Найти в Дзене

История искусства: Салонное искусство. Пример для подражания

Добрый день, уважаемые читатели! Знаменитые, богатые, почитаемые при жизни, многие художники XIX века постепенно отодвинулись в уничижающее забвение. Как это произошло с салонным искусством Франции XIX века? XIX век - теперь говорят о «помпезном искусстве», у всех на устах мифологические сцены и археологические новости; говорят об «академическом искусстве», поскольку Академия определяет жюри и отбирает участников; об «официальном искусстве», наконец, так как во Франции государство покупает - очень дорого - произведения искусства для награждений и делает заказы для художественного оформления публичных мест. Эти приобретения пополняют коллекции музея де Люксембург в Люксембургском дворце (коллекция ведет начало с 1818 года; составила основу коллекции Центра Помпиду, которая уступает лишь Музею современного искусства в Нью-Йорке). На протяжении 1960-х годов, в период благоприятной экономической ситуации эти произведения возвращаются на рынок, затем в актуальность. В 1974 году выставки «Д
Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Знаменитые, богатые, почитаемые при жизни, многие художники XIX века постепенно отодвинулись в уничижающее забвение. Как это произошло с салонным искусством Франции XIX века?

XIX век - теперь говорят о «помпезном искусстве», у всех на устах мифологические сцены и археологические новости; говорят об «академическом искусстве», поскольку Академия определяет жюри и отбирает участников; об «официальном искусстве», наконец, так как во Франции государство покупает - очень дорого - произведения искусства для награждений и делает заказы для художественного оформления публичных мест. Эти приобретения пополняют коллекции музея де Люксембург в Люксембургском дворце (коллекция ведет начало с 1818 года; составила основу коллекции Центра Помпиду, которая уступает лишь Музею современного искусства в Нью-Йорке).

Жан-Леон Жером, Заклинатель змей, 1870
Жан-Леон Жером, Заклинатель змей, 1870

Спор, остающийся открытым

На протяжении 1960-х годов, в период благоприятной экономической ситуации эти произведения возвращаются на рынок, затем в актуальность. В 1974 году выставки «Двусмысленности» и «Музей де Люксембург в 1874 году» посвящают им обширную ретроспективу в Музее декоративных искусств в Париже. Разгорается полемика.

Жан-Поль Лоран, Смерть Катона
Жан-Поль Лоран, Смерть Катона

Безусловно, эти сюжеты мало трогают общество, называемое «индустриальным». Эстетические проблемы ставятся здесь лишь в свете прошлого периода и прогноза совершенно неизвестной функции искусства. Однако претендовать на то, чтобы смело стереть ее из памяти, привело бы к тоталитарной и саморазрушительной концепции истории. Салонная живопись, как и всякая другая, имеет право на оценку и свое место в общей истории.

Вильям Адольф Бугро, Вакханка, 1894
Вильям Адольф Бугро, Вакханка, 1894

Официальные французские художники

Леон Бонна (1833-1922)

Вильям Бугро (1825-1905)

Александр Кабанель (1824-1888)

Каролюс-Дюран (1837-1917)

Фернан Кормон (1845-1924)

Эдуард Детай (1848-1912)

Жан Леон Жером (1824-1904)

Жан-Поль Лоран (1838-1921)

Эрнест Мессонье ( 1815-1891)

Каролюс-Дюран, Поцелуй
Каролюс-Дюран, Поцелуй

Известные произведения

РИМЛЯНЕ В ПЕРИОД УПАДКА

Тома Кутюр, 1847

Тома Кутюр, Римляне в период упадка, 1847
Тома Кутюр, Римляне в период упадка, 1847

Неоклассицизм взял за образец римскую античность, используя отрабатываемый сюжет в качестве намека на те или иные современные явления. Возможно, произведение Кутюра имеет своих адресатов накануне революции 1789 года. Композиция объединяет множество фигур из знаменитых произведений, античных или современных. На большом полотне разворачивается действо, заставляющее вспомнить сценографию Веронезе («Брак в Кане Галилейской»). Библейская сцена превращается в разгул, движение в жестикуляцию, роскошный колоризм в раскрашивание.

ШАРЛОТТА КОРДЕ

Поль Бодри, 1861

Поль Бодри, Шарлотта Корде, 1861
Поль Бодри, Шарлотта Корде, 1861

Эклектическая живопись наполняет новым смыслом сюжеты канувших в лету времен. Картина Бодри опровергает «Смерть Марата», написанную Давидом. Убийца становится здесь героиней, гордо стоящей в театральной позе. Для Марата безмятежность уступает место предсмертным мукам, спартанский порядок - небрежности. Карта на стене напоминает, не без ностальгии, о былом величии Франции.

РОЛЛА

Анри Жерве, 1878

Анри Жерве, Ролла, 1878
Анри Жерве, Ролла, 1878

Граница межу художниками, признанными Школой, и теми, кого она отвергла, не была непроходимой: Сезанн восхищается Адольфом Монтичелли, он приезжает в Бугро списывать у Ренуара; Жерве друг Мане и Дега. По совету последнего, накануне Салона, Жерве дорисовывает эту картину, добавляя нагромождение женской одежды около кровати. Этот натюрморт немного скабрезного жанра (но красивая живопись) стал причиной того, что картину отклонило жюри, а вовсе не обнаженная женская натура, щедро выставленная напоказ.

ОДНАЖДЫ В ПЯТНИЦУ НА САЛОНЕ ФРАНЦУЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Жюль Александр Грюн, 1911

Жюль Александр Грюн, Однажды в пятницу на салоне французских художников, 1911
Жюль Александр Грюн, Однажды в пятницу на салоне французских художников, 1911

Проводя тотальный контроль на официальных выставках, начиная с их создания и вплоть до III Республики, государство в 1880 году принимает решение передать организацию самим художникам. В 1911 году два соперничающих общества устраивают салон «Общества французских художников» и салон Национального общества изящных искусств.

В самом деле, картина Грюна кажется странной для новаторского течения (кубизм в этот период уже достиг своей зрелости!). Но в ней, кроме хорошей фактуры, интерес представляют многочисленные документальные аспекты.

Пишите в комментариях, а как Вам салонное искусство? Кажется ли неживым и претенциозным?

Поддержать канал автору на мечту можно здесь:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

А еще больше эксклюзивного контента доступно по Премиум-подписке:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также:

Мастерская художника, Гюстав Курбе: Символы в реализме
Жизнь коротка, искусство вечно7 июля