Карьера Донателло (ок. 1386-1466) — одного из самых выдающихся скульпторов эпохи Возрождения — отличалась редким размахом и многогранностью. Именно он подарил миру целую галерею шедевров, ставших знаковыми для искусства XV века. Среди мастеров того времени Донателло выделялся особой глубиной замысла, смелостью художественных решений и невероятным диапазоном эмоций, которые он умел передавать в своих работах.
Мастер одинаково уверенно создавал как монументальные статуи, так и камерные барельефы, сочетая виртуозную технику с новаторским видением. В его руках оживали мрамор и известняк, дерево, которое он порой окрашивал, воск, глина и гипс; он прекрасно владел бронзовым литьём и даже пробовал себя в изготовлении стеклянных фигурок — хотя до наших дней такие эксперименты не сохранились.
Талант Донателло высоко ценили не только во Флоренции, где он родился, но и далеко за её пределами. Его приглашали в Пизу, Рим, Сиену, Падую — главные художественные центры Италии того времени. Благодаря этому наследие мастера стало неотъемлемой частью всей европейской скульптуры, а его имя — синонимом новаторства и силы художественного выражения.
Долгая и насыщенная творческая жизнь Донателло нашла отражение в записях и воспоминаниях его современников. О его личных привычках известно немного, но даже эти редкие сведения рисуют образ человека, полностью погружённого в искусство и в то же время наделённого своеобразной богемностью: он отличался простотой вкусов, был горд, вспыльчив, порой дерзок и совершенно равнодушен к деньгам.
Донато ди Никколо, прозванный Донателло ("Маленький Донато"), появился на свет во Флоренции примерно в 1386 году. Его отец работал чесальщиком шерсти — обычное для Флоренции ремесло в городе, где бурно развивалось текстильное производство.
Есть версия, что первый импульс к будущему творчеству Донателло получил в 1402 году, когда вместе с другом, знаменитым впоследствии архитектором Филиппо Брунеллески, отправился в Рим.
Достоверно известно другое: между 1403 и 1407 годами юный мастер учился и трудился в мастерской Лоренцо Гиберти, помогая ему создавать первый из двух знаменитых комплектов бронзовых дверей флорентийского баптистерия. Этот проект был не только технически сложным, но и чрезвычайно престижным, поэтому в мастерскую Гиберти стремились попасть многие талантливые юноши. Сам Гиберти был выдающимся мастером работы по золоту и бронзе, но не занимался резьбой по камню, так что навыки работы с мрамором Донателло, вероятно, приобрёл уже в другой мастерской.
Примерно с 1407 года, когда Донателло было около двадцати, он начал работать как самостоятельный мастер и вскоре получил заказы на мраморные статуи для Флорентийского собора. Его первой крупной работой стала фигура Давида. Изначально скульптуру планировали установить на одной из контрфорсных подпор собора, но в итоге городской совет приобрёл её и разместил в здании администрации — нынешнем Палаццо Веккьо. Этот факт ясно показывает, что к тому времени имя Донателло уже вызывало уважение.
В образе Давида ещё заметны плавные, почти колышущиеся готические линии, унаследованные от его наставника Лоренцо Гиберти. Но вскоре Донателло полностью освободился от прежних влияний: его стиль обрёл вес, реалистичность и индивидуальность — качества, которые теперь считаются характерными для зрелого искусства Возрождения.
Одним из значимых проектов следующего периода стала работа для Орсанмикеле — уникального здания, сочетавшего функции церкви и зернохранилища и служившего символом гражданской гордости Флоренции. Городские гильдии соперничали между собой, стремясь украсить его фасады статуями своих небесных покровителей. Донателло создал для гильдии оружейников скульптуру Святого Георгия.
Первоначально фигура была дополнена настоящими доспехами и вооружением — шлемом и мечом или копьём, которое буквально "выходило" за пределы ниши. Молодой святой в исполнении мастера поражает внутренней энергией и изяществом: он стоит прямо и решительно, но в его облике читается напряжение перед неотвратимой схваткой.
Донателло создал целую серию выдающихся произведений для Орсанмикеле и Флорентийского собора, среди которых особенно выделяется его первая масштабная бронзовая работа — статуя Святого Людовика Тулузского. Бронза в то время считалась роскошным материалом, значительно дороже мрамора, а отливка крупной фигуры требовала не только мастерства, но и глубоких технических знаний. В этом проекте Донателло помогал Микелоццо ди Бартоломео — скульптор и знаток металла, ранее сотрудничавший с Лоренцо Гиберти. Микелоццо, также известный как архитектор, предположительно разработал архитектурную раму для статуи.
С 1424 по 1433 год Донателло и Микелоццо работали бок о бок, создавая значимые произведения, среди которых — монументальная гробница антипапы Иоанна XXIII в баптистерии Флоренции. Помимо основной мастерской во Флоренции, они арендовали дом в Пизе рядом с каррарскими мраморными каменоломнями, а в 1430–1433 годах трудились в Риме.
