Найти в Дзене

Архип Куинджи. Выставка «Иллюзия света» в Русском музее Санкт-Петербурга

Добрый день! Совсем недавно в нашем городе открылась полномасштабная выставка одного из самых ярких и загадочных художников в истории русской пейзажной живописи, художника, чей путь к славе был сложным и тернистым, да и принятие этой славы далось ему ох как тяжело, но обо всем по порядку..

-2

1842/1843/1844 - интересный факт, что до сих пор неизвестна точная дата его рождения.

Архип Куинджи родился в бедной семье с греческими корнями, недалеко от Мариуполя, отец его был сапожником. Исконную фамилию Еменджи (по отцу) художник впоследствии сменит на Куинджи.

Есть версия, что он носил фамилию деда Куюмчи, которая имела турецкое происхождение и была распространена среди азовских греков (тур. kuyumcu — «ювелир»). Фамилия означает «золотых дел мастер», так как такова была профессия деда художника-ювелира.
-3

Так получилось, что Куинджи очень рано осиротел, поэтому серьезного образования не получил, сумев окончить лишь 2 года приходского училища (нужно было трудиться, чтобы обеспечить себя).

Купец по фамилии Дуранте, заметив, что мальчик между работой постоянно что-то рисует, дал ему рекомендации к великому маринисту Ивану Айвазовскому. После чего Архип Куинджи, будучи пятнадцатилетним подростком, отправился из Мариуполя в Феодосию пешком. 

Айвазовский не увидел в подростке особого таланта и учить его не стал. Хотя и не прогнал, выделил юноше место под крышей и поручил красить забор и толочь краски для этого. Зато на Архипа обратил внимание родственник мастера — художник-маринист Адольф Фесслер. Он и познакомил юношу с основами живописи. У него же Куинджи научился смешивать краски и даже создавать собственные оттенки. Этот его навык вызывал уважение даже у Айвазовского.

Вернувшись в Мариуполь, он стал работать ретушером при фотоателье (трудился и в Одессе, и в Таганроге), что получалось у него достаточно талантливо, даже появилась перспектива открыть собственное ателье.

1863 год - Архип Куинджи увидел Веру, дочь богатого греческого купца Елевферия Кетчерджи. Было понятно, что у этой пары нет будущего, но Вера поставила родителям ультиматум: или он, или монастырь. Тогда отец девушки попросил Архипа заработать сто рублей, чтобы доказать, что сможет содержать жену, привыкшую вести совсем не простой образ жизни. Архипу удалось выполнить эту задачу, но хитрый купец поставил следующее условие: потенциальному жениху следовало сколотить себе состояние и сделать имя, которое не стыдно произнести в высоких слоях общества.

Ради этого Куинджи пешком отправляется в Петербург, где планирует поступить в Академию художеств.

Забегая вперед, расскажу, что Вера терпеливо ждала его, все эти годы влюбленные переписывались и смогли сохранить такие же яркие чувства, как и в первый день встречи. Архипу было 34 года, когда он наконец стал известным художником и смог устроить в 1875 году долгожданную свадьбу.

В Петербурге после двух неудачных попыток поступить в Академию художеств он принимает решение стать вольнослушателем за свои деньги. Ему посчастливилось учиться у разных профессоров, например, Павла Петровича Чистякова (великий мастер, воспитавший множество художников от Репина до Врубеля).

Репин И.Е. «Портер Архипа Ивановича Куинджи», 1877, ГРМ (Государственный Русский музей)
Репин И.Е. «Портер Архипа Ивановича Куинджи», 1877, ГРМ (Государственный Русский музей)

Во время обучения Куинджи входит в кружок прекрасных молодых специалистов, ближайшими друзьями его становятся Илья Репин и Виктор Васнецов, которые приняли большое участие в его судьбе. Совсем обеднев, Архип Иванович иногда элементарно нуждался в еде, друзья ему всегда помогали.

Портрет Архипа Ивановича, написанный Виктором Васнецовым. Фото сделано мной на выставке картин Васнецова в Русском музее
Портрет Архипа Ивановича, написанный Виктором Васнецовым. Фото сделано мной на выставке картин Васнецова в Русском музее

Однажды даже был случай, что он почти решил бросить обучение, никто долгое время его не мог найти. Васнецов обнаружил молодого человека в небольшом ателье за работой ретушером и смог уговорить его вернуться в Академию художеств.

