, но по стилистике они отличаются от этой и не могли бы составить ей пару. Вешать их рядом нельзя - это разные миры.

Дил. Венецианский пейзаж. https://www.artrenewal.org/artworks/arthur-diehl/venice-cityscape/100583
Дил. Венецианский пейзаж. https://www.artrenewal.org/artworks/arthur-diehl/venice-cityscape/100583
  • Колорит. Он тоже отличается от типичных работ Дила своей сумрачной мглистой гаммой. Конечно, трудно судить только по репродукциям, но в целом ясно, что эта картина - не такая, как большинство других, даже если на тех изображены сумерки или ночь (выше показаны два таких образца). Дил - художник скорее "дневной", "солнечный", даже если солнце в его работах напрямую не присутствует (Луна может тоже светить очень ярко).
  • Сюжет. Явно мистический. Насколько можно понять по картинам Дила, представленным в сети, мистицизм ему был не свойствен. Иначе дело не ограничилось бы только одной работой. Из доступных мне биографических сведений о художнике тоже никак не вытекает увлечение мистицизмом или космизмом.

Впрочем... Мне удалось наткнуться в сети на очень мелкое воспроизведение еще одной картины Дила в том же формате и духе, датированной 1925 годом. Но, поскольку источник изображения - не музей и не аукционный дом, где обязательно сообщают подробности о материале и провенансе, то загадка остается загадкой. Ни названия, ни места хранения картины. Ясно лишь одно: высшие силы спасают душу красивой молодой девушки и увлекают ее в светоносные сферы.

Дил. Работа 1925 года.
Дил. Работа 1925 года.

Могли ли эти картины, с Сатурном и со светоносным ангелом, составлять единое целое?.. Думаю, да, могли бы. Но никаких сведений о замысле художника отыскать не удалось.

Иллюстрация - к чему?

Особенности картины с Сатурном и наличие как минимум двух картин Дила с мистическими сюжетами наводят на мысль о том, что они могли быть иллюстрациями к какому-то литературному произведению.

Как раз для иллюстраций подобный формат довольно типичен, да и сюжеты о вознесении души в рай или в космос провоцируют художников на вертикальные композиции.

Михаил Врубель. Иллюстрация к "Демону" Лермонтова.
Михаил Врубель. Иллюстрация к "Демону" Лермонтова.

Но, если Дил иллюстрировал, то что именно?

На этот вопрос ответить трудно: мы плохо знаем американскую "матчасть". Чем увлекались образованные и состоятельные американцы в первые десятилетия 20 века, можно лишь строить догадки - культура была весьма пестрой, моды быстро менялись, вкусы тоже разнились.

Картины могли быть заказаны той самой семьей Симпсон, у которой хранилась работа с Сатурном (у кого хранилась или хранится вторая, сведений найти не удалось).

Поскольку работа выполнена на доске, это не книжная иллюстрация, которую обычно делают на бумаге. Однако сюжет стоит поискать именно в литературе, причем фантастической - той, в которой упоминается Сатурн.

Ну что же, Википедия в помощь (естественно, англоязычная). Тема: Сатурн в культуре и в литературе.

"Микромегаса" Вольтера отметаем сразу. Точно не то. Далее следуют книги, изданные в США в конце 19 века. Это в принципе подходит.

Не скажу, что я прочитала всё, на что ссылается статья. Но кое-что в сети есть. И даже подробно читать это нет смысла, можно просто пролистать.

Астор и его космическая метазифика

Не скажу, что сделала прямо-таки открытие, но сколько-то внятная гипотеза у меня появилась.

Джон Джекоб Астор (1864-1912) - американский магнат и писатель, погибший при катастрофе "Титаника". Один из богатейших людей своего времени. Его смерть вызвала в Америке громкий резонанс; сообщения о крушении лайнера сопровождались фотографиями семьи Астора на первых страницах газет.

Страница газеты. Слева - фотографии жены Астора и его самого. С ними были также слуги и собака. Беременная жена, ее служанка и няня спаслись на шлюпке, Астор со своим слугой погиб.
Страница газеты. Слева - фотографии жены Астора и его самого. С ними были также слуги и собака. Беременная жена, ее служанка и няня спаслись на шлюпке, Астор со своим слугой погиб.

