Я уже говорил в прошлой статье о том, что вера — это внутренний ресурс стрессоустойчивости.
Вера (религиозная и рациональная) как социокультурный феномен является неотъемлемым атрибутом индивидуального и общественного сознания, без которого ни действовать, ни полноценно познавать человек не может.
Потребностью человека в заботе, опеке, помощи, защите обусловлена религиозная вера (вера в сверхъестественное), которая компенсирует его бессилие перед реальностью.
Опыт же, знания, полученные человеком в процессе его развития и взросления, становятся основой для веры рациональной, веры в себя.
Религиозная вера и индивидуальная система верований личности имеют одинаково большое значение для сохранения себя в критических жизненных ситуациях.
Макс Планк по этому поводу говорил: «Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок естественных наук и Бога религии».
Религиозная вера означает отношение души человека к неизвестному и непознаваемому. Поскольку Создатель (Бог, Аллах, Мировой дух) непознаваем по своей сути, то постижение Его возможно только при помощи веры.
Бертран Рассел считал, что вера — это обязательный посредник между внешним миром, образом и идеей, он фиксировал внимание на интервале перехода от возможности к достоверности. То есть вера — это преобразователь умственной энергии в душевную и обратно.
Опосредованное действие разума на чувства (через веру) приводит к парадоксу: можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить.
Грановская Рада Михайловна пишет: «Когда у человека нет способности верить, его знания не становятся убеждением», он без внешнего принуждения, стимулирования не способен достичь своей цели, соответствовать своим ожиданиям.
Основоположник позитивной психотерапии Н. Пезешкиан рассматривает веру как одну из самых главных способностей человека. Мать воспитывает ребенка, не зная все его возможные способности, но верит в то, что они обязательно проявятся.
Слепоглухонемая Элен Келлер благодаря вере и терпению своей воспитательницы превратилась во всесторонне развитую личность.
Вера как жизненная позиция и ожидание чего-то по отношению к неизвестному явлению относится не только к неизвестному в нас самих, но и к непознаваемому в окружающей среде и непознаваемому во Вселенной, что определяется также понятием Бога.
Любая научная гипотеза тоже в определенном смысле представляет собой веру в существование определенных закономерностей.
Решение вопроса о вере экзистенциально для каждого человека.
Известный детский психотерапевт профессор А.И. Захаров как-то сказал, что отсутствие веры — это признак невроза. Это может проявиться в том, что люди не хотят задуматься о содержании понятий «религия», «вера». Н. Пезешкиан, основатель позитивной психотерапии, в связи с этим отмечает, что такая позиция может привести к многим душевным нарушениям: религиозному фанатизму, суеверию, страхам, боязни наказания за грехи, покорности судьбе, ханжеству, иллюзиям и т. д.
На первый взгляд кажется, что вопросы, связанные с верой и религией, далеки от реальной жизни. Однако психологическая практика убеждает в обратном.
Опыт психотерапевтов показывает, что люди часто ищут причину заболеваний, ориентируясь на свой духовный, религиозный опыт.
В.А. Ананьев, А.И. Вовк выявили семь мифов, которые используют современные пациенты, объясняя свое заболевание:
- Биоэнергетический: все мои болезни от того, что кто-то «вампиризирует, «высасывает» мою жизненную энергию.
- Магический: все мои болезни от того, что кто-то «навел порчу», «сглазил».
- Христианский: все мои болезни — за мои грехи.
- Кармический: все мои болезни за мои грехи в прошлых жизнях или «несу карму своей бабушки».
- Астрологический: все мои болезни из-за того, что «так неудачно расположились надо мной звезды».
- Психоаналитический: все мои болезни из-за неудачных отношений между мной и моими родителями.
- Социоцентрический: все мои болезни от того, что я выполнил свою миссию на этой Земле.
С точки зрения психологии здоровья важно уметь понимать различия между верой, религией и церковью.
Церковь — это религиозное учреждение, имеющее жесткую внутриорганизационную структуру.
Религия - явление культуры, тесно связанное с историческим развитием народа. Религия как внешний ресурс помогает личности только в том случае, если отвечает его потребностям и способствует личностному развитию. Если религия приводит к дисгармонии личности, тормозит ее развитие, то в этом случае ее нельзя рассматривать как ресурс. Именно в этом случае Фрейд сравнивал религию с учреждением страхования.
Если религия дает человеку ценности (заповеди), которым он должен подчиняться, то психотерапия пытается помочь человеку осознать собственные ценности, и если эти ценности не способствуют личностному развитию, то помочь изменить их так, чтобы они помогали личности стать более здоровой и духовной.
Психиатр Д.Т. Фишер пишет: «Если бы вы взяли сумму всех значительных статей, когда-либо написанных самыми квалифицированными психологами и психиатрами по вопросам гигиены души, если бы вы собрали их вместе, привели в порядок и освободили от излишних слов... у вас получилось бы неуклюжее и неполное резюме Нагорной проповеди».
Таким образом, для повышения уровня стрессоустойчивости человеку важно создать гармоничную систему понятий «Бог», «религия», «церковь», «духовность» и определить каждое из этих понятий для себя таким образом, чтобы они помогали ему жить и развиваться.
Иллюстрацией такой внутренней гармонии может явиться высказывание великого изобретателя и организатора первой американской промышленной исследовательской лаборатории Томаса Эдисона: «...огромное уважение и огромное восхищение перед всеми инженерами, особенно перед величайшим из них — Богом».
А на этом пока всё. Ваши вопросы, истории и комментарии важны для меня — делитесь ими в комментариях!
С уважением,
Арсений Михайловский
Клинический психолог, АСТ-терапевт, Супервизор.