В Объединённых Арабских Эмиратах назревает технологическая революция в сфере логистики. Крупнейшие сети гипермаркетов и службы доставки планируют в ближайшие годы сократить численность курьеров и перейти на полностью автоматизированную систему — доставку товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов. Одним из первых о масштабных планах заявил сервис Lulu, специализирующийся на торговле продуктами, бытовой техникой и электроникой. Сейчас компания проводит исследование, которое должно определить оптимальные сценарии применения дронов в коммерческой доставке. Однако, чтобы перевести проект в стадию реальных полётов, потребуется официальное разрешение Министерства гражданской авиации ОАЭ.
Переход к воздушной доставке открывает новые перспективы как для бизнеса, так и для потребителей. Беспилотники способны значительно ускорить получение заказов и расширить зону охвата, что особенно важно для густонаселённых районов, страдающих от плотного автомобильного трафика. Кроме того, автоматизация процессов позволит компаниям снизить операционные издержки, сделав доставку более экономичной.
Знаковым событием на этом пути стало получение первой в стране лицензии BVLOS (Beyond Visual Line of Sight) — документа, разрешающего дронам совершать полёты за пределами прямой видимости оператора. Этого добилась китайская компания Keeta Drone, которая получила одобрение властей ещё в декабре прошлого года. В настоящий момент её аппараты работают на территории Dubai Silicon Oasis, обеспечивая доставку в радиусе 2,9 километра. Стоимость услуги составляет 9,5 дирхама (около 211 рублей). Руководство компании уже обсуждает с властями Дубая расширение географии полётов и увеличение числа обслуживаемых районов.
Тем временем в Абу-Даби компания LODD провела свой первый демонстрационный полёт автономного дрона в районе Khalifa City. В ходе испытаний был применён лебёдочный механизм, который позволяет опускать посылки прямо к двери получателя, не заставляя аппарат садиться на землю. Этот подход повышает безопасность и ускоряет процесс доставки, открывая дорогу к более широкому внедрению технологии в городской среде.
Почему этот пример так важен для нас с вами? Конечно, внедрение беспилотных решений в доставку в нынешних условиях едва ли возможно. Идёт война – враг всячески стремится загадить наше небо своими летательными аппаратами. Включат средства радиоэлектронной борьбы – и вместе с беспилотниками противника рухнут и БПЛА доставщиков. Но в любой ситуации нужно размышлять о будущем. Боевые действия неизбежно закончатся нашей победой – в том нет ни единого сомнения. И львиная доля технологий, которые применяли Вооружённые Силы, окажется востребованной в гражданском секторе. Вспомним хотя бы Вторую мировую войну.
Разработка ядерного оружия позволила развивать мирный атом и построить десятки атомных электростанций по всей планете, решив для ряда государств вопросы с энергетикой. Ракетные технологии стали прообразом космической программы. В годы мирового конфликта возник зародыш интернета. Активное развитие военной авиации подхлестнуло бурный рост гражданского пассажирского авиастроения. Именно после 1945-го постепенно полёты на лайнерах стали входить в повседневную жизнь простых людей. А уж сколько всего нового появилось в медицине, металлургии, средствах связи и коммуникациях – писать не переписать. Несомненно, схожая ситуация будет и после окончания Священной Операции.
У нас лучшие дроноводы и дронопроизводители мира. Провести конверсию и насытить отечественный рынок дронами-доставщиками будет очень легко. Но ждать годы не нужно – робототехнику в доставку следует внедрять уже сейчас. Этим летом на конференции РБК представитель "Яндекса" проговорился, что доставка роботом по себестоимости уже сравнялась с доставкой обычным курьером. Мужик, как говорится, тебя никто за язык не тянул. Больше разговоры о "безальтернативности" мигрантов-курьеров не принимаются в качестве чего-то релевантного. Развивайте технологии и не жалуйтесь на "дефицит кадров". Вам дай волю – вы бы всю Россию заселили среднеазиатами, лишь бы в "Яндекс GO" были миллионы новых аккаунтов.
Развитие робототехники и автоматизация производственных процессов, а в первую очередь – роботизация сферы услуг, это ключевой залог отказа от низкоквалифицированного труда мигрантов. А значит, защита нашей страны от замещающей иммиграции, которая ставит под вопрос существование России. Ни один аргумент сислибов, лоббирующих завод "незаменимых специалистов", не канает. "Это дело далёкого будущего", "Мы не ОАЭ", "Вырастут цены", "Надо поддержать братский Солнечностан" – все данные тезисы выведенного яйца не стоят. Если бы такими же категориями рассуждали другие страны, никогда не добились бы ничего.
Игорь Лисин