В качестве предисловия
В сентябре 1988 года у Салмана Рушди выходит четвертый роман - "Сатанинские стихи", действие которого происходит в двух параллельных мирах: в современных Бомбее и Лондоне и в древней Аравии. Написанный в жанре магического реализма, роман, как понятно, полон фантастических допущений. Так один из героев - Фаришта, бывший актер Болливуда, становится воплощением архангела Джабраила, перемещается во времени и пространстве, оказываясь, в том числе, в седьмом веке в аравийской пустыне, где общается с пророком Мухаммедом.
Роман вызывает скандал, в 1989-м лидер Ирана аятолла Хомейни выпускает фетву, призывающую казнить всех, кто был причастен к изданию романа; иранский религиозный фонд предлагает денежное вознаграждение за убийство Рушди. Чуть позже писатель приносит свои извинения, но это не отменяет "приговор". Несколько лет Рушди и его семья живут под охраной британского правительства. В 2000-м году он переезжает в США.
Прошло более 30 лет, и в августе 2022 года перед лекцией в американском городке Чатокуа на 75-летнего писателя Салмана Рушди было совершено покушение 23-летним исламским радикалом.
Нападавший успел нанести 15 ножевых ранений, в том числе в глаз, шею и живот, прежде чем его остановили. От смерти Рушди спасло чудо. Но писатель потерял один глаз, чувствительность пальцев левой руки, несколько месяцев заняла реабилитация. Оправившись после трагедии, он решает описать свой опыт возвращения к нормальной жизни.
***
Салман Рушди
"Язык — тоже нож. Он может вспороть этот мир и показать, что он значит, каково его внутреннее устройство, его секреты, правду о нем. Он может сделать разрез из одной реальности в другую. Может быть собачьей чушью, может раскрывать людям глаза, может творить прекрасное. Язык был моим ножом. Если бы мне внезапно пришлось участвовать в вынужденной драке на ножах, быть может, именно этот нож я стал бы использовать, чтобы отражать удары. Язык может стать орудием, которое я использую, чтобы перекроить свой мир и заявить на него свои права, чтобы починить рамку, поместить в нее свою картину мира и вновь повесить на стену, чтобы взять под свой контроль то, что со мною произошло, чтобы принять это, чтобы сделать это своим…"