Найти в Дзене
Зин Зивер

Александр Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву»: неразгаданные загадки всем известной книги

Оглавление

Александр Радищев получил блестящее образование и сделал удачную карьеру. Он был счастлив в друзьях и семейной жизни. И этот успешный человек поставил своё благополучие на карту, когда опубликовал свою знаменитую книгу.

«Путешествие из Петербурга в Москву»

Выход сочинения Радищева навсегда вписал имя автора в историю русской литературы. Но за эту славу он заплатил высокую цену. Карьера, здоровье, в конечном итоге – жизнь.

И оставил после себя загадки. Одна из них – сама книга. Литературоведы до сих пор не пришли к согласию: в каком жанре написано знаменитое произведение.

Потому что в этой небольшой книге можно увидеть приметы самых разных стилей и жанровых форм.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - путевые заметки

Литературное путешествие – жанр, популярный в XVIII столетии Пережив некоторые изменения, он дошёл до наших дней – в виде трэвел-блогов.

В этом жанре повествование ведётся от лица самого путешественника. Он рассказывает: куда едет, на чём и по какой дороги. В пути делает наблюдения – описывает пейзажи, архитектуру, рассматривает города и селения. Примечает бытовые сценки, выслушивает попутчиков, записывает истории тех, кого встретил в дороге.

Но главным героем литературного путешествия остаётся автор. Все впечатления, которыми он делится с читателями, необъективны. Поскольку автор в пути познаёт самого себя. И про себя самого рассказывает. Ни для кого не было секретом, что часть литературных путешествий – выдумка. Это вполне допускала тогдашняя литературная традиция.

Традиция, кстати, сохранилась до сих пор. Какой трэвел-блогер не любит приукрасить, преувеличить, перевернуть!

Если книга Радищева – литературное путешествия, то события, которые автор в ней описывает, могли и не происходить на самом деле. А были плодом его воображения.

Но автор отступил от канона путевых заметок. Он не описывал достопримечательностей. Не восхищался природными красотами. Не исследовал нравов и обычаев. Всё виденное в пути принимал близко к сердцу.

Фактически с путевыми заметками книгу Радищева роднит только название и оглавление: перечень населённых пунктов.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - личный дневник

Когда с книги сняли цензурные ограничения и допустили к печати, то жанр обозначили именно так: Личный дневник Александра Радищева.

Самого автора уже не было в живых, а семья настаивала, что «Путешествие…» - дневниковые записи, личные впечатления. События, что увидел автор, вызывают воспоминания и размышления.

Однако в произведении упоминаются также происшествия, свидетелем которых автор не был. И тема выходит за рамки личных впечатлений. Поэтому книгу нельзя отнести к жанру дневника.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - сентиментальное путешествие

Во времена Радищева просвещённая публика увлекалась сентиментализмом. Все зачитывались «Сентиментальным путешествием» английского писателя Лоренса Стерна.

Сентименталисты в качестве идеальной личности воспевали человека естественного: они считали, что каждый от рождения наделён достоинствами, главные из которых - чувствительность и естественная доброта. Человек есть создание природы, а значит, не может считаться хуже или лучше других из-за происхождения и принадлежности к социальному кругу.

Ещё одна черта, присущая произведениям сентименталистов – отступления и рассуждения, пищей для которых служит всё увиденное.

«Путешествие из Петербурга в Москву», несомненно, содержит черты путешествия сентиментального. Однако слишком велик в нём уровень гражданского пафоса. Сентименталист Лоренс Стерн глядел на мир с лёгкой долей иронии, отстранённо. Герой Радищева передвигается по стране, которую ощущает своей, он горячо переживает за страну, за каждого её жителя.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - памфлет

Книгу Радищева внимательно изучают специалисты по литературе. А ещё – по истории и теории журналистики. Как пример ранней русской публицистики.

Ещё современники усмотрели в ней черты социального памфлета. Жанр этот в отечественной традиции встречается редко, русские журналисты предпочитали фельетон.

Памфлет отличается обличительным характером, резкостью, едкой сатирой. Всё это в книге Радищева есть. Потому и разгневалась императрица Екатерина.

Но памфлет – текст, исполненный сарказма. А в строчках Радищева сквозят скорее боль и горечь. Есть в этой книге и кое-что ещё, кроме обличений и сожалений.

«Путешествие из Петербурга в Москву» - социальная утопия

Книга неоднородна. Разные главы написаны в разном ключе. Кроме строк, пронизанных обличительным пафосом и праведным негодованием гражданина, в книге есть также и глава «Хотилов», в которой представлена картина разумного мироустройства. Автор описывает детали счастливого быта, убеждает, что стране необходимы преобразования. И доказывает: можно приблизить всеобщее счастье, обеспечить всем достойное существование.

«Путешествие из Петербурга в Москву»: загадочный поступок Радищева

Главная книга Радищева до сих пор до конца не исследована.

-2

Но главная загадка – почему она вообще была написана и опубликована?

Почему успешный, умный человек, чиновник высокого ранга напечатал столь смелый текст?

Александр Николаевич Радищев не мог не понимать, какими последствиями обернётся для него отважный поступок – и всё же решился.

Но это – тема для отдельного разговора...