Я родилась во Владимире и с детства помню этих лошадей — мощных, с мохнатыми ногами и белыми отметинами. На городских праздниках они, запряжённые в тройки, тянули кареты — величественные, как из сказки. Недавно я снова встретила их — не на площади, а на племенном заводе «Монастырское подворье» в Юрьев-Польском районе.
Как появилась порода
История владимирского тяжеловоза началась ещё в конце XIX века. В Гавриловом Посаде (Ивановская область) и Юрьев-Польском (Владимирская область( местных кобыл скрещивали с европейскими тяжеловозами — клейдесдалями, шайрами и першеронами.
Официально порода была зарегистрирована в 1946 году. Её создавали для тяжёлой работы: вспашки глинистых почв, перевозки грузов, а также для нужд армии. В послевоенные годы владимирские тяжеловозы сыграли важную роль в восстановлении народного хозяйства.
Как выглядит владимирский тяжеловоз
Это крупная, мощная лошадь с добрым характером. Рост жеребцов — около 165 см, вес — до 1200 кг. Основные масти: гнедая, караковая, рыжая и вороная. Часто встречаются белые отметины на голове и ногах.
Лошади спокойные, понятливые и легко обучаются. Их можно увидеть в русских тройках, в полиции, а также в частных хозяйствах — как хобби-лошадей.
Упадок конезаводов
Сегодня владимирских тяжеловозов в России осталось всего около 500–600 голов. Это редкая порода, и число заводов, занимающихся её разведением, сокращается. Некоторые хозяйства были расформированы, другие — переданы частным владельцам. Многие работают на энтузиазме, без стабильной поддержки – как в примере с «Монастырским подворьем».
Где сегодня разводят владимирских тяжеловозов
- «Монастырское подворье» (Владимирская область)
- ГЗК им. В.И. Фомина (г. Владимир)
- Новоникольский конный завод (Уссурийск, Приморье)
- Частные хозяйства в Московской, Ленинградской, Челябинской и других областях
В следующей публикации я расскажу о заводе «Монастырское подворье», где живут эти удивительные лошади, и о том, как каждый из нас может прикоснуться к этому миру — сильному, доброму и почти забытому.
Читайте короткие заметки из путешествий в моем телеграм-канале.