Добиться успеха в настоящем нам часто мешает травмирующий детский опыт, необходимо вернуться в контекст прошлых обстоятельств и разрешить проблему. Примерно так учит нас практическая психология. Однако self-management, основанный не на психологии, а на социогеномике, считает данный метод решения проблемы спорным.
Автор знаменитой картины-мема «Сын человеческий» бельгиец Рене Магритт наверняка удивился бы, узнав как через 60 лет его картину трактуют специалисты по карьерному консультированию.
Рене Магритт, новый «Сын человеческий»
Художник недолюбливал психологию. Ещё в 1927-м приятели-сюрреалисты активно старались вовлечь Рене Франсуа в богемную жизнь. «Я лучше останусь дома», – отвечал он Андре Бретону на очередное приглашение. Сюрреалисты увлекались идеями Фрейда, а Магритт их не разделял. Он считал, что терапия нужна, в первую очередь, самим психотерапевтам.
Через десять лет после «человека в котелке» Магритт написал картину «Терапевт», а ещё через десять – в 1947 году – своего рода продолжение, картину «Освободитель». Редко какой психолог не обсудил эти работы с коллегами.
Итак, перед нами горожанин. Котелок, пальто, светлая рубашка – типичный представитель «офисного планктона» первой половины XX века. Его галстук не чёрный и не синий – он красный. Такой выбор цвета галстука стал символизировать претензию на лидерство задолго до того, как об этом вслух заговорили психологи.
Как сообщили утренние газеты, сегодня обычный осенний день без ветра и дождя, переменная облачность, спокойное море. Нет, наш герой вовсе не игнорирует это пространство за спиной, этот источник энергии. Ему достаточно слышать прибой, чтобы знать «пока в той стороне смотреть не на что». Его привлекает оценивающий взгляд прохожего, наш с вами взгляд.
Человек в котелке не отворачивается, он смотрит прямо на нас, и наши с ним взгляды встречаются... на эдемском яблоке. Если трактовать его как символ соблазна, то вот вопрос: «Если бы не яблоко, смогли бы мы увидеть индивидуальность в этом человеке, так похожем за тысячи других? Или уступили бы соблазну ограничиться суждением "по одёжке"»?
Допустите, что человек с картины тоже смотрит на нас и тоже «видит» не нас самих, а то, что мы транслируем своим обликом. Сидящие рядом с нами за столиком видят наши черты, родинки, ресницы, поры на коже – всё то, что мы наблюдаем только в зеркале. Мы вообще себя со стороны не видим. Так, может быть, и не осознаём, что носим на носу яблоко? В то время, как многие художники стремились передать характер своей модели, прописывая мимику, глаза и позу, Магритт стремится к обратному – он уводит взор смотрящего внутрь него самого, к вопросу «а нет ли яблока на моём собственном носу». Это не про «глаза в глаза», это про «яблоко в яблоко»...
Если же трактовать яблоко как символ знания, то всё становится намного интереснее.
Ответ на вопрос «кто я есть на самом деле», находится у нас под самым носом. Знание, столь необходимое каждому человеку, мы предпочитаем не замечать. Мы уверены, что в самопознании и в анализе других обойдёмся соматологией, физиогномикой, кинесикой, семиотикой моды, психологией наконец, но ошибаемся снова и снова. Когда червь сомнения и неуверенности в себе вырастает в нас до размеров эдемского Змия, мы вдруг замечаем и ветви Древа, на котором он живёт. Плоды этого Древа, называемого Социогеномикой, горьковаты на вкус, но открывают видение наших биологических установок по умолчанию. Всё воспитание и жизненный опыт ложатся на эту почву и прорастают ровно так, как «она того позволит».
Со мной такое сделали, и я решил
Определение социально-ролевого кода человека позволяет не только объяснить его прошлое поведение, но и прогнозировать будущее (без социогеномики нет футурологии личности). Self-management не спорит с тем, что корни служебных, психологических проблем надо искать в прошлом, просто взгляд на давние события имеет здесь совершенно определённый ракурс. Объясню на примере.