1870 год - окончание обучения. Куинджи представил первую картину на суд академического совета с просьбой дать ему звание «свободного художника» (человек, который имеет право выставляться, обладает некой профессией, связанной с искусством).

Изображение из интернета. Неизвестно, где картина находится и существует ли вообще.
Изображение из интернета. Неизвестно, где картина находится и существует ли вообще.

Картина, видимо, впечатлила преподавателей и ему был дан положительный ответ на его просьбу, теперь он стал «свободным художником».

«Исаакиевский собор при луне», 1869. Смоленский государственный музей-заповедник. Практически все картины вынуждена была сфотографировать немного сбоку, чтобы избежать бликов.
«Исаакиевский собор при луне», 1869. Смоленский государственный музей-заповедник. Практически все картины вынуждена была сфотографировать немного сбоку, чтобы избежать бликов.

Сначала ему было сложно, но постепенно он сближается с реалистическим течением, которое отразилось в Товариществе передвижных выставок.

«Осенняя распутица», 1872, ГРМ
«Осенняя распутица», 1872, ГРМ

Первые его работы очень близки к традиционной пейзажной живописи. После данных картин на выставках заметили Архипа Ивановича, в прессе начали о нем писать.

«На острове Валааме», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
«На острове Валааме», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)

В 1870 году художник совершает свою первую поездку к Ладожскому озеру и на Валаам, которые оставят неизгладимый след в его творчестве.

«На острове Валааме» - это полотно стало первой работой Архипа Куинджи, которую приобрёл для своей коллекции Павел Третьяков (а это было важным знаком для молодых художников).

И.Е. Репин: «Среди передвижников с первой же вещи, «Валаама», его небольшие картинки вызывали большие споры, привлекали массы публики».
«На Валааме», 1873 год, Тульское музейное объединение
«На Валааме», 1873 год, Тульское музейное объединение

На деньги, полученные от коллекционера, Архип Иванович совершил поездку по Европе. Там он изучал искусство старых мастеров. После путешествия Куинджи отказался от грустного настроения на своих картинах.

«Забытая деревня», 1874, ГТГ
«Забытая деревня», 1874, ГТГ

Постепенно он финансово становится на ноги. Но в картинах пока не прослеживается чего-то индивидуального, не видно того, что можно было бы назвать «куинджевским стилем».

Архип Иванович отчаянно искал себя..

«Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875, ГТГ
«Чумацкий тракт в Мариуполе», 1875, ГТГ

«Степь. Нива», 1875, Ярославский художественный музей
«Степь. Нива», 1875, Ярославский художественный музей

«Крыши. Зима», 1876, ГРМ
«Крыши. Зима», 1876, ГРМ

1876 год - рождение настоящего Куинджи, которого мы все знаем, это «Украинская ночь».

Изображение из интернета. «Украинская ночь»
Изображение из интернета. «Украинская ночь»

Картина похожа на его дипломную работу, но тут уже виден индивидуальный стиль художника.

Первые этюды художник всегда делал на природе, пропуская первые впечатления через себя, а уже потом сами картины писал в мастерской, добавляя детали.

-16

Появляется такой феномен, как «ночь Куинджи», который переводил живопись художника на какой-то космический уровень, выводил ее за рамки нашего будничного восприятия природы.

Илья Репин назвал Куинджи «кудесником света»: "Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи."
«Лунная ночь на море. Крым», между 1876 и 1990, ГРМ
«Лунная ночь на море. Крым», между 1876 и 1990, ГРМ

«Закат», между 1876 и 1990, ГРМ
«Закат», между 1876 и 1990, ГРМ

Куинджи проводил эксперименты с красками, ему помогали его друзья - физик Федор Петрушевский и химик Дмитрий Менделеев. Во время опытов он пытался усилить свето-цветовое звучание красок, сделать их еще интенсивнее. К сожалению, не сохранилось никаких письменных записей об его экспериментах.

“Куинджи ввел моду на березу”, – считал художник Игорь Грабарь. Совершенно новаторское решение картины “Березовая роща”, близкое к кинематографу и фотографии, так потрясло современников, что многие живописцы действительно стали писать рощи.

