Найти в Дзене
Москва памятная

Могилы знаменитостей, родившихся 14 сентября и похороненных на Новодевичьем кладбище в Москве

Советский авиаконструктор, имя которого известно во всем мире. Создатель вертолётов серии «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР. Родился 1 (14) сентября 1902 года в городе Иркутске в учительской семье.
В неполных 16 лет окончил коммерческое училище с золотой медалью и поступил в Томский технологический институт, став его самым юным студентом. Во время учебы на механическом факультете близко сдружился с известным летчиком, асом Первой мировой войны Х. Н. Славороссовым, от которого «заразился» любовью к небу и авиастроению. Окончив в 1923 году ВУЗ с золотой медалью, инженер-механик Камов едет в Москву и устраивается на концессионный завод Юнкерса ИВА.
С 1924 года молодой инженер поступил в центральные аэропланные мастерские "Добролёта", которые занимались ремонтом в основном немецких машин.
Вместе с группой помощников Николай Камов по своей инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13, что позволило отказаться от закуп
Оглавление

Камов Николай Ильич (1902–1973)

Советский авиаконструктор, имя которого известно во всем мире. Создатель вертолётов серии «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.

Родился 1 (14) сентября 1902 года в городе Иркутске в учительской семье.
В неполных 16 лет окончил коммерческое училище с золотой медалью и поступил в Томский технологический институт, став его самым юным студентом.

Во время учебы на механическом факультете близко сдружился с известным летчиком, асом Первой мировой войны Х. Н. Славороссовым, от которого «заразился» любовью к небу и авиастроению.

Окончив в 1923 году ВУЗ с золотой медалью, инженер-механик Камов едет в Москву и устраивается на концессионный завод Юнкерса ИВА.
С 1924 года молодой инженер поступил в центральные аэропланные мастерские "Добролёта", которые занимались ремонтом в основном немецких машин.
Вместе с группой помощников Николай Камов по своей инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13, что позволило отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов.

В 1927 году 25-летний Камов был приглашён в конструкторское бюро Д. П. Григоровича, занимавшееся опытным морским самолётостроением.
Там он принял участие в разработке самолета МРЗ-бис, а в свободное время разрабатывал автожир собственной конструкции.

** Примечание:

Автожир, это своеобразный гибрид самолета и вертолета. Подъёмная сила у него создаётся за счёт вращающегося ротора, который работает по принципу крыла самолёта. Однако в отличие от самолётов, ротор не приводится в движение двигателем автожира, а вращается от потока воздуха, когда аппарат движется вперед.

Ещё одно отличиерасположение винтов. Для взлёта необходим тянущий или толкающий винт, как у самолёта, который разгоняет до необходимой скорости, а уже после взлёта в дело вступает несущий винт как у вертолёта.

В эксплуатации автожиры дешевле самолётов и вертолётов, хотя и уступают им по своим скоростным возможностям и грузоподъёмности. Однако у них есть ряд преимуществ: меньший расход топлива, хороший обзор, меньший уровень вибраций и шума в полёте и возможность летать даже при сильном ветре.

-2

Когда Григоровича сменил приглашённый из Франции Поль Ришар, Камов становится ведущим конструктором и начальником бригады его КБ в 1928 году.

В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». 25 сентября 1929 г. летчик-испытатель И.В.Михеев впервые оторвал машину от земли и стал первым советским вертолётчиком.

На фото слева на право: конструкторы — Николай Камов и Николай Скржинский, летчик Иван Михеев. Задний ряд — механики Э. А. Крейндлин и М. Ф. Дранкович. Около автожира КАСКР-I (красный инженер).
На фото слева на право: конструкторы — Николай Камов и Николай Скржинский, летчик Иван Михеев. Задний ряд — механики Э. А. Крейндлин и М. Ф. Дранкович. Около автожира КАСКР-I (красный инженер).

Между прочим, обратите внимание на надпись на фюзеляже – ВЕРТОЛЕТ. Именно Камов и Скржинский ввели в обиход само слово «вертолет»

В 1930–1931 годах Николай Ильич Камов был ведущим инженером по производству цельнометаллического самолета-торпедоносца открытого моря ТОМ в ОКБ по морскому самолетостроению.

В октябре 1931 года назначен начальником конструкторской бригады ЦАГИ, проектировавшей новый автожир А-7 по заказу ВВС. Машина должна была выполнять функции разведки и корректировки огня. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух.

-4

В 1938 году один из автожиров типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для участия в экспедиции по спасению полярников – папанинцев.

21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве завода по производству автожиров. Камов стал его главным конструктором и директором, М.Л. Миль - заместителем директора.

В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ им. Н. И. Камова.
Под его руководством были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.

Скончался Николай Ильич Камов 24 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

-5

Скржинский Николай Кириллович (1904–1957)

-6

Выдающийся советский авиаконструктор, ставший вместе с Н. И. Камовым одним из основоположников советского вертолетостроения.

Родился 1 (14) сентября 1904 года в Киеве. В 1928 г. окончил Киевский политехнический институт. В 1928—1932 гг. работал в отделе морского опытного самолётостроения в Москве. В 1929 году вместе с Н. И. Камовым построил первый в СССР автожир КАСКР-1 «Красный инженер», а в 1931 г. — его модификацию КАСКР-2

-7

В 1932—1940 годах работал в Центральном аэрогидродинамическом институте; участвовал в разработке автожиров А-4, А-9, А-10, А-12.
С 1947 года заместитель главного конструктора в ОКБ А. С. Яковлева. Занимался разработкой одного из первых советских многоцелевых вертолетов ЯК-100

-8

и крупнейшего на тот момент (1957) в мире вертолета ЯК -24.