После возвращения во Флоренцию Донателло всё заметнее черпал вдохновение в античности, впечатление от которой он вынес из римской поездки. Яркий пример — "Кантория" (кафедра для певчих), созданная для собора в 1433–1439 годах: в ней соединены изысканные мотивы классического декора и рельеф с танцующими ангелами, напоминающими античных путти — пухлых весёлых младенцев.
Наиболее верным и щедрым покровителем Донателло был Козимо Медичи — фактический правитель Флоренции после 1434 года, который, оставаясь формально рядовым горожанином, определял политическую жизнь республики. Именно Козимо обеспечивал мастеру поток престижных заказов, предоставил просторную мастерскую почти за символическую плату и всячески поддерживал его в быту и работе.
Сохранилось предание, что на смертном одре Козимо попросил сына Пьеро позаботиться о пожилом скульпторе и гарантировать ему достойное содержание до конца дней. Медичи проявлял внимание не только к самому Донателло, но и к его близкому соратнику Микелоццо, поручив тому строительство знаменитого дворца Медичи, начатого в 1445 году.
Легендарная бронзовая фигура Давида — первая полностью обнажённая статуя эпохи Возрождения, выполненная как самостоятельная скульптура, — также, вероятно, обязана своим замыслом поездке мастера в Рим. Её пластика и спокойная уверенность перекликаются с древнегреческими образами атлетов, хотя часть искусствоведов полагает, что окончательная работа над ней могла быть завершена позднее.
С 1443 по 1453 год Донателло жил и работал в Падуе, североитальянском городе, который тогда находился под властью Венецианской республики. Именно здесь бронза окончательно стала его излюбленным материалом, а десятилетний период в городе принёс мастеру три по-настоящему монументальных произведения.
Для главного храма города — Базилики Святого Антония — Донателло создал два выдающихся произведения: внушительное бронзовое распятие и роскошный алтарный ансамбль, в который вошли самостоятельные фигуры, рельефы и декоративные элементы, демонстрирующие филигранное владение техникой.
Третьей работой, ставшей венцом падуанского периода, стала конная статуя знаменитого кондотьера Эразмо да Нарни, прозванного Гаттамелата — "медоточивая кошка" (иногда переводят как "сладкая кошка"). Великан из бронзы был заказан вдовой полководца и утверждён венецианскими властями.
Этот памятник стал первой полноразмерной бронзовой конной скульптурой со времён античности и поразил современников как техническим совершенством, так и величественной мощью. Впоследствии он вдохновил множество мастеров Европы, но ни один из последующих образцов не смог превзойти донателловского Гаттамелату по монументальности и художественной выразительности.
В ряде своих произведений, особенно предназначенных для обзора с большого расстояния, Донателло сознательно придавал формам подчеркнутую резкость. В поздний период его манера местами кажется почти грубой и предельно экспрессивной, словно мастер ставил во главу угла эмоциональную силу, а не изысканную отделку.
При этом он умел создавать и удивительно утончённые вещи. Донателло считается изобретателем особого приёма, получившего название rilievo schiacciato — "сплющенный рельеф". В этой технике мрамор обрабатывается столь тонко, что завершённое произведение выглядит скорее как лёгкий рисунок на каменной плоскости, чем как традиционная скульптура.
Не случайно юный Микеланджело, восхищавшийся мастером, выбрал именно этот способ для своей первой известной работы — "Мадонны у лестницы", тем самым отдав дань уважения гению Донателло.
Покинув Падую в 1453 году, примерно в семидесятилетнем возрасте, Донателло не утратил творческой энергии. В 1457–1459 годах он трудился в Сиене, а финальный этап жизни провёл во Флоренции, где пользовался особым расположением влиятельного клана Медичи и продолжал создавать произведения, подтвердившие его статус великого мастера эпохи Возрождения.
Для приходской церкви семьи Медичи — флорентийской Базилики Сан-Лоренцо — Донателло создал свои последние произведения, которые, увы, так и не довёл до конца: завершали их уже ученики и помощники. Две кафедры, украшенные рельефными бронзовыми панелями с эпизодами из жизни Христа, стали подлинным итогом его мастерства. В них ощущается невероятная эмоциональная сила и полная свобода художественного высказывания, характерные для позднего стиля мастера.
Донателло скончался 13 декабря 1466 года и был похоронен в той же базилике Сан-Лоренцо, рядом с усыпальницей своего покровителя Козимо Медичи. Его творчество оказало колоссальное влияние на итальянскую скульптуру и живопись эпохи Возрождения. Современники и последующие поколения художников черпали вдохновение в его умении работать с перспективой и в реалистичной, живой пластике фигур. Хотя со временем вкусы и художественные моды менялись, значение Донателло остаётся непререкаемым: он по праву считается одним из величайших скульпторов в истории мировой культуры.
***
Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.
Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями: