Камов Николай Ильич (1902–1973)
Советский авиаконструктор, имя которого известно во всем мире. Создатель вертолётов серии «Ка», доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.
Родился 1 (14) сентября 1902 года в городе Иркутске в учительской семье.
В неполных 16 лет окончил коммерческое училище с золотой медалью и поступил в Томский технологический институт, став его самым юным студентом.
Во время учебы на механическом факультете близко сдружился с известным летчиком, асом Первой мировой войны Х. Н. Славороссовым, от которого «заразился» любовью к небу и авиастроению.
Окончив в 1923 году ВУЗ с золотой медалью, инженер-механик Камов едет в Москву и устраивается на концессионный завод Юнкерса ИВА.
С 1924 года молодой инженер поступил в центральные аэропланные мастерские "Добролёта", которые занимались ремонтом в основном немецких машин.
Вместе с группой помощников Николай Камов по своей инициативе подготовил комплект чертежей самолета Ю-13, что позволило отказаться от закупки иностранных деталей и помощи иностранных специалистов.
В 1927 году 25-летний Камов был приглашён в конструкторское бюро Д. П. Григоровича, занимавшееся опытным морским самолётостроением.
Там он принял участие в разработке самолета МРЗ-бис, а в свободное время разрабатывал автожир собственной конструкции.
** Примечание:
Автожир, это своеобразный гибрид самолета и вертолета. Подъёмная сила у него создаётся за счёт вращающегося ротора, который работает по принципу крыла самолёта. Однако в отличие от самолётов, ротор не приводится в движение двигателем автожира, а вращается от потока воздуха, когда аппарат движется вперед.
Ещё одно отличие — расположение винтов. Для взлёта необходим тянущий или толкающий винт, как у самолёта, который разгоняет до необходимой скорости, а уже после взлёта в дело вступает несущий винт как у вертолёта.
В эксплуатации автожиры дешевле самолётов и вертолётов, хотя и уступают им по своим скоростным возможностям и грузоподъёмности. Однако у них есть ряд преимуществ: меньший расход топлива, хороший обзор, меньший уровень вибраций и шума в полёте и возможность летать даже при сильном ветре.
Когда Григоровича сменил приглашённый из Франции Поль Ришар, Камов становится ведущим конструктором и начальником бригады его КБ в 1928 году.
В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир КАСКР-1 «Красный инженер». 25 сентября 1929 г. летчик-испытатель И.В.Михеев впервые оторвал машину от земли и стал первым советским вертолётчиком.
Между прочим, обратите внимание на надпись на фюзеляже – ВЕРТОЛЕТ. Именно Камов и Скржинский ввели в обиход само слово «вертолет»
В 1930–1931 годах Николай Ильич Камов был ведущим инженером по производству цельнометаллического самолета-торпедоносца открытого моря ТОМ в ОКБ по морскому самолетостроению.
В октябре 1931 года назначен начальником конструкторской бригады ЦАГИ, проектировавшей новый автожир А-7 по заказу ВВС. Машина должна была выполнять функции разведки и корректировки огня. 20 сентября 1934 г. А-7 поднялся в воздух.
В 1938 году один из автожиров типа А-7 за 5 дней оборудовали и отправили для участия в экспедиции по спасению полярников – папанинцев.
21 марта 1939 г. было принято решение о строительстве завода по производству автожиров. Камов стал его главным конструктором и директором, М.Л. Миль - заместителем директора.
В 1940 году Камов стал главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее ОКБ им. Н. И. Камова.
Под его руководством были созданы вертолёты Ка-8 (1948), Ка-10 (1953), Ка-15 (1956), Ка-18 (1960), Ка-25 (1968), Ка-26 (1967), винтокрыл Ка-22 (1964), аэросани «Север-2» и Ка-30, глиссер.
Скончался Николай Ильич Камов 24 ноября 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Скржинский Николай Кириллович (1904–1957)
Выдающийся советский авиаконструктор, ставший вместе с Н. И. Камовым одним из основоположников советского вертолетостроения.
Родился 1 (14) сентября 1904 года в Киеве. В 1928 г. окончил Киевский политехнический институт. В 1928—1932 гг. работал в отделе морского опытного самолётостроения в Москве. В 1929 году вместе с Н. И. Камовым построил первый в СССР автожир КАСКР-1 «Красный инженер», а в 1931 г. — его модификацию КАСКР-2
В 1932—1940 годах работал в Центральном аэрогидродинамическом институте; участвовал в разработке автожиров А-4, А-9, А-10, А-12.
С 1947 года заместитель главного конструктора в ОКБ А. С. Яковлева. Занимался разработкой одного из первых советских многоцелевых вертолетов ЯК-100
и крупнейшего на тот момент (1957) в мире вертолета ЯК -24.
