Найти в Дзене
Удачный кадр

Секрет главной пешеходной улицы Москвы

Москве 878 лет! В честь дня города хотел бы рассказать об одном интересном секретном месте с необычной архитектурой.  Арбат - главная пешеходная улица известна многим, но мало кто знает, какой дом притаился в одной из близлежащих улочек.    А если точнее - на Кривоарбатском переулке. И вот всего пять минут - и вы тишине от городской суеты.  Это громаду нельзя не заметить на этом тихом переулке! Перед вами необычный формы здание. Построено архитектором Константином Мельниковым в 1927 году. Трудно точно классифицировать стиль. Здесь присутствует и конструктивизм популярный в советскую эпоху - отказ от декоративных элементов, акцент на простые геометрические формы.  Также здание можно отнести к функционализму - исключительная утилитарность архитектурных элементов. Функционализм характеризуется необычными окнами - удешевление материалов (почти половину кирпичной кладки заменяют окна) и в тоже время это дает больше естественного освещения, что необходимо для творческой работы в

Москве 878 лет!

В честь дня города хотел бы рассказать об одном интересном секретном месте с необычной архитектурой. 

Арбат - главная пешеходная улица известна многим, но мало кто знает, какой дом притаился в одной из близлежащих улочек. 

 

А если точнее - на Кривоарбатском переулке.

И вот всего пять минут - и вы тишине от городской суеты. 

Это громаду нельзя не заметить на этом тихом переулке!

Перед вами необычный формы здание. Построено архитектором Константином Мельниковым в 1927 году.

Трудно точно классифицировать стиль. Здесь присутствует и конструктивизм популярный в советскую эпоху - отказ от декоративных элементов, акцент на простые геометрические формы. 

Также здание можно отнести к функционализму - исключительная утилитарность архитектурных элементов.

Функционализм характеризуется необычными окнами - удешевление материалов (почти половину кирпичной кладки заменяют окна) и в тоже время это дает больше естественного освещения, что необходимо для творческой работы в мастерской. 

Однако сам Мельников считал, что его творчество выходит за рамки каких-либо догм и даже в какой-то мере скептично относился к современным ему тенденциям. 

Можно пройти во двор и посмотреть макет и оценить проект более масштабно, так как посмотреть сверху, к сожалению, не получится. Но макет дает такие возможности.

-2

Дом представляет собой два цилиндра, архитектурно сопряженных между собой. С одной стороны - панорамные окна, с другой - множество окон необычной формы.

На первом этаже располагалась передняя -  пространство за парадной дверью, столовая и кухня. 

На втором этаже - спальня, детские комнаты.

Гостиная. Дом Мельникова. Фото из интернета.
Гостиная. Дом Мельникова. Фото из интернета.

Весь третий этаж занимал рабочий кабинет архитектора.

Схема освещения обеспечивала комфортные условия для работы. 

 Создавался эффект освещения не с одной, а со всех сторон, значит, рука не отбрасывает тень на бумагу. 

Нужно добавить, что система отопления - тоже работа архитектора. В подвале размещался калорифер, который выступал центральным элементом системы воздушного отопления. От сюда тепло по трубам поступало во все помещения в доме. 

Во дворе можно увидеть чертежи и зарисовки.
Во дворе можно увидеть чертежи и зарисовки.

-5

На стенде можно прочитать некоторые цитаты Мельникова.

«Вы думаете, что я считаю себя гениальным? Нет, я архитектор - и это тоже самое. Архитектура ждет архитекторов, независимых от экспертов и свободных от денег».

Действительно, изобретение Мельникова - это своего рода вызов устоявшимся канонам градостроения. Необычность - первое, что придет в голову, как можно охарактеризовать эту задумку.

В этом и кроется ответ на загадку, почему возник такой дом в эпоху массового расселения и коммуналок. В то время это был эксперимент - создать социальное жилье, экономичное и в тоже время функциональное и проверить его на практике.

Для здания характерна открытость, доступность и эргономичность. 

При первом знакомстве со зданием впервую очередь обращаешь внимания на окна.

 Что-то подобное я видел в Выборге, вспоминая библиотеку Алвара Аалто.

Такие же отверстия в потолке создают эффект естественного освещения. 

Есть похожие черты и в читальном зале - стремление в открытости и безграничности пространств. Можно вспомнить и огромное панорамное окно с видом на парк в комнате для лекций.

Думаю, определенно Константин Мельников вдохновлялся творением финского архитектора. 

На десерт - с улицы открывается красивый фотографичный вид на здание МИД, одну из красивейших сталинских высоток.

-6

Прийти сюда вечером и полюбоваться зданием в тишине, украшенным архитектурной подсветкой, думаю, прекрасная идея!