Двое не знакомых друг с другом мужчин в разное время рассказали мне историю из своего детства. Именно историЮ, а не историИ, поскольку события произошли по сути одинаковые, а вот следствия из них были разные и выводы были сделаны противоположные. Вы скажете: «Ну, разумеется! Люди разные и следствия разные». Согласна, однако по формальным признакам у моих героев весьма много общего. Оба относительно молоды (36 лет и 42 года), оба имеют схожее высшее образование, армейский опыт и семейный статус. Каждый открыл своё дело, оба хотят для себя чего-то большего. Оба они уверены, что бизнес – это психология, провели немало времени в самокопаниях, обращались к специалистам. На этом, пожалуй, сходство заканчивается и обнаруживается большая разница между уровнем достижений одного и «успехами» другого.
Первое, что приходит в голову: успешный человек, желающий большего, просто оказался более везуч, а менее успешному пока не выпадало шанса. Я бы и сама так подумала, но вот как оба они ответили на вопрос «какое событие из прошлого привело вас к нынешнему состоянию (доходов, самооценки, статуса)».
«Когда я учился в школе, у меня были проблемы с одноклассниками. Я был не крепкого десятка, не крутой и не шумный, и может из-за этого меня постоянно донимали. Была в школе группа ребят, которая выбирала себе жертву и издевалась над ней. Меня гнобили постоянно. Я в школу ходить не хотел. Меня били, отбирали вещи, ломали то, что я делал, унижали по-всякому. Это сказывалось и на учёбе, и... на многом другом. И вот тогда...».
А вот теперь внимание!
Финал истории от человека, для которого бизнес и работа с людьми всегда были наказанием, малое IT-предприятие – пределом масштаба (их было несколько, все закрывались), а люди – источником опасности.
«И вот тогда я понял, что всегда найдётся кто-то (из тех, кто посильнее), кто захочет что-то отнять или на тебе отыграться. Но если ты незаметен и достаточно умён для того, чтобы противопоставить прямому кулаку невидимое и сильное оружие, ты сможешь взять реванш. С помощью технологий можно влиять на мир, не выходя из тени и не встречаясь с потенциальными обидчиками. И ты вполне можешь обходиться без социальных связей и пустой суеты вокруг поиска признания и уважения».
Финал от человека, построившего стабильную успешную компанию и добившегося не только благосостояния, но и целого ряда личных побед.
«И вот тогда я решил: вырасту – после армии займусь каратэ, чтобы больше ни у кого и мысли бы не возникало подойти ко мне не с добром. Потом стану очень богатым (все девчонки будут мои!), не знаю как, но стану. Потом, как уважаемый человек, создам фонд какой-нибудь или напишу книжку, чтобы люди, с которыми плохо обращаются, смогли вовремя услышать полезный совет и изменить свою жизнь к лучшему».
Вот так, рассказывая историю со схожими обстоятельствами, двое разных людей подтвердили для диагноста свой социально-ролевой код («зашифрованный» в геноме, он определяет не только миссию индивидуума в группе, но и его жизненный сценарий). В этой персональной «биологической закваске» и состоит искомая нами разница между людьми. Это и есть суть магриттова яблока. Понимая это, можно избежать частой ошибки психологической помощи, заключающейся в попытке вывести человека из контекста (разрешить ситуацию с застарелой обидой или психологической травмой) без анализа биологической программы, которая «руководит» его выбором.
Магриттово яблоко
Для человека, который «назначил» произошедшее в школе причиной своих дальнейших неудач, проживание прошлого и расставание с ним принципиально ничего не изменит. Не было бы этой истории, он бы «назначил» другую, третью, пятую из подходящих. Человек со страдательным сценарием будет носиться со своей историей как с писаной торбой (предъявляя её снова и снова для разрешения психоаналитикам). А победитель по сценарию ровно такую же историю будет рассматривать как жёсткий, но полезный и своевременный урок судьбы, без которого у него не было бы столь высокой мотивации.
