Найти в Дзене

"Вещий Олег". Сомнение в своем друге и страх перед ним.

Некрасов в стихотворении "Нравственный человек" вывел образ такого середнячка, который "никому не сделал в жизни зла", всегда все делал правильно, вроде бы никаких преступлений не совершал, но в то же время, несмотря на свое благообразие, он доставляет несчастье близким, даже не подозревая об этом. Может, кому-то покажется странной натяжкой сравнить "Вещего Олега" с этим героем, но при анализе характера Олега мне пришли в голову именно эти строки: "Я никому не сделал в жизни зла...". Олег считает себя очень правильным, он всегда на коне. Да он и правда большой молодец, кто же с этим спорит. Он основал Русское государство, он удивительный стратег, и заслуженно знает только успехи и победы. Но отстраняя от себя коня, сулящего ему смерть, Олег недалеко ушел от тех героев мифов и сказок, что пытаются косвенно или прямо уничтожить существо, сулящее смерть. В греческой мифологии это и Кронос, проглатывающий своих детей, и Акрисий, избавляющийся от Персея, и Эдип, выкинувший своего сына. Все

Некрасов в стихотворении "Нравственный человек" вывел образ такого середнячка, который "никому не сделал в жизни зла", всегда все делал правильно, вроде бы никаких преступлений не совершал, но в то же время, несмотря на свое благообразие, он доставляет несчастье близким, даже не подозревая об этом.

Может, кому-то покажется странной натяжкой сравнить "Вещего Олега" с этим героем, но при анализе характера Олега мне пришли в голову именно эти строки: "Я никому не сделал в жизни зла...".

Олег считает себя очень правильным, он всегда на коне. Да он и правда большой молодец, кто же с этим спорит. Он основал Русское государство, он удивительный стратег, и заслуженно знает только успехи и победы.

Но отстраняя от себя коня, сулящего ему смерть, Олег недалеко ушел от тех героев мифов и сказок, что пытаются косвенно или прямо уничтожить существо, сулящее смерть. В греческой мифологии это и Кронос, проглатывающий своих детей, и Акрисий, избавляющийся от Персея, и Эдип, выкинувший своего сына. Все они, как и вещий Олег, испугались предсказания от ясновидящего, что близкое существо сулит им опасный конец.

В отличие от тех злодеев, что действуют явно бесчеловечно и дико (Кронос, Акрисий, уничтожающие своих потомков), Олег действует гуманно, он вроде бы не делает никому явного зла. Он же не в ящик своего коня заколотил и не в океан сбросил. Не заточил в башне, как Акрисий свою дочь. Не изувечил, бросив на съедение зверям, как отец Эдипа.

Он просто мягко так, железной рукой в бархатной перчатке, отстранил коня, лишил его смысла жизни, уволил преждевременно и не по собственному коня желанию. Это наверное первый конь на пенсии, в истории. Причем именно такая внезапная нежелательная пенсия, хоть и самая вольготная, которая удручает, старит и быстро вводит людей в состояние деградации. Конь скончался то ли от депрессии и одиночества, то ли просто от старости. Олег не выяснял, ведь чувства коня его не волновали. Есть такие люди, которые искренне уверены, что если существо сыто и одето, то больше ничего для счастья и не нужно. А дружба и тонкие эмоции - это все не так и важно.

Страх Олега перед своим конем напоминает нам и мотив страха человека перед стихийной силой. Он изображен в некоторых произведениях искусства, например, кони на Аничковом мосту. Этот момент хорошо показан в фильме "Петербург. Только по любви". Человек усмирил животное, но страх перед этой стихией все же остается, это все еще стихия, которая способна убить.

Так и в сердце Олега вещего все же прокрался этот страх. Мало ли на что способен его ретивый и верный конь? Отдалив от себя это существо, Олег выявил в себе недоверие к своему другу и сомнение в его верности и дружбе. А где страх и недоверие, там нет настоящей любви.

Олега невозможно записать в злодеи. Но он не оказывается на высоте в этом испытании. Страх за себя превалирует. Поэтому можно сказать, что это великий воин и государственный деятель в стихотворении Пушкина предстает нравственным середнячком.