Найти в Дзене

«Морской ястреб» Рафаэль Сабатини: нестареющая классика приключенческого жанра

Думаю, что имя Рафаэля Сабатини известно каждому любителю читать, во всяком случае, ценителю приключенческой литературы. В мои школьные годы «Одиссея капитана Блада» точно входила в летний список чтения. И я эту книгу, конечно, читала - и еще «Хроники» того же самого капитана. Но больше у Сабатини не читала ничего, а он написал немало. И вот, недавно захотелось чего-то откровенно приключенческого, без саспенса, аллюзий, глубоких слоев и иносказаний. Как «Пираты Карибского моря», только в виде книги. Так и вспомнила о Сабатини, и выбрала роман «Морской ястреб». Сюжет. В центре повествования судьба благородного сэра Оливера Трессилиана, который когда-то в молодости пиратствовал, но дело давнее и темное, а главное, недоказанное. В любом случае, он уже давно нажил себе репутацию и состояние, и в обществе ему вполне рады, почти везде. Он даже собирается жениться на прекрасной соседке Розамунде, но вот ее брат и опекун как раз против такого союза, поскольку считают сэра Оливера головорезом

Думаю, что имя Рафаэля Сабатини известно каждому любителю читать, во всяком случае, ценителю приключенческой литературы. В мои школьные годы «Одиссея капитана Блада» точно входила в летний список чтения. И я эту книгу, конечно, читала - и еще «Хроники» того же самого капитана. Но больше у Сабатини не читала ничего, а он написал немало. И вот, недавно захотелось чего-то откровенно приключенческого, без саспенса, аллюзий, глубоких слоев и иносказаний. Как «Пираты Карибского моря», только в виде книги. Так и вспомнила о Сабатини, и выбрала роман «Морской ястреб».

Обложка книги - Ozon
Обложка книги - Ozon

Сюжет. В центре повествования судьба благородного сэра Оливера Трессилиана, который когда-то в молодости пиратствовал, но дело давнее и темное, а главное, недоказанное. В любом случае, он уже давно нажил себе репутацию и состояние, и в обществе ему вполне рады, почти везде. Он даже собирается жениться на прекрасной соседке Розамунде, но вот ее брат и опекун как раз против такого союза, поскольку считают сэра Оливера головорезом с большой дороги. Как несложно догадаться, счастливой женитьбе не бывать - в дело вмешивается черное предательство, подлое, беспринципное. Сэр Оливер лишается всего и попадает на галеры... Но судьба дает ему новый шанс. Вот только отныне приходится идти другим путем. Путем морского ястреба.

Как я уже писала выше, опыт знакомства с романами Сабатини у меня был... двадцать пять лет назад. В связи с этим, конечно, были серьезные опасения, что сейчас книга, написанная более ста лет назад, не произведет должного впечатления в силу большой начитанности. Но раз душа хотела приключений, я решилась - причем в аудиоформате. Слушала на Яндекс Книгах, озвучка Всеволода Кузнецова. Сразу скажу: начитка отличная.

Скрин с Яндекс Музыки
Скрин с Яндекс Музыки

Что я могу сказать? Отчасти мои опасения оправдались. Не раз и не два во время прослушивания книги я думала: эх, как жаль, что мне не лет двадцать! Максимум 25. Была бы в полном восторге! В полнейшем! Пираты, исторические декорации, честь и кровь, благородный господин, ударенный ножом в спину, роковая любовь на острие - прямо-таки Ромео и Джульетта 2.0, еще и с щедрой примесью гаремных козней в духе Хюррем Султан из «Великолепного века»... А так... не покидало чувство ложки, которая хороша к обеду, а сейчас все-таки уже не очень подходит.

Нет, правда — интересно, захватывающе, в хорошем смысле сериальные крючки с "вотэтоповоротами" и сценами со смещением во времени, а потом рассказывают, как дошло до этой точки, прямо-таки киношная драматургия... Но если, например, этот "сериал" выключить, то как-то можно и не включать, что ли. Или включить когда-нибудь потом, при случае, и досмотреть. Или не досматривать. Все равно же не покидает смутное ощущение, что тут, как в уже упомянутых мной «Пиратах Карибского моря», все закончится хорошо. Во всяком случае, для основных персонажей.

Кстати, параллель с «Пиратами» не такая уж и случайная: всегда считала, что в этой киносаге прямо-таки дух романов Сабатини, да и не только его. Ну, оно и неудивительно: это уже самая что ни на есть классика, давно выдержавшая проверку временем. Так что вполне мог и здесь скрываться источник вдохновения. Почему нет. Тем более, по «Морскому ястребу» снимали фильм еще в 20-х (!) годах прошлого века.

Постер экранизации "Морского ястреба", 1924 год - Кинопоиск
Постер экранизации "Морского ястреба", 1924 год - Кинопоиск

И вот этим, кстати, Сабатини и впечатляет больше всего. «Морской ястреб» вышел в 1915-м году и был уже 15-м по счету романом Рафаэля. То есть он был активно издаваемым писателем, который занимался только этим - я имею в виду, профессионально, был на контракте. Творчество позволило ему переехать в Англию, стать подданным этой страны, работать переводчиком во времена Первой Мировой войны, а потом начать издаваться в США. Там уже один из его романов стал бестселлером - и понеслось. Успех, признание, экранизации... И, что самое главное, мы до сих пор его читаем.

Романы Сабатини дошли до наших дней, известны, читаются, переиздаются, озвучиваются. И да, до сих пор отлично идут - особенно когда читатель юн и увлечен именно приключенческой литературой. Но даже когда дух авантюризма и роковая любовь не так актуальны, «Морской ястреб», например, прекрасно разгружает голову и переключает. Как хороший фильм, который включаешь не ради глубин психоанализа и рефлексии, а за красивой картинкой, яркими персонажами, увлекательным сюжетом и саундтреком, который захочется добавить в плейлист. В общем, рекомендую, если возникнет настрой на классический приключенческий жанр.

Обложка книги - Ozon
Обложка книги - Ozon

Спасибо за внимание! Автор будет рад лайкам, обсуждению и подписке на канал 😊