Есть у Шина в его книжке «Искусство развивать компании...» описание «Правила реверса», применяемого в управлении изменениями. Можно толковать его как мысленный эксперимент, в котором необходимо «разделиться надвое», сделать шаг назад и посмотреть себе самому в спину, оценив готовность к следующему шагу. Можно толковать его как требование к условному бегуну сначала вылечить больную ногу и только потом выходить на старт (это очевидно для мира спорта, но не очевидно для бизнеса). При этом, никакой тренер не возьмётся делать работу врача. Он просто констатирует факт того, что бегун не готов и направит его к специалистам. Возможно, эти врачи не нравятся тренеру, но это не имеет никакого значения – главное, чтобы они были в силах помочь этому конкретному спортсмену. Вроде бы, и это тоже очевидно, но не для участников рынка услуг в сфере карьерного консультирования.
Специалист по self-management, владеющий социогеномикой, знает: что именно хорошо для «бегуна», определяет не тренер, а исключительно социально-ролевой код его подопечного. Да и сам «врач» может не нравиться ни «бегуну», ни «тренеру» – его методы должны соответствовать задаче.
— Однажды я рекомендовала человеку (в его бизнес-одиссее) «школу своего дела» Юрия Мороза, хотя это активно не моё.
— Другой раз человек никак не мог вырваться из трёх сосен застарелых семейных проблем. Оценив позитивно его эмоциональную устойчивость и зрелость, я порекомендовала ему присмотреться к семейным расстановкам по Берту Хеллингеру. Спорная рекомендация, но вот именно для него это оказалось полезным.
— Семейной паре учредителей в кризисе отношений я рекомендовала семинары пастора Марка Гангора, хотя типология, которую он предлагает, на мой взгляд, никуда не годится; она вполне прижилась в семейном консультировании, где 80% провалов считаются нормой. Но Марк так обаятелен и так легко убеждает мужчин, что... «туда тоже можно».
— Другому союзу учредителей я порекомендовала присмотреться к MBTI, хотя мама и дочь Майерс и Бриггс не создали инструмента, пригодного для прогнозирования поведения в изменениях (существуют более эффективные инструменты и более стройные типологии). Но поскольку эти учредители ещё лет 20 не подойдут к управлению изменениями в своей компании, MBTI им на сейчас вполне достаточно.
Рассуждая в этой логике, я не против и Контекста. Несостоятельность любого подхода обнажается только тогда, когда выбирается другая оптика. В данном случае стоит поменять постановку вопроса с «какое событие/обстоятельство привело к таким последствиям» на «какие события выбираются на роль причины и как осуществляется такой выбор». Как здесь не процитировать философа и логика Александра Александровича Зиновьева, который говорил: «Вопрос не в том, почему мы – рабы, а в том, почему мы предпочитаем быть рабами».
Прошлое во многих случаях нужно оставлять в покое, но во всех без исключения случаях надо разбираться с персональным социогеномным кодом. Это яблоко надо не просто сорвать и покрутить в руках, его надо съесть и посмотреть, как усвоится.
— Не с психологом посмотреть, а с когнитивистом.
— Не к теоретикам ходить за практическими советами, а к практикам.
— Не в собственном соку вариться, а анализировать варианты решения своих задач в одной группе с другими людьми, чтобы по ходу обучения сразу видеть свои и чужие результаты, получать обратную связь от разных людей.
— Не назначать наставника учителем или ментором, а считать его инструктором при погружении, попутчиком для того, кто идёт, дойдёт и всего добьётся сам.
К слову, даже в Эдеме «яблоко» не упало к ногам Адама само и не было съедено им в одиночестве. Двое – это уже шаг не только навстречу другому, но и к себе самому. «Я вижу твоё "яблоко", ты видишь моё – удивительно!»... Ни к такому ли разговору, прямому и смелому, приглашает «Сын человеческий»?
Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) – профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента роста.
См. также: Инструктаж группы по социогеномике
От Редакции
Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.
Подборка ГУРУ и АВТОРИТЕТЫ
Подборка СОЦИОГЕНОМИКА, КОГНИТИВИСТИКА И ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА