Фонтан "Детский хоровод" на Привокзальной площади Сталинграда. Фото Эммануила Евзерихина.
Сражение за центральный железнодорожный вокзал Сталинграда - один из наиболее известных эпизодов Сталинградской битвы.
Кинооператор Авенир Софьин снимает здание горящего жд вокзала. Фото Эммануила Евзерихина.
На первый штурм Сталинграда немецкие войска пошли 13 сентября 1942 года. В этот день в 6:30 утра подразделения 51 армейского корпуса 6 армии Паулюса после артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление. В первый день боёв перед немецкими частями стояла задача захватить высоты западнее города.
389 пехотная дивизия захватила разъезд Разгуляевка и отбросила 23 танковый корпус РККА к лесопосадкам западнее города. Но остатки танковых бригад корпуса и сводный батальон смогли остановить наступление немецкой дивизии у окраины рабочих посёлков. При этом 389ПД понесла довольно серьёзные потери.
Пехота 71 и 295 пехотных дивизий при поддержке бронетранспортёров и «штугов» 244 дивизиона днём прорвалась к Авиагородку и отбив контратаки советских частей захватила аэродром «Школьный» и авиационное училище. К концу первого дня наступления эти дивизии взяли высоту 126,3 а так же часть высоты 112.
Чтобы не допустить прорыва немцев в город, командующий 62 армии Василий Иванович Чуйков, который вступил в должность командарма вечером 12 сентября, принял решение: ночью 14 сентября отбить у противника Авиагородок и высоту 126,3. В атаку пошли подразделения 38 отдельной мотострелковой бригады, 272 стрелкового полка НКВД и последний резерв Чуйкова – сводный 1345 полк 399 стрелковой дивизии. В бою пехоту должны были поддерживать оставшиеся танки 6 гв. танковой бригады. Для артиллерийской поддержки привлекались 3 полка ИПТАП, 3 артполка РГК и 3 полка гвардейских миномётов.
Эта контратака успеха не имела. Артиллерия смогла поддержать наступающих только в полосе 38ОМСБр. Начало атаки было назначено на 3:30 14 сентября. 272СП НКВД не имея поддержки артиллерии и танков всё таки смог прорваться на окраину Авиагордка. Здесь во время ожесточённого боя за авиаучилище были убиты командир 2 батальона 272СП НКВД старший лейтенант Дмитрий Ступин и заменивший его старший политрук В. Партугимов. 1345 сводный полк смог начать наступление только в 4:00. Около 5 часов утра полк попал под сильный артиллерийский огонь и стал отступать, оголив левый фланг 272СП НКВД.
С рассветом по 272 полку НКВД стала наносить удары немецкая авиация. В воздухе находилось одновременно около 60 самолётов. Около 11:00 подразделения 71 и 295 пехотных дивизий стали охватывать 272 полк НКВД с флангов. Через пару часов части 71ПД нанесли сильный удар в тыл и фланг полка НКВД. Под удар так же попали остатки 1345СП. Командование сводного полка и 6ГвТБр бросили свои части и ушли в тыл. Оставшийся без управления полк, понёсший большие потери, стал отходить в полосу обороны 1 батальона 272 полка НКВД. 2 и 3 батальоны 272СП потеряв в бою около 80% личного состава так же стали отступать. Только в этот момент в бой вступила наша артиллерия, которая стала наносить удары по улицам, ведущим от Авиагородка к центру Сталинграда.
Фото центральной части Сталинграда сделанное с немецкого самолёта. Чуть ниже центральной части фото видно здание жд вокзала и Привокзальную площадь с фонтаном.
Пехота 191 полка 71 пехотной дивизии к середине дня прорвалась к железнодорожным путям и увидела справа здание железнодорожного вокзала. Согласно донесениям 79 погранполка произошло это около 13:00. Здание вокзала представляло из себя массивное, крепкое двух-трёхэтажное строение с большим подвалом. 23 августа во время массированной бомбардировки города оно полностью выгорело, но было вполне пригодно для обороны, к тому же расположение вокзала превращало его в ключевой объект в центральной части города.
В районе вокзала немцами был захвачен эшелон с повреждёнными танками Т-34, которые везли на СТЗ на ремонт. В этот момент в районе жд вокзала и площади Павших борцов находилась только 3 рота под командованием капитана Ф. В. Приходько из состава 84 отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона майора П. Шеина, а так же последний уцелевший танк из 6 гв. танковой бригады. Этот танк, экипажем которого командовал лейтенант М.В. Власенко, застрял рядом с вокзалом на железнодорожном переезде. На помощь бойцам-железнодорожникам был отправлен заградотряд. Управление боем за вокзал взял на себя непосредственно сам командарм Чуйков.
Около 16:00 1 и 3 батальоны 194 пехотного полка 71 дивизии продолжили наступление на центральную часть города при поддержке штурмовых орудий и зениток. 3 батальон под командованием Г. Мюнха предпринял попытку штурма жд вокзала. Эта атака была отбита его защитниками. Так как «Штуги» поддержать немецкую пехоту своим огнём не могли, то на помощь была вызвана авиация, но самолёты в нужное время не прилетели и немцы пошли в повторную атаку не дождавшись поддержки с воздуха. «Юнкерсы» появились когда бой уже шёл и по ошибке нанесли удар по своей же пехоте, пересекавшей железнодорожные пути. Одна из рот понесла при этом большие потери – 20 солдат только убитыми. Тем не менее, батальон Мюнха свою задачу выполнил, захватив в этой атаке здание вокзала.
Оставив на вокзале только небольшой заслон, немецкая пехота стала продвигаться дальше в центральную часть города. Оставшийся заслон должны были заменить подходящие батальоны 191 пехотного полка, но они были связаны боем и подойти пока не могли. В 17:15 части 194ПП вышли к домам Специалистов, за ними была только Волга. В этой тяжелейшей ситуации, когда немцы быстро продвигались, а в части центра города практически не осталось частей Красной армии, Чуйков перебросил от элеватора батальон танков КВ из 133 танковой бригады. Из офицеров штаба армии было сформировано две группы под командованием начальника оперативного отдела И. Зализнюка и начальника автобронетанкового отдела подполковника М. Вайнруба. Группа Зализнюка, состоящая из 6 танков и роты охраны штаба, перекрыла улицы ведущие от жд вокзала к Волге и смогла, контратакуя, отбить несколько зданий. Группа Вайнруба в составе 3 танков и 30 человек завязала бой за "дома специалистов". Перед наступлением темноты в штаб 62 армии явился командир 6ГвТБр и сообщил, что последний уцелевший, хоть и повреждённый танк бригады продолжает вести бой у жд вокзала. В бригаде ещё оставалось в строю около ста «безлошадных» танкистов, которые получили приказ оборонять линию железной дороги от вокзала до моста через реку Царицу.
Советская пехота ведёт бой в Сталинграде.
Ближе к вечеру над городом начались ливневые дожди, из-за которых немецкая авиация прекратила поддержку своих войск, 71 пехотная дивизия остановилась для отдыха и приведения себя в порядок. В немецких штабах ситуация оценивалась очень оптимистично. Немецкие подразделения, несмотря на нехватку пехоты, прорвались в центр города и смогли нанести частям РККА большие потери и дезорганизовать их. Вечером на улице Медведицкой сдалась в плен рота комендантского управления города в составе около 80 человек. Часть этих пленных была использована немцами для подноса боеприпасов к «домам специалистов». На следующий день оставалось провести зачистку захваченной территории и занять расположенную за крутым обрывом узкую полосу берега Волги, находящуюся перед фронтом 194 пехотного полка.
Но именно на эту не занятую береговую полосу неожиданно для противника около 23 часов 14 сентября стала высаживаться советская пехота. Это были бойцы 1 батальона 42 гвардейского стрелкового полка 13 гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Александра Ильича Родимцева.