Найти в Дзене
FrankyRace

Забытые герои советского ралли: как Москвичи и Волги покоряли мировые трассы

Полвека назад пять советских автомобилей — три Волги и два Москвича — приехали на легендарное ралли Монте-Карло. Иностранные участники на серьёзно модифицированных гоночных машинах воспринимали наших гонщиков как лёгких соперников. Но реальность преподнесла всем неожиданный сюрприз. Это история о том, как советские автомобилисты с практически серийными машинами бросили вызов мировой элите автоспорта и одержали невероятные победы. Пренебрежительное отношение к советским гонщикам объяснялось просто — полное отсутствие опыта в международных соревнованиях. Начиная с императорской эпохи российские спортсмены не принимали участие в зарубежных ралли. Лишь в 1957 году состоялось первое многодневное ралли на территории СССР. Интерес к новому виду спорта оказался огромным — более сотни участников заявились на старт. Специальных огнестойких комбинезонов не было, каждый выступал в том, что мог найти. Самые предусмотрительные достали настоящие танковые шлемы. Автомобили были обычные — от скромных М
Оглавление

Полвека назад пять советских автомобилей — три Волги и два Москвича — приехали на легендарное ралли Монте-Карло. Иностранные участники на серьёзно модифицированных гоночных машинах воспринимали наших гонщиков как лёгких соперников. Но реальность преподнесла всем неожиданный сюрприз. Это история о том, как советские автомобилисты с практически серийными машинами бросили вызов мировой элите автоспорта и одержали невероятные победы.

Первые шаги на международной арене

Пренебрежительное отношение к советским гонщикам объяснялось просто — полное отсутствие опыта в международных соревнованиях. Начиная с императорской эпохи российские спортсмены не принимали участие в зарубежных ралли. Лишь в 1957 году состоялось первое многодневное ралли на территории СССР.

Интерес к новому виду спорта оказался огромным — более сотни участников заявились на старт. Специальных огнестойких комбинезонов не было, каждый выступал в том, что мог найти. Самые предусмотрительные достали настоящие танковые шлемы. Автомобили были обычные — от скромных Москвичей-408 до представительских ЗИМов, набитых запчастями и провизией.

В 1958 году четыре Москвича-407 впервые выехали на международную арену — финскую гонку "1000 озёр". Трасса через сложнейшие лесные массивы с многочисленными трамплинами стала отличной школой. В дебютном выступлении сборная СССР заняла третье место в командном зачёте.

Эпоха серийных героев

К началу 60-х советские ралли-экипажи заявили о себе во весь голос. В престижной "Гонке за мир и дружбу" они сразу начали попадать в число победителей и призёров, выступая на практически серийных Москвичах, Волгах и Победах. Единственными доработками были минимальные изменения и небольшое повышение мощности двигателей.

Государственная организация "Автоэкспорт" быстро поняла рекламную ценность успехов. В 1963 году пять советских автомобилей были заявлены на легендарное ралли "Акрополис" — этап чемпионата Европы, славившийся невероятной сложностью.

Подготовка была спартанской. Участник тех событий Анатолий Дмитриевский вспоминал: боевой Москвич-407 пришлось доставлять в Грецию своим ходом, новые покрышки выдали накануне старта, а команда монтировала колёса вручную вместо отдыха перед трёхдневной гонкой.

Из 80 стартовавших машин финишную черту пересекла ровно половина — включая всех участников советской команды. Тенишев и Дмитриевский едва не попали на подиум в своём классе.

-2

Триумф в Монте-Карло и мировое признание

В январе 1964 года советские гонщики штурмовали легендарное ралли Монте-Карло. Экономия была на всём — с трудом выбили средства на обязательные заграничные ремни безопасности и штурманские приборы. Зимние шины, дефицитные даже на международном уровне, наши гонщики увидели только в Монако.

Иностранцы недоумевали, глядя на советские машины, нагруженные дополнительными топливными баками, запчастями и личными вещами. "Русские сошли с ума", — говорили они, видя, что такие автомобили собираются преодолевать заснеженные горные перевалы.

