Едешь по городу, смотришь кругом - одни кроссоверы, кроссоверы, кроссоверы… Седаны, если попадутся, скорее всего, это такси. Ну, либо что-то редкое или… старое.
Зрение не обманывает - две трети новых машин, продающихся нынче в стране, относятся к классу SUV. От английского - Sport Utility Vehicle («спортивно-утилитарный автомобиль»). Это, наверно, логично, если вспомнить тот факт, что именно в России (точнее, в Советском Союзе) он в свое время и зародился. Тем не менее еще в начале нулевых эти автомобили на наших дорогах встречались относительно редко. Как так вышло, что из «страны седанов» мы за 15 - 20 лет превратились в «страну кроссоверов»?
КУЗОВ КУЗОВУ - РОЗНЬ
Делить машины по типам кузова - задача со звездочкой. Ну нет в науке четкого определения, что именно чем является.
Скажем, седан - по умолчанию, машина трехобъемной компоновки. То есть двигатель, пассажирский салон и багажник находятся в отдельных отсеках. Универсал - уже двухобъемная компоновка, в которой салон и багажник образуют общее пространство. Хетчбэк - практически то же самое, но багажник при этом значительно меньше…
Внедорожник - отдельная категория. Выглядит как универсал, но отличается повышенным клиренсом, наличием полного привода и, как правило - большим размером.
Имеются и подтипы. Скажем, купе - это двухдверная версия седана. А пикап - внедорожник (как правило), у которого вместо багажника - открытый грузовой отсек (может быть накрыт съемным кунгом).
А дальше начинается темный лес… Ведь имеется еще и лифтбэк. Который внешне - почти седан, но багажник поднимается вместе с задним стеклом, на манер тех же хетчбэков (яркий пример - Skoda Octavia). Есть фастбэк - купе с пологой крышей, плавно переходящей в багажник. Есть родстеры - двухдверные купе с открытым верхом…
КАК СДАЛИСЬ СЕДАНЫ И ХЕТЧБЭКИ
- Мы исторически были страной седанов, - вспоминает автоэксперт, главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. - Вплоть до середины нулевых именно на этот тип кузова приходилось большинство проданных автомобилей. Хетчбэки у нас в принципе не прижились. Был определенный рост их популярности, пришедшийся на нулевые, но он как раз совпал с началом эпохи кроссоверов. И тут же сник.
Что же такое кроссовер? Такого типа кузова вообще-то нет. Термин придуман то ли журналистами, то ли маркетологами, но придуман «искусственно». Чтобы рядовым автолюбителям было проще понять, о чем речь. Если бы в Палате мер и весов был раздел, посвященный машинам, то данный тип там бы значился как SUV. Понятие это расплывчатое - попадает в него что угодно. Технически любой кроссовер - это что-то на «стыке жанров». Скрестил седан с внедорожником - и вот тебе хоть SUV, хоть кроссовер. Но во всем мире под этим термином принято понимать «смесь» двухобъемной легковушки (3-дверной или 5-дверной) с тем самым внедорожником. От первой берутся относительно компактные габариты плюс более простая несущая платформа, от второго - повышенный клиренс и полный привод.
Суровая статистика: в 2010 году доля хетчбэков на рынке новых машин составляла 25%, в 2020-м - уже 11%. А в нынешнем сократилась… до 2% (см. «Только цифры»). Причин две - и не берут, и не предлагают. Китайцы этот тип машин не любят (и практически не производят), а, кроме «китайцев», у нас из иномарок ничего и нет. АвтоВАЗ тоже покупателей не балует - в кузове хетчбэк есть только «Гранты». Что первее - курица (не берут) или яйцо (не предлагают) - в данном случае вопрос не стоит. Явно - курица!
И стоило кроссоверам заполонить рынок, как массовый потребитель сразу переметнулся на их сторону. Хетчбэки стали никому не нужны.
В ЧЕМ СЕКРЕТ ПОПУЛЯРНОСТИ
- Причины популярности данного класса машин легко перечислить по пунктам, - рассуждает Максим Кадаков. - А именно…
1) Престиж. Чем машина больше и выше - тем она выглядит «богаче». Это особенно актуально для стран, где фактор «статуса» машины имеет важное значение.
2) Универсальность. В кроссовер влезет больше багажа, чем в седан и хетчбэк. Да - меньше, чем в сопоставимый по размерам универсал, но на этот момент большинство покупателей закрывают глаза. И не только в России.
3) Чувство защищенности. «Высоко сижу - далеко гляжу» - дополнительный психологический фактор, который склоняет клиентов к покупке кроссовера. Особенно - девушек.
4) Условно лучшая проходимость. Даже без полного привода, за счет высокого клиренса владельцам кроссоверов проще выбраться из «снежных ловушек» в нечищенных дворах или проехать по размытой грунтовке до дачи.
В общем, предложи покупателю универсал/хетчбэк либо кроссовер на той же платформе, пусть немного дороже - он выберет второй вариант. В итоге по всему миру в большинстве стран доля продаж SUV давно превысила 50%. Не стала исключением и Россия.
- А производителю так даже выгоднее, - продолжает Максим Кадаков. - Собрать кроссовер обойдется не сильно дороже, чем условный хетчбэк. Та же платформа, тот же двигатель, та же коробка передач… Плюс-минус один набор опций. Разве что металла побольше уходит. Разница в стоимости производства, допустим, 5%. А цену можно повысить процентов на 10 - 15 и больше. И люди возьмут! Есть спрос - есть предложение. Неудивительно, что большинство компаний давно и прочно сделали ставку на SUV.
ЗНАЙ НАШИХ!
Рожденные в СССР
Первым кроссовером в его нынешнем понимании стал… советский «ГАЗ М-72». По факту - кузов «Победы» установили на платформу вездехода «ГАЗ-69». В 1955 - 1958 годах было сделано почти 4700 таких машин, но особой популярности они не снискали даже в СССР. Были дороги, не очень практичны… И, видимо, слишком сильно опередили свое время.
Куда больший успех ждал другой наш продукт - «ВАЗ-2121» (она же - «Нива»).
В 1977 году в Тольятти запустили производство трехдверного внедорожника с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Который с небольшими доработками и минимальными изменениями делают до сих пор.
- Ни до, ни после у нас не придумали ничего, что так сильно бы повлияло на развитие автопрома. Не российского - мирового! - отмечает автоэксперт, партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. - На протяжении десятилетий «Нива» была популярна в странах Европы как идеальный вариант для фермеров, для сельской полиции. Их до сих пор туда везут - и они пользуются спросом!
За без малого 50 лет разойдясь тиражом в 2,5 млн экземпляров, «Нива» стала предтечей современных кроссоверов. Компактный автомобиль, удобный для поездок в городе, но не пасующий на бездорожье - что еще надо для полного счастья? Разве что большего комфорта, чуть лучшей вместимости, набора современных опций… В 1994 году такой экземпляр впервые вывела на рынок Toyota - модель RAV4. А следом потянулись все прочие.
Еще спустя 30 лет линейку любого бренда невозможно представить без машины категории SUV. Они есть у всех - от Renault до Rolls-Royce. Даже Ferrari (модель Purosangue) с Lamborghini (Urus) в стороне не остались! Стоит ли удивляться, что и продажи кроссоверов вышли на первое место среди всех типов машин? В том числе и в России.
Автор: Николай МЫСИН