«Березовая роща», 1879, ГТГ. Здесь уже виден сильный насыщенный солнечный свет, построена по принципу контраста. Картина разделена светотенью на две части ради достижения эффекта взрывного света.
«Березовая роща», 1879, ГТГ. Здесь уже виден сильный насыщенный солнечный свет, построена по принципу контраста. Картина разделена светотенью на две части ради достижения эффекта взрывного света.
Интересный факт: как-то в мастерской с помощью сверхмощного специального прибора выяснили, что Куинджи обладал абсолютно уникальным чувствованием света, его глаз умел различать столько оттенков, сколько не мог выделить больше ни один из художников.
«После дождя», 1879, ГТГ
«После дождя», 1879, ГТГ

Оба этюда «Березовая роща», 1879, ГРМ
Оба этюда «Березовая роща», 1879, ГРМ

«Север», 1879, ГТГ
«Север», 1879, ГТГ

Слава его росла, он стал и академиком, а потом и профессором Академии, он возглавлял одну из пейзажных мастерских (в которой он делал акцент на раскрытии индивидуальных талантов у учеников). 

1880 год - «Лунная ночь на Днепре»

На выставке просто потрясающе представлено данное полотно!
На выставке просто потрясающе представлено данное полотно!

Пронесся слух, что Куинджи пишет какую-то необычайную картину, которая затмит все, что он сделал до этого.

В те времена была такая практика, что богатые люди, коллекционеры могли приходить в мастерские к художникам и выбирать картины. Однажды к Куинджи пришел простой офицер (который не слишком понравился художнику) и поинтересовался стоимостью данной картины. Художник, чтобы отвязаться от настойчивого посетителя, назвал немыслимую цену в 5000 рублей, на что сразу же получил утвердительный ответ. В результате оказалось, что это был великий князь Константин Константинович Романов, который и приобрел работу по окончанию. 

Чтобы представить картину, художник решает сделать собственную индивидуальную выставку одной работы, чего не было никогда до этого в России. Архип Куинджи открывает выставку и берет деньги за посещение. Приходит туда очень много людей, полный аншлаг, посетителей оказалось около 13 000, люди приезжали с разных концов города и страны только для того, чтобы посмотреть уникальную работу. 

-24

Архип Иванович демонстрировал работу при искусственном освещении, свет был направлен так, чтобы максимально подчеркнуть таинственную атмосферу и загадочность ночи (люди даже предполагали, что полотно сзади подсвечено лампой, либо подозревали его в алхимии, махинациями с красками, что потом было опровергнуто учеными).

Выставка вознесла славу Куинджи на невероятную высоту, он создает несколько авторских копий картины, потому что еще несколько людей захотели приобрести ее к себе в коллекции.

Этюд
Этюд

Великий князь Константин Константинович настолько полюбил картину, что решил ее взять в кругосветное путешествие на яхте на два года. Иван Тургенев во Франции просил у князя оставить ее выставляться, чтобы сберечь ее, но получил отказ. Из-за длительного путешествия картина, конечно, подверглась воздействию морского воздуха, потеряв немного первоначальные краски. 

Иван Крамской предвидел это и писал, что надо бы художникам как-то зафиксировать, что из себя представляет картина, так как боялся, что краски изменят свой первоначальный цвет и потомки уже никогда не узнают, какой работа была в самом своем начале.
«Туманный день. Закат», 1880-е, ГРМ
«Туманный день. Закат», 1880-е, ГРМ

Но вдруг, в 1882 году, находясь на пике своей славы, Архип Куинджи принял поистине героическое для своей творческой судьбы решение: стать художником-затворником, перестать выставлять работы и писать в одиночестве.

Причины были загадкой для современников, может быть обостренная реакция на критику (при написании последующих картин, говорили, что они теряются на фоне «Лунной ночи», считали, что художник «исписался»). Завистников у мастера было достаточно, многие полагали, что он слишком сильно занят своей славой, что только и старается выделиться среди всех, что увлекся «саморекламой».

