Найти в Дзене
Дефект бабочки

Офис и Z: что значит «со мной так нельзя»

Оля уже несколько недель работала в нашем отделе, осваивая простые задачи: проверку шаблонов, оформление базовых договоров, расстановку подписей. Мы с Мариной и Ингой постепенно привыкали к её манере работать — уверенно, быстро, иногда непредсказуемо, но с определённым азартом, который сразу выделял её среди других новичков. Светлана мягко корректировала ход её работы и давала пояснения, если что-то вызывало непонимание. Всё шло обычно до момента, когда я однажды попросила Олю переслать подготовленный ею договор юристу из компании-партнера. — Оля, можешь отправить этот документ? — спросила я, ожидая обычного согласия. Оля откинулась на стуле, с серьезным лицом посмотрела на меня и произнесла: — Стоп! Так со мной нельзя, это нарушает мои личные границы. Я замерла, не сразу понимая, серьёзно ли это или шутка. Марина и Инга тихо переглянулись, а Светлана лишь улыбнулась, словно предвидя развитие ситуации. — Личные границы? — осторожно повторила я. — Да, — сказала Оля. — Я сама решаю, кто

Оля уже несколько недель работала в нашем отделе, осваивая простые задачи: проверку шаблонов, оформление базовых договоров, расстановку подписей. Мы с Мариной и Ингой постепенно привыкали к её манере работать — уверенно, быстро, иногда непредсказуемо, но с определённым азартом, который сразу выделял её среди других новичков. Светлана мягко корректировала ход её работы и давала пояснения, если что-то вызывало непонимание.

Всё шло обычно до момента, когда я однажды попросила Олю переслать подготовленный ею договор юристу из компании-партнера.

— Оля, можешь отправить этот документ? — спросила я, ожидая обычного согласия.

Оля откинулась на стуле, с серьезным лицом посмотрела на меня и произнесла:

— Стоп! Так со мной нельзя, это нарушает мои личные границы.

Я замерла, не сразу понимая, серьёзно ли это или шутка. Марина и Инга тихо переглянулись, а Светлана лишь улыбнулась, словно предвидя развитие ситуации.

— Личные границы? — осторожно повторила я.

— Да, — сказала Оля. — Я сама решаю, кто и когда может что-то делать с моими документами.

Ситуация разрешилась после короткой договорённости о том, как переслать файл так, чтобы её «границы» остались неприкосновенными. Спасибо Свете... Мы тихо усмехнулись, наблюдая, как один запрос превращается в целую мини-лекцию о личном пространстве и ответственности.

В течение дня возникали и другие случаи: Оля могла отказаться от совместной работы над шаблоном без предупреждения или на просьбу прокомментировать договор ответить:

— Можно фидбэк, но осторожно, это моё пространство.

*фидбэк - обратная связь.

Каждое взаимодействие требовало внимания, терпения и лёгкой гибкости. Светлана мягко подсказывала, мы с Мариной ловили каждое слово с улыбкой и лёгким изумлением.

Блин, Чтобы мы делали, если бы оказались с Олей один на один, без Светы. Скандал, крики, слезы... Не иначе.

...И уже дома мысли не оставляли меня: передо мной не капризная начинающая сотрудница, а проявление поколения Z, которое буквально живёт этим правилом. Иногда это помогает сохранять личное пространство, но чаще превращается в «кринж», когда любое действие вызывает возглас: «Со мной так нельзя».

*кринж - стыд.

Я поняла, что для понимания таких реакций нужно больше, чем терпение. Погрузившись в интернеты, стала изучать материалы про поколения и наткнулась на «Теорию поколений», а также статьи о ценностях разных возрастных групп. То, что сначала казалось непонятным или раздражающим, постепенно стало логичным: это не просто странная логика, а другой подход к взаимодействию.

Теория поколений: объясняет, что люди, родившиеся в разное время, формировались под влиянием исторических, социальных и технологических условий своего детства и юности. Это определяет их ценности, стиль общения, отношение к работе и способ восприятия мира. Например, поколение X ценит стабильность, дисциплину и личную ответственность, поколение Y — гибкость и командную работу, а поколение Z выросло в цифровом мире, привыкло к быстрому обмену информацией, мобильности и активно защищает личные границы.
Понимание этих различий помогает лучше строить взаимодействие между коллегами разных возрастов и снижать конфликты...

Поколение Z (примерно 1997–2012 гг. рождения)

1. Технологическая среда и восприятие информации

  • Сразу росли с интернетом, смартфонами и социальными сетями.
  • Легко переключаются между платформами (TikTok, YouTube, Instagram, мессенджеры).
  • Ожидают быстрый доступ к информации — длинные тексты редко читают, предпочитают инфографику, мемы, видео.

2. Формат подачи информации

  • Любят визуальные и интерактивные форматы: короткие видео, сторис, карусели, анимации.
  • Склонны к “фрагментарному” усвоению — читают заголовки, подзаголовки, быстрые выжимки.
  • Часто используют “самостоятельную проверку” — перескакивают на другие источники, чтобы свериться.

3. Внимание и концентрация

  • Короткая продолжительность концентрации: 8–12 секунд на одно сообщение.
  • Могут быстро фильтровать ненужную информацию, но при этом теряют контекст.
  • Склонны к мультизадачности — одновременно читают, слушают, смотрят видео.

4. Ценности и фильтры восприятия

  • Ценят визуальную достоверность, прозрачность и искренность.
  • Сильная реакция на мемы, юмор, иронию — это помогает усвоить сложную информацию.
  • Склонны к “самоопределению через контент”: подписываются на то, что отражает их интересы и мировоззрение.

5. Коммуникационные привычки

  • Активно используют эмодзи, стикеры, GIF — визуальные сигналы влияют на восприятие информации.
  • Любят краткие тексты, структурированные списки, инфографику.
  • Участвуют в обсуждениях в комментариях и лайках, воспринимают реакцию аудитории как часть информации.

________

Различия поколений проявляются не в знаниях или опыте, а в том, как люди воспринимают взаимодействие и устанавливают свои рамки. И уже тогда мне стало ясно: подобные ситуации с Олей — это только начало, новые уроки нас ждут каждый день...