Условия оказались суровыми — из 342 стартовавших экипажей лишь 174 добрались до финиша. И вновь советская команда продемонстрировала удивительную выживаемость: ни один автомобиль не сошёл с дистанции. Хотя технические ограничения не позволили попасть в итоговый зачёт, это выступление дало бесценный опыт противостояния с мировой элитой.

-3

Эпические марафоны: от Лондона до Сиднея

Настоящий фурор произошёл в 1968 году. Британская газета Daily Mirror организовала "царь-ралли" — марафон протяжённостью 16 000 км от Лондона до Сиднея через 11 стран. На старт вышли 98 экипажей, представлявших ведущие мировые автопроизводители.

Советские гонщики выставили новый Москвич-412 с полуторалитровым двигателем. Подготовка велась в авральном режиме — установили амортизаторы "Кони", усиленные рессоры, улучшенные тормоза. Экипаж Тенишева и Кислых, несмотря на столкновение с кенгуру, финишировал 20-м в абсолютном зачёте.

Но главное — все четыре Москвича успешно преодолели беспрецедентно сложную дистанцию, обеспечив советской команде четвёртое место в командном зачёте. До финиша доехала едва ли половина участников.

Успех был так велик, что через два года Daily Mirror организовала ещё более грандиозный проект — 26 000 км от Лондона до Мехико через 25 стран за 39 дней. Участникам предстояло накопить 400 часов за рулём, преодолевая спецучастки со средней скоростью выше 100 км/ч.

-4

Золотая эра: доминирование в Европе

С середины 60-х до середины 70-х годов советские гонщики доминировали в европейских гонках. На сцену вышли представители Ижевского и Волжского автозаводов. Первые и вторые места в своих классах стали нормой, а попадание в десятку абсолютного зачёта — рутиной.

В 1971 году произошло событие, которое сегодня звучит фантастически: экипажи на Москвичах-412 завоевали золотой кубок как лучшая команда из четырёх автомобилей в Туре Европы. ВАЗ-2101 получил серебряный трофей — в первой же международной гонке для тольяттинцев. Именитые Ford, BMW, Volvo и Volkswagen остались позади.

В 1973 году на одном из самых сложных ралли мира — "Сафари" в Нигерии — советские экипажи на Москвичах-412 заняли второе, третье и пятое места в абсолютном зачёте. Первое командное место также досталось сборной СССР.

1974 год стал триумфом для Москвичей в Туре Европы. Экипажи Брунс-Карамышев и Спокойный-Канай опередили даже мощные Audi, заняв первые два места в абсолюте.

-5

Технологическое отставание и закат эпохи

Казалось, успех будет вечным. Но вскоре наступил кризис результатов. Дело было не в утрате мастерства — проблема заключалась в технологическом отставании. Мировые производители начали создавать настоящих монстров раллийных трасс мощностью около 300 лошадиных сил, сопоставимых с современными машинами WRC.

В СССР даже мечтать о таких автомобилях было сложно — не хватало ни ресурсов, ни технологической базы, ни подходящих серийных моделей для доработки до международного уровня. Как говорится, шашки против танков не воюют.

Заключение

История советского ралли — это рассказ о том, как энтузиазм, мастерство и несгибаемая воля могут творить чудеса даже при ограниченных ресурсах. Наши гонщики на серийных Москвичах и Волгах сумели на равных соперничать с мировой элитой, доказав, что в автоспорте побеждает не только техника, но и характер.

Их достижения заложили фундамент для будущих успехов российского автоспорта. Традиции надёжности и выносливости, заложенные пионерами советского ралли, живут и сегодня — в победах КАМАЗа на "Дакаре" и других международных соревнованиях.

Эти забытые герои доказали простую истину: с правильным подходом и железной волей можно покорить любые вершины, даже если стартуешь не с самой лучшей техникой.

Группа в ТГ

YouTube