Найти в Дзене
Арсений | психолог

О силе Духа и Вере - ч.2. Внутренний ресурс личности - ВЕРА

Я уже говорил в прошлой статье о том, что вера — это внутренний ресурс стрессоустойчивости. Вера (религиозная и рациональная) как социокультурный феномен является неотъемлемым атрибутом индивидуального и общественного сознания, без которого ни действовать, ни полноценно познавать человек не может. Потребностью человека в заботе, опеке, помощи, защите обусловлена религиозная вера (вера в сверхъестественное), которая компенсирует его бессилие перед реальностью. Опыт же, знания, полученные человеком в процессе его развития и взросления, становятся основой для веры рациональной, веры в себя. Религиозная вера и индивидуальная система верований личности имеют одинаково большое значение для сохранения себя в критических жизненных ситуациях. Макс Планк по этому поводу говорил: «Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок естественных наук и Бога религии». Религиозная вера означает отношение души человека к неизвестному и непознаваемому. Поскольку Создатель (Бог, Аллах, Мировой дух) н

Я уже говорил в прошлой статье о том, что вера — это внутренний ресурс стрессоустойчивости.

Вера (религиозная и рациональная) как социокультурный феномен является неотъемлемым атрибутом индивидуального и общественного сознания, без которого ни действовать, ни полноценно познавать человек не может.

Потребностью человека в заботе, опеке, помощи, защите обусловлена религиозная вера (вера в сверхъестественное), которая компенсирует его бессилие перед реальностью.

Опыт же, знания, полученные человеком в процессе его развития и взросления, становятся основой для веры рациональной, веры в себя.

Религиозная вера и индивидуальная система верований личности имеют одинаково большое значение для сохранения себя в критических жизненных ситуациях.

Макс Планк по этому поводу говорил: «Ничто не мешает нам идентифицировать мировой порядок естественных наук и Бога религии».

Религиозная вера означает отношение души человека к неизвестному и непознаваемому. Поскольку Создатель (Бог, Аллах, Мировой дух) непознаваем по своей сути, то постижение Его возможно только при помощи веры.

Бертран Рассел считал, что вера — это обязательный посредник между внешним миром, образом и идеей, он фиксировал внимание на интервале перехода от возможности к достоверности. То есть вера — это преобразователь умственной энергии в душевную и обратно.

Опосредованное действие разума на чувства (через веру) приводит к парадоксу: можно не знать, но верить, а можно знать, но не верить.

Грановская Рада Михайловна пишет: «Когда у человека нет способности верить, его знания не становятся убеждением», он без внешнего принуждения, стимулирования не способен достичь своей цели, соответствовать своим ожиданиям.
-2

Основоположник позитивной психотерапии Н. Пезешкиан рассматривает веру как одну из самых главных способностей человека. Мать воспитывает ребенка, не зная все его возможные способности, но верит в то, что они обязательно проявятся.

Слепоглухонемая Элен Келлер благодаря вере и терпению своей воспитательницы превратилась во всесторонне развитую личность.

-3

Вера как жизненная позиция и ожидание чего-то по отношению к неизвестному явлению относится не только к неизвестному в нас самих, но и к непознаваемому в окружающей среде и непознаваемому во Вселенной, что определяется также понятием Бога.

Любая научная гипотеза тоже в определенном смысле представляет собой веру в существование определенных закономерностей.

Решение вопроса о вере экзистенциально для каждого человека.

Известный детский психотерапевт профессор А.И. Захаров как-то сказал, что отсутствие веры — это признак невроза. Это может проявиться в том, что люди не хотят задуматься о содержании понятий «религия», «вера». Н. Пезешкиан, основатель позитивной психотерапии, в связи с этим отмечает, что такая позиция может привести к многим душевным нарушениям: религиозному фанатизму, суеверию, страхам, боязни наказания за грехи, покорности судьбе, ханжеству, иллюзиям и т. д.

На первый взгляд кажется, что вопросы, связанные с верой и религией, далеки от реальной жизни. Однако психологическая практика убеждает в обратном.

-4

Опыт психотерапевтов показывает, что люди часто ищут причину заболеваний, ориентируясь на свой духовный, религиозный опыт.

В.А. Ананьев, А.И. Вовк выявили семь мифов, которые используют современные пациенты, объясняя свое заболевание:

  1. Биоэнергетический: все мои болезни от того, что кто-то «вампиризирует, «высасывает» мою жизненную энергию.
  2. Магический: все мои болезни от того, что кто-то «навел порчу», «сглазил».
  3. Христианский: все мои болезни — за мои грехи.
  4. Кармический: все мои болезни за мои грехи в прошлых жизнях или «несу карму своей бабушки».
  5. Астрологический: все мои болезни из-за того, что «так неудачно расположились надо мной звезды».
  6. Психоаналитический: все мои болезни из-за неудачных отношений между мной и моими родителями.
  7. Социоцентрический: все мои болезни от того, что я выполнил свою миссию на этой Земле.
-5

С точки зрения психологии здоровья важно уметь понимать различия между верой, религией и церковью.

Церковь — это религиозное учреждение, имеющее жесткую внутриорганизационную структуру.

Религия - явление культуры, тесно связанное с историческим развитием народа. Религия как внешний ресурс помогает личности только в том случае, если отвечает его потребностям и способствует личностному развитию. Если религия приводит к дисгармонии личности, тормозит ее развитие, то в этом случае ее нельзя рассматривать как ресурс. Именно в этом случае Фрейд сравнивал религию с учреждением страхования.

Если религия дает человеку ценности (заповеди), которым он должен подчиняться, то психотерапия пытается помочь человеку осознать собственные ценности, и если эти ценности не способствуют личностному развитию, то помочь изменить их так, чтобы они помогали личности стать более здоровой и духовной.

Психиатр Д.Т. Фишер пишет: «Если бы вы взяли сумму всех значительных статей, когда-либо написанных самыми квалифицированными психологами и психиатрами по вопросам гигиены души, если бы вы собрали их вместе, привели в порядок и освободили от излишних слов... у вас получилось бы неуклюжее и неполное резюме Нагорной проповеди».

Таким образом, для повышения уровня стрессоустойчивости человеку важно создать гармоничную систему понятий «Бог», «религия», «церковь», «духовность» и определить каждое из этих понятий для себя таким образом, чтобы они помогали ему жить и развиваться.

Иллюстрацией такой внутренней гармонии может явиться высказывание великого изобретателя и организатора первой американской промышленной исследовательской лаборатории Томаса Эдисона: «...огромное уважение и огромное восхищение перед всеми инженерами, особенно перед величайшим из них — Богом».

А на этом пока всё. Ваши вопросы, истории и комментарии важны для меня — делитесь ими в комментариях!

С уважением,
Арсений Михайловский
Клинический психолог, АСТ-терапевт, Супервизор.