В 1894 году этот самый Астор опубликовал фантастический роман "Путешествие в другие миры", который с тех пор неоднократно переиздавался. На обложках некоторых изданий - Сатурн во всей красе.

Обложка одного из современных изданий.
Обложка одного из современных изданий.

Факсимиле первого издания доступно в сети (сайт интернет-архив).

Разворот с титульным листом, первое издание.
Разворот с титульным листом, первое издание.

О чем книга?

Действие происходит в 2000 году. Космический корабль "Калипсо" (он на иллюстрации!) с сугубо мужским экипажем направляется к Сатурну и Юпитеру. Двигатель работает на антигравитационной энергии, что бы это ни значило в представлениях Астора. Фантазия писателя безудержна.

На Юпитере у него растут джунгли, причем некоторые растения плотоядны, а фауна изобилует летучими мышами-вампирами, огромными змеями, мастодонтами и летучими ящерицами.

Сатурн - тихая пустынная планета с твердой поверхностью (ага!). Однако обитатели там имеются. Это - духи усопших людей. И они-то вступают в контакт с путешественниками, открывая им картины прошлого и будущего (включая обстоятельства их предстоящих смертей).

Вот тут процветает самая настоящая мистика. Астор был верующим человеком, и его сатурнианские духи проповедуют доктрину, близкую к христианству.

Сатурн - это не рай, а скорее Чистилище, однако никаких душевных мучений его обитатели не испытывают. Как говорится о Мастере в романе Булгакова, "он не заслужил Свет, он заслужил Покой". Примерно так обстоит дело и тут.

Иллюстрации к первому изданию романа Астора выполнил Дэн (Дэниел) Бирд (Daniel Carter Beard, 1850-1941) - известный тогда книжный художник и основатель движения бойскаутов.

Иллюстрация Бирда к сатурнианской главе.
Иллюстрация Бирда к сатурнианской главе.

Кстати, обратим внимание на формат. Очень похоже на формат картины Дила.

Эпизоды романа

На Сатурне один из героев романа по фамилии, которую я рискну передать как Айролт (Ayrault - фамилия явно французская, и тогда должна бы читаться как Эро) встречает сначала некоего безымянного духа, который объясняет ему положение дел на этой планете.

Страницы романа Астора.
Страницы романа Астора.

Кроме того, он встречает дух своей первой любви - девушки Сильвии, с которой расстался в юности, а потом она умерла. Выясняется, что Сильвия очень любила его, и в его душе эта любовь тоже жива.

Все эти духовидческие встречи происходят в зачарованном сне или полусне, однако герой убежден в их истинности.

Всему приходит конец, и "Калипсо" благополучно покидает Сатурн и возвращается на Землю, что и показано в соответствующей иллюстрации.

Возвращение. Страница романа и иллюстрация.
Возвращение. Страница романа и иллюстрация.

Вот у меня и возникла гипотеза о том, что загадочная картина Дила (или даже две картины, если они составляли диптих) могла быть связана с сюжетом этого романа.

Аргументы:

  • Известность Астора, в том числе после его трагической гибели и популярность его романа в Америке
  • Сюжет с душами усопших на Сатурне - не вполне тривиальный для приключенческой фантастики, однако присутствовавший в европейской поэзии 19 века (у Гюго на Сатурне живут "химеры и дурманы", то есть зловещие призраки).
  • Присутствие на картине юноши и девушки, причем именно девушка увлекает юношу, пребывающего в полусне, в мир Сатурна
  • Формат картины, напоминающий книжную иллюстрацию, хотя это именно картина, а не графическая работа

Повторяю еще раз: высказана только гипотеза, в которой я не могу быть уверена за отсутствием надежных подтверждающих материалов.

Но иногда ведь гипотеза - это лучше, чем полное отсутствие объяснений.

--

В моих фантастических романах мистика и магия отсутствуют, либо же то, что кажется ими, получает рациональное объяснение. И, разумеется, никакие духи на Сатурне не обитают.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.

Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице" - пока только на Автор.тудей, зато даром.