-9

Скончался Николай Кириллович Скржинский в декабре 1957 года. Похоронен на 5 участке Новодевичьего кладбища.

-10

Михайлов Александр Александрович (1922–1992)

-11

Известный советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР.

Родился 14 сентября 1922 года в Москве. В 1940 году поступил на актерский факультет ВГИКа.
После начала Великой Отечественной войны, вместе с другими студентами и преподавателями был бойцом трудового фронта – работал на строительстве оборонительных сооружений вокруг столицы, а также снимался в массовых сценах для «Боевых киносборников».

В 1942 году вместе со студией «Союздетфильм» был эвакуирован в Сталинабад (ныне Душанбе), где стал штатным актером. В 1943 году сыграл главную роль в фильме «Мы с Урала».

-12

Вернувшись в Москву Михайлов не стал возвращаться ВГИК, а перевелся в Школу-студию МХАТ, которую успешно окончил в 1948 году и был принят в труппу Центрального детского театра.
Здесь ему сразу дали роль Сани Григорьева в спектакле «Два капитана» по роману Вениамина Каверина. В 1949 году молодой актер сыграл еще одну главную роль — майора Добрынина в спектакле «Я хочу домой» по пьесе Сергея Михалкова, за которую был удостоен Сталинской премии.

Несмотря на то что к началу 50-х Александр Михайлов становится ведущим актером ЦДТ, на сцене которого играл Чацкого в «Горе от ума», Владимира Дубровского в «Дубровском», Жадова в «Доходном месте», в 1953 году он принимает решение о переходе во МХАТ, где блестяще играет Лермонтова в одноименной пьесе Бориса Лавренева и заставляет говорить о себе всю театральную Москву.

Однако всесоюзную славу ему всё-таки принес кинематограф. В 1955 году кинорежиссер Владимир Венгеров предлагает Александру Михайлову роль уже однажды сыгранного им на театральной сцене Сани Григорьева в кино экранизации романа «Два капитана».

-13

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что именно по этой роли сегодня главным образом и помнят этого замечательного актера.

В 1957 году на экраны вышли сразу два фильма с Александром Михайловым в главных ролях. Но если первый из них «Борец и клоун» в котором он сыграл, знаменитого русского артиста цирка Анатолия Леонидовича Дурова помнят и сегодня

-14

то фильм Александра Столпера «Неповторимая весна» где Александр Михайлов сыграл главную роль археолога Евгения Бурова, особого успеха не имел несмотря на то, что его партнершей была кинозвезда 50-х Изольда Извицкая.

-15

В дальнейшем Александр Михайлов в кино снимался мало, полностью сосредоточившись на работе во МХАТе.

К сожалению, после того, как в 1970 году прославленный театр возглавил Олег Ефремов, Александр Михайлов то, что называется «выпал из обоймы» и больших ролей ему не давали.
После раскола МХАТа на «Ефремовский» и «Доронинский» Олег Николаевич не взял Михайлова к себе, да и труппе Татьяны Васильевны он не пришёлся ко двору.

В конце 80-х у актера было диагностировано тяжелое онкологическое заболевание, а в 1992 году он ещё и перенес инсульт.

14 марта 1992 года, не дожив полгода до своего 70-летия, Александр Михайлов скончался. Похоронили его на втором участке Новодевичьего кладбища рядом с могилами родителей жены известных актеров А. И. Горюнова и В. Д. Бендиной.

-16
-17

Кириллов Игорь Леонидович (1932–2021)

-18

Популярнейший диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР (1957—1991), актёр, тележурналист. Лауреат Государственной премии СССР, Народный артист СССР.

Родился 14 сентября 1932 года в Москве. В 1955 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина и был распределен в труппу Московского театра драмы и комедии, преобразованного в дальнейшем в знаменитый Театр на Таганке.
Прослужив пару лет скажем так не в самом популярном московском театре в 1957 году Игорь Кириллов прошёл отбор в группу дикторов, проходивший в Шаболовском телецентре и 27 сентября того же года впервые вышел в эфир.

Был лицом советского телевидения более 30 лет. Без Игоря Кириллова не обходился ни один праздничный «Голубой огонек»

-19

ни одна праздничная трансляция с Красной площади

-20

да и вообще ни одно значимое событие.

Более 20 лет Игорь Леонидович Кириллов был диктором программы «Время»

-21

После ухода из отдела дикторов с 1990 по 1991 год работал ведущим ряда телепрограмм компании «ВИД», как бы олицетворяя преемственность поколений.

-22

В 90-е – 00 годы был консультантом в целом ряде телекомпаний, принимал участие в отдельных проектах

«Старые песни о главном-2»
«Старые песни о главном-2»

Снялся в нескольких фильмах в роли самого себя, или говоря кинематографическим языком Камео.

Скончался Народный артист СССР Игорь Леонидович Кириллов 29 октября 2021 года на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №11. К сожалению, несмотря на то, что со дня смерти телеведущего прошло почти 4 года памятника на могиле пока нет.

-24

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.