Скончался Николай Кириллович Скржинский в декабре 1957 года. Похоронен на 5 участке Новодевичьего кладбища.
Михайлов Александр Александрович (1922–1992)
Известный советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР.
Родился 14 сентября 1922 года в Москве. В 1940 году поступил на актерский факультет ВГИКа.
После начала Великой Отечественной войны, вместе с другими студентами и преподавателями был бойцом трудового фронта – работал на строительстве оборонительных сооружений вокруг столицы, а также снимался в массовых сценах для «Боевых киносборников».
В 1942 году вместе со студией «Союздетфильм» был эвакуирован в Сталинабад (ныне Душанбе), где стал штатным актером. В 1943 году сыграл главную роль в фильме «Мы с Урала».
Вернувшись в Москву Михайлов не стал возвращаться ВГИК, а перевелся в Школу-студию МХАТ, которую успешно окончил в 1948 году и был принят в труппу Центрального детского театра.
Здесь ему сразу дали роль Сани Григорьева в спектакле «Два капитана» по роману Вениамина Каверина. В 1949 году молодой актер сыграл еще одну главную роль — майора Добрынина в спектакле «Я хочу домой» по пьесе Сергея Михалкова, за которую был удостоен Сталинской премии.
Несмотря на то что к началу 50-х Александр Михайлов становится ведущим актером ЦДТ, на сцене которого играл Чацкого в «Горе от ума», Владимира Дубровского в «Дубровском», Жадова в «Доходном месте», в 1953 году он принимает решение о переходе во МХАТ, где блестяще играет Лермонтова в одноименной пьесе Бориса Лавренева и заставляет говорить о себе всю театральную Москву.
Однако всесоюзную славу ему всё-таки принес кинематограф. В 1955 году кинорежиссер Владимир Венгеров предлагает Александру Михайлову роль уже однажды сыгранного им на театральной сцене Сани Григорьева в кино экранизации романа «Два капитана».
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что именно по этой роли сегодня главным образом и помнят этого замечательного актера.
В 1957 году на экраны вышли сразу два фильма с Александром Михайловым в главных ролях. Но если первый из них «Борец и клоун» в котором он сыграл, знаменитого русского артиста цирка Анатолия Леонидовича Дурова помнят и сегодня
то фильм Александра Столпера «Неповторимая весна» где Александр Михайлов сыграл главную роль археолога Евгения Бурова, особого успеха не имел несмотря на то, что его партнершей была кинозвезда 50-х Изольда Извицкая.
В дальнейшем Александр Михайлов в кино снимался мало, полностью сосредоточившись на работе во МХАТе.
К сожалению, после того, как в 1970 году прославленный театр возглавил Олег Ефремов, Александр Михайлов то, что называется «выпал из обоймы» и больших ролей ему не давали.
После раскола МХАТа на «Ефремовский» и «Доронинский» Олег Николаевич не взял Михайлова к себе, да и труппе Татьяны Васильевны он не пришёлся ко двору.
В конце 80-х у актера было диагностировано тяжелое онкологическое заболевание, а в 1992 году он ещё и перенес инсульт.
14 марта 1992 года, не дожив полгода до своего 70-летия, Александр Михайлов скончался. Похоронили его на втором участке Новодевичьего кладбища рядом с могилами родителей жены известных актеров А. И. Горюнова и В. Д. Бендиной.
Кириллов Игорь Леонидович (1932–2021)
Популярнейший диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР (1957—1991), актёр, тележурналист. Лауреат Государственной премии СССР, Народный артист СССР.
Родился 14 сентября 1932 года в Москве. В 1955 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина и был распределен в труппу Московского театра драмы и комедии, преобразованного в дальнейшем в знаменитый Театр на Таганке.
Прослужив пару лет скажем так не в самом популярном московском театре в 1957 году Игорь Кириллов прошёл отбор в группу дикторов, проходивший в Шаболовском телецентре и 27 сентября того же года впервые вышел в эфир.
Был лицом советского телевидения более 30 лет. Без Игоря Кириллова не обходился ни один праздничный «Голубой огонек»
ни одна праздничная трансляция с Красной площади
да и вообще ни одно значимое событие.
Более 20 лет Игорь Леонидович Кириллов был диктором программы «Время»
После ухода из отдела дикторов с 1990 по 1991 год работал ведущим ряда телепрограмм компании «ВИД», как бы олицетворяя преемственность поколений.
В 90-е – 00 годы был консультантом в целом ряде телекомпаний, принимал участие в отдельных проектах
Снялся в нескольких фильмах в роли самого себя, или говоря кинематографическим языком Камео.
Скончался Народный артист СССР Игорь Леонидович Кириллов 29 октября 2021 года на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок №11. К сожалению, несмотря на то, что со дня смерти телеведущего прошло почти 4 года памятника на могиле пока нет.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.