С 1882 до самой смерти двери его дома были открыты, хоть и не так широко, а вот в свою мастерскую с тех пор он пустил ближайших людей лишь однажды, открыв ее только на две недели (1901 год). К нему пришли самые близкие коллеги, ученики, где он показал всего четыре работы:

«Христос в Гефсиманском саду», 1901, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Художник не оставил о ней никаких воспоминаний. И специалисты толком не знают, когда и почему была написана работа, центром которой стал один из драматических евангельских сюжетов.
«Христос в Гефсиманском саду», 1901, Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник. Художник не оставил о ней никаких воспоминаний. И специалисты толком не знают, когда и почему была написана работа, центром которой стал один из драматических евангельских сюжетов.
Интересный факт про полотно: Когда картину привезли в Москву и разместили на стене выставочного зала Третьяковской галереи, направив на нее прожектор, произошло невероятное. То, что в Воронцовском музее привыкли видеть, как массу темных стволов Гефсиманского сада, неожиданно превратилось в фигуры апостолов, освещаемых метафизическим светом Спасителя.

Вот почему важно смотреть картины Куинджи вживую и при правильном освещении.

«Днепр утром», 1881, ГТГ
«Днепр утром», 1881, ГТГ

Фрагмент картины «Днепр утром»
Фрагмент картины «Днепр утром»

Изображение из интернета. «Березовая роща», вариант 3, 1901 год
Изображение из интернета. «Березовая роща», вариант 3, 1901 год

«Вечер на Украине», 1878 (частично переписана в 1901), ГРМ
«Вечер на Украине», 1878 (частично переписана в 1901), ГРМ

Покажу Вам фотографии картин, которые привлекли мое внимание:

«Днепр», начало 1900-х, ГРМ
«Днепр», начало 1900-х, ГРМ

«Ночное», ГРМ
«Ночное», ГРМ

«Морской прибой. Крым», между 1876 и 1890, ГРМ
«Морской прибой. Крым», между 1876 и 1890, ГРМ

«Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым», между 1876 и 1890, ГРМ
«Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым», между 1876 и 1890, ГРМ

«Парусник в море»
«Парусник в море»

«Солнечные пятна на инее», между 1876 и 1890, ГРМ
«Солнечные пятна на инее», между 1876 и 1890, ГРМ

«Степь. Пасмурный день», между 1890 и 1895, ГРМ
«Степь. Пасмурный день», между 1890 и 1895, ГРМ

«Осень. Туман», 1890-е, ГРМ
«Осень. Туман», 1890-е, ГРМ

«Туман в горах. Кавказ», 1890-е, ГРМ
«Туман в горах. Кавказ», 1890-е, ГРМ

«Волна», 1890-е, ГРМ
«Волна», 1890-е, ГРМ

«Осень», между 1890 и 1895, ГРМ
«Осень», между 1890 и 1895, ГРМ

«Полдень. Стадо в степи», между 1890 и 1895, ГРМ
«Полдень. Стадо в степи», между 1890 и 1895, ГРМ

«Облако. Закат», 1890-е, ГРМ
«Облако. Закат», 1890-е, ГРМ

«Море. Крым», 1890-е, ГРМ
«Море. Крым», 1890-е, ГРМ

«Эльбрус. Лунная ночь»
«Эльбрус. Лунная ночь»

«Ай-Петри. Крым», 1890-е, ГРМ
«Ай-Петри. Крым», 1890-е, ГРМ

После этого события до конца жизни никто, кроме его жены, не знал, что он пишет. В затворничестве Архип Куинджи больше не продавал картин.

Буквально все свои силы и материальные блага Архип и Вера направляли на благотворительность. Жена художника сама занималась домашними делами, обходясь без помощи прислуги, хотя статус Куинджи определенно предполагал наличие помощников по хозяйству. В семье не было детей, о чем супруги очень жалели. Всю свою нерастраченную нежность они обратили на учеников Архипа. Художник даже в 1898 году вывез своих учеников за границу на собственные средства.

Николай Рерих, ученик Архипа Ивановича: "Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Его частная жизнь была необычна, уединенна, и только ближайшие его ученики знали глубину души его. Ровно в полдень он всходил на крышу дома своего, и, как только гремела полуденная крепостная пушка, тысячи птиц собирались вокруг него. Он кормил их из своих рук, этих бесчисленных друзей своих: голубей, воробьёв, ворон, галок, ласточек. Казалось, все птицы столицы слетелись к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Он говорил мне: «Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя». Незабываемо было зрелище этого седого и улыбающегося человека, покрытого щебечущими пташками; оно останется среди самых дорогих воспоминаний… Одна из обычных радостей Куинджи была помогать бедным так, чтобы они не знали, откуда пришло это благодеяние. Неповторима была вся жизнь его…"

Бродский вспоминал, как Куинджи через него всегда жертвовал деньги на благотворительность (доставал пачку денег и не требовал никогда никакого отчета).

Когда он умер (1910 год), вдоль стен его мастерской стояли сотни его работ, в папках лежали графические листы. Оказалось, что новые работы Куинджи ни в чем не уступали «Лунной ночи».

«Прибой», 1900-е, ГРМ
«Прибой», 1900-е, ГРМ

«Облака», 1900-1905, ГРМ
«Облака», 1900-1905, ГРМ

«Дубы», 1900-1905, ГРМ
«Дубы», 1900-1905, ГРМ

«Лесное озеро. Облако», 1900-е, ГРМ
«Лесное озеро. Облако», 1900-е, ГРМ

«Эффект заката», 1900-е, ГРМ
«Эффект заката», 1900-е, ГРМ

«Закат в степи на берегу моря», 1900-1910, ГРМ
«Закат в степи на берегу моря», 1900-1910, ГРМ

«Крым», 1900-1905, ГРМ
«Крым», 1900-1905, ГРМ

«Снежные вершины. Кавказ», 1900-е, ГРМ
«Снежные вершины. Кавказ», 1900-е, ГРМ

«Закат», 1900-е, ГРМ
«Закат», 1900-е, ГРМ

«Пятна лунного света в лесу. Зима», 1900-1910, ГРМ
«Пятна лунного света в лесу. Зима», 1900-1910, ГРМ

«Лесные дали», «Роща», 1900-е, ГРМ
«Лесные дали», «Роща», 1900-е, ГРМ

«Радуга», 1900-1910, ГРМ
«Радуга», 1900-1910, ГРМ

«Закат зимой. Берег моря. Этюд», 1900-1910, ГРМ
«Закат зимой. Берег моря. Этюд», 1900-1910, ГРМ

Великого художника на похоронах провожало множество неизвестных его ученикам и коллегам людей, когда их спрашивали, откуда они знали Архипа Ивановича, они отвечали, что он был их благодетелем; круг тех, кому он помогал, был очень широким, из чего можно сделать вывод, что Архип Иванович Куинджи был человеком с большим сердцем.

Все свое имущество (несколько сотен тысяч рублей, обширные земли в Крыму, сотни работ) он завещал Обществу художников имени Куинджи (которое было создано за год до смерти мастера), любой художник мог обратиться туда за помощью. Это общество существовало вплоть до 1930 года. Когда его закрыли, большая часть полотен попала в Русский музей, но работы мастера можно найти по всей стране, ведь картины рассылали для помощи художникам по разным уголкам страны. 

Вера, его супруга, получала только небольшую ежегодную сумму, а после событий 1918 года эти деньги обесценились в один миг. Жена прославленного художника умерла от голода в Петрограде, пережив его на десять лет..

Художник был похоронен на Смоленском кладбище, но в 1952 году прах его перенесли в Некрополь деятелей русского искусства и литературы при Александро-Невской лавре.

Закончить мой рассказ о жизни и творчестве художника хочется следующим стихотворением Николая Гумилева:

«У живописца должен быть секрет,

Непостижимый даже через годы.

Особый колорит, особый свет,

Особенное виденье природы.

Тогда он сострадая и любя,

Рисует образ собственной Вселенной.

Тогда он целый мир вокруг себя

Преображает кистью вдохновенной!

Не объяснить секрета мастерством

И обаяньем подлинного чувства.

И мы нигде ответа не найдём,

Лишь в заповедных тайниках искусства.

В былые годы покоряла всех

Его картин магическая сила.

Он знал ошеломительный успех

И критика его превозносила.

Сиянье вод, блистание вершин...

Со временем раскроются секреты.

Но так писал лишь только он один -

Прославленный кудесник света...»

Спасибо, что дочитали и досмотрели. Конечно, творчество Архипа Куинджи, его виртуозное владение светом и красками очень сложно передать через экран, но я надеюсь, что мне удалось это хотя бы частично. Буду благодарна, если поделитесь Вашим отношением